Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ по ФЭМП старшего дошкольного возраста на тему: «Геометрические фигуры» 

Цель: Обобщение знаний о геометрических фигурах.

Коррекционно-образовательные задачи: 

1.Закреплять представления  ребенка  о геометрических фигурах.

2.Упражнять ребенка  в определении геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного восприятия.

  1. Продолжать развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному из признаков.

4.Учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

  1. Отрабатывать навыки связной, диалогической речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, зрительной памяти, внимания, творческого воображения, фантазии.

  1. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

1.Формировать  психологический  контакт, взаимопонимание  и сотрудничество, усидчивость, трудолюбие.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Оборудование: д/и «Логические блоки Дьеныша»,  д/и «Подбери фигуру», картинки геометрических фигур, картинки со сказочными героями, раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов.

Ход занятия

1.Организационный момент. 

-Здравствуй, (имя ребенка)! К нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь. Они пришли не с пустыми руками, и  приготовили для тебя  задания и вопросы, на которые ты должен будешь найти правильные ответы. 

  1. Актуализация ранее полученных знаний: 

Учитель-дефектолог:

 
Посмотри, что принесли тебе Маша и Медведь (выкладываем на столе геометрические фигуры из д/и «Логические блоки Дьеныша»). Давай вспомним, как называются эти фигуры, и назовем их цвета. (Ребенок поочередно называет фигуры и их цвета).  Молодец, а теперь поиграем! Сейчас я перемешаю все фигуры, а ты должен будешь найти и отдать мне все желтые  треугольники. (Ребенок находит желтые  треугольники и отдает их учителю). Хорошо, теперь найди все синие круги. (Учитель-дефектолог поочередно называет все фигуры и их цвета, ребенок находит нужные).  Посмотри, какие фигуры остались,  и назови их цвета. Молодец, у тебя очень хорошо получилось!

  1. Игра «Вспоминай-ка»(тренировка зрительной памяти и произвольного внимания):
    Учитель-дефектолог:

 
– С первым заданием ты справился, молодец! Теперь  внимательно посмотри на этот ряд с фигурами и постарайся запомнить все. (на протяжении 20 секунд показываем ребенку полоску бумаги с нарисованными фигурами, ребенок смотрит и запоминает) А теперь я спрячу картинку, а ты постарайся вспомнить и назвать все фигуры, которые были на ней изображены. (Ребенок называет фигуры) Молодец, а теперь расставь фигуры так, как они стояли на картинке.  Хорошо, давай проверим, правильно ли у тебя получилось! (демонстрируем ребенку образец, вместе находим ошибки. Игра повторяется несколько раз).

  1. «Волшебный мешочек»(игра для развития тактильных ощущений, узнавания геометрических фигур):


Учитель-дефектолог:

 
– Посмотри, что у меня есть! Это «волшебный мешочек» и сегодня ты можешь с ним поиграть. Закрой глаза! (ребенок закрывает глаза, учитель помещает на дно «волшебного мешочка» одну геометрическую фигуру, используя геометрические фигурки из д/и «Логические блоки Дьеныша»).  А теперь опусти руку в коробочку и попробуй определить, какая фигура в ней спряталась. Доставать фигуру нельзя!

 (Игра повторяется несколько раз.  Открывая глаза, ребенок называет цвет фигуры).

  1. Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать» (развитие мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики). 

Учитель-дефектолог: 
– Прежде чем продолжить играть, давай разомнем наши пальчики! Внимательно смотри на меня и повторяй движения

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивает руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касается большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» –

Этим сказкам каждый рад!

Показывает большой палец.

уйдём пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивает руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касается большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» –

Этим сказкам каждый рад!

Показывает большой палец.


– А теперь посчитай, а сколько сказок у нас на рисунке?
– Сосчитай,  сколько треугольников на рисунке?
– А сколько кружков?
– А теперь, давай раскрасим наших сказочных персонажей.

  1. «Веселые картинки»(тренировка мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, воображения)
    Учитель-дефектолог:
    – Наши пальчики отдохнули, теперь  немножко поработаем. Давай  с тобой  пофантазируем и составим  веселые картинки из фигурок, а потом сделаем из них аппликацию. (Если ребенок испытывает затруднения при выполнении задания и не может самостоятельно составить картинку с использованием геометрических фигур, учитель предлагает ему образец).
  2. Игра «Подбери фигуру» (тренировка зрительного восприятия, внимания, логического мышления, связной речи).

-А теперь я кладу в центр фигуру с изображением круга (овал, треугольник, ромб и т.д.), а ты должен подобрать соответствующие фигуре картинки. Вот какая интересная у нас с тобой получилась  игра.

8.Заключительный этап

Давай вспомним, в какие игры мы сегодня играли?

 Какая игра понравилась тебе больше всего?

 Какое задание было самым трудным? 

 Маше и Медведю очень понравилось, как ты сегодня работал на занятии.

 Они обязательно еще придут к тебе в гости.

А я  жду тебя на следующем занятии. До свидания!