МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 194 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КАРТИНАМИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

ТЕМА: РАССМАТРИВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН ХУДОЖНИКОВ И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» И И.С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». РИСОВАНИЕ ОСЕННЕГО ПЕЙЗАЖА ИЗ ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Подготовила: Алексеева

                                                                             Анастасия Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 194

Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи.

 

Задачи:

  1. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
  2. Формировать у детей представления о том, что одно и то же время года можно отразить в разных видах искусства: живопись, поэзия, музыка.
  3. Формировать умение выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения выразительных средств, в содержании.
  4. Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.
  5. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

 

Ход занятия:

  • Вводная часть:

Воспитатель: Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает ярко, чтобы потом заснуть до весны. Какое же это время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, это осень. Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы в лесу. Мы слушали голоса улетающих птиц, вдыхали осенний воздух, наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким нарядным убором деревьев и кустарников.

Ответы детей (3-5 человек)

  • Основная часть:

– Знакомство с творческим наследием русских поэтов об осени:

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения про осень известного поэта И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

Воспитатель: А какие стихи русских поэтов об осени вы знаете?

Дети:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле… 

 (Ф. Тютчев)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин)

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко – жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

(А. Твардовский)

 

Воспитатель: Вот так красиво и проникновенно писали об этом времени года известные русские поэты. А сейчас, мы посмотрим, как об этом рассказывали художники.

(Открыть картины и дать детям время рассмотреть их)

Воспитатель: Посмотрите, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение возникает у вас?

Дети: Восторг, радость, запах осеннего ветерка. (Выслушать ответы 3-5 человек)

Воспитатель: А почему у вас такое настроение?

Дети: Картины очень яркие.

Воспитатель: Какие краски использовал художник?

Дети: Жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, бордовые…

Воспитатель: А как эти краски можно ещё назвать?

Дети: Тёплые, солнечные, нарядные…

Воспитатель: Да, эти краски создают у нас радостное, праздничное настроение. Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали нам удивление, радость от увиденного вокруг в природе, восторг перед её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания.

Воспитатель: О каком же периоде осени рассказали нам художники?

Дети: об осени, о золотой осени, об октябре…

Воспитатель: Да, о середине осени. Они и назвали свои картины одинаково – «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите – каждый художник рассказал об осени по-своему, каждый увидел в ней что-то своё. Давайте внимательно рассмотрим полотна.

Воспитатель: Про что нам рассказывает художник Исаак Ильич Левитан в своей картине? Мы с вами уже рассматривали её. О чём она?

Дети: О красоте природы осенью.

Воспитатель: Верно. Здесь всё красиво: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится всё уже и уже. Кажется, что её тёмно-синяя вода медленно движется, становится вдали всё светлее и светлее. Слева – небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца. Узнали вы их? Что это за деревца?

Дети: Это берёзки.

Воспитатель: А как вы их узнали?

Дети: Они тонкие, у них белые стволы…

Воспитатель: Да, по белым стволам и ажурной золотой листве. Берёзовая роща пылает костром ярких осенних листьев. Чуть видны кое – где основания беленьких стволов. Листва деревьев словно горит ярким пламенем, жёлто-оранжевыми, коричнево-оранжевыми красками. А что мы видим ещё дальше?

Дети: За лесом видна деревня.

Воспитатель: Верно. Чуть видны домики и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. У подножия склона жёлтыми пятнами сияют берёзки. Деревья как бы расступаются перед нашим взором, чтобы показать нам лужайки и перелески, бескрайние дали полей и лесов, а сверху над этой красотой художник показывает голубизну холодного осеннего неба.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на другую картину. Полюбуемся на неё. Как вы думаете, о чём здесь нам рассказывает художник?

Дети: Тоже о золотой осени.

Воспитатель: Верно. Эти картины одинаковые или разные?

Дети: Они разные.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: На картине Левитана нарисованы разные деревья (и березы, и елки), речка, луг, деревня, поля. А на этой картине только несколько деревьев.

Воспитатель: Да, Иван Сергеевич Остроухов рассказывает на своей картине о красоте небольшого кусочка лета. Что мы видим на переднем плане?

Дети: разные деревья, есть старые и кривые деревья, есть молодые и стройные… клёны…кленовые листья на земле…

Воспитатель: Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клёна с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, ещё дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то ещё интересное заметил в этом уголке художник. Что это?

Дети: Две птички, сороки.

Воспитатель: Да, две сороки, скачущие по тропинке. Они о чем-то весело стрекочут. А чем еще отличаются эти картины?

Дети: Они нарисованы разными красками (на первой много светло-желтого, зеленого, голубого, а здесь – желтый и коричневый), на первой картине – березы, а здесь клены…

Воспитатель: а еще на картинах художники нарисовали разное время суток. У Левитана это день: ярко, все озарено солнечным светом, хотя солнце и не нарисовано, короткие тени у деревьев. На картине Остроухова – утро. Мы видим легкую туманную дымку, нет солнца, тихо и спокойно. 

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на обе картины, полюбуемся ими. Оба художника рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый по – своему. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие! Давайте мы с вами вспомним наши прогулки по осеннему лесу и нарисуем свои осенние пейзажи. Расскажите, что вы будете рисовать.

Дети: выслушать описания 3-4 детей.

Воспитатель: Какие краски вы будете использовать для своих рисунков?

Дети: желтую, оранжевую, красную, зеленую для листьев и травы, коричневую для земли и стволов деревьев, голубую для неба.

Воспитатель: А какие картины у вас получатся?

Дети: Радостные, веселые, солнечные…

Рисование осенних пейзажей под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

3.Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, какие картины мы с вами рассматривали?

Дети: Картины «Золотая осень» Левитана и Остроухова.

Воспитатель: Какая картина вам понравилась больше всего? И почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А что мы еще делали на сегодняшнем занятии?

Дети: читали стихи, рисовали пейзажи, слушали музыку…

Воспитатель: Что вы чувствовали, когда слушали это музыкальное произведение?

Дети: Нежность, светлую грусть, радость…

Воспитатель: Да, природа грустит об ушедшем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие у вас получились пейзажи. 

Анализ детских рисунков.