МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 194 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КАРТИНАМИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Подготовила: Алексеева

                                                                             Анастасия Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 194

Цель: Стимулировать потребность в осмыслении красоты природы в разные сезоны года, понимание пейзажной живописи.

Задачи: 

  1. формировать у детей личностную позицию во время восприятия искусства и высказывать ее; воспитывать у детей желание эмоционально воспринимать произведения искусства;

2.способствовать восприятию не только сюжета картины, но и художественного образа, настроения, состояния природы, отраженных в репродукции картины;

  1. развивать эстетические чувства детей, учить отвечать на вопросы: “Какие чувства вызвало у вас произведение?”, “Почему?”, “О чем вы думаете, рассматривая его?”;
  2. расширить и закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж; учить создавать его в своих работах.

Активизация словаря: “березовая роща”, “золотая осень”, “холодные и теплые тона”, “пейзаж”.

Подготовительная работа:

– чтение и разучивание стихотворений об осени;

– рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин различных художников на тему осенней природы;

– экскурсия вокруг детского сада, в природу с целью наблюдения за сезонными изменениями с приходом осени;

– экскурсия в близлежащую лесополосу;

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент:

– поздороваться с гостями;

– на столе поднос с листьями: “Что это?”, “Откуда они?”

Помните мы с вами ходили на прогулку и собирали там листья? Вот эти листья. Давайте их рассмотрим…

Дидактическая игра “Опиши листок”

Цель: закрепить умение детей называть цвета и отличать оттенки; продолжать учить образовывать из существительных прилагательные( лист дуба – дубовый лист).

  1. Основная часть:
  2. Вводная беседа:

Воспитатель: А теперь давайте присядем и послушаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина (рассказывает ребенок)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

– Дети, о каком времени года говорится в стихотворении? (осень)

– А почему вы так решили? (листья на деревьях разноцветные)

Поэт выразил свои чувства от увиденной красоты в стихотворении. А как художники могут выразить свои чувства? (нарисовать картину)

Художник выражает свои чувства с помощью красок. Он пишет картину.

– А как называется картина, на которой нарисована природа? (пейзаж)

Воспитатель: Художник рисует так, чтобы потом остальные люди на его картине узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он передает и время года и свое настроение.

– Давайте подумаем, что нужно художнику для работы? (краски, кисти, бумага, мольберт)

Художник берет  собой все необходимое и идет на природу.

– А как вы думаете, рисовать картину это труд? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Закройте, ребята, глаза. Я хочу познакомить вас с картиной, которую нарисовал художник Исаак Ильич Левитан.

  1. Показ картины: 

– Давайте полюбуемся ею (1-2 минуты под музыку “Октябрь” из цикла “Времена года” Петра Ильича Чайковского).

  1. Беседа по картине:

Воспитатель: На картине мы видим березовую рощу в золотистом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки, с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу – ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной, холодной. Осенний день полон света. Почти на линии горизонта заметны очертания строений.

– Как вы думаете, какое время года изобразил на своей картине Левитан? (осень).

– Почему вы так решили? ( желтые листья на деревьях).

– Какое настроение вызвала у вас эта картина? (радостное, печальное)

– Почему? (яркие краски, уходит лето….)

– Какие краски здесь радостные? Какие печальные?

Воспитатель: Радость художник передал теплыми красками, а грусть – холодными.

– Какие здесь теплые краски? (желтый, золотой, оранжевый, коричневый).

– А какие холодные? (голубой, синий)

– Каких красок на картине больше теплых или холодных? (теплых)

Воспитатель: Верно, тут больше теплых красок. Поэтому, глядя на картину нам тепло и радостно, мы испытываем удовольствие от красоты природы. Но в то же время мы испытываем и легкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем.

  1. Работа над планом картины:

– Что вы видите на картине? (лес, деревья, речка)

– А какие это деревья? (березы) Почему? (белый ствол) Какие они? (тонкие, мало листьев) А как называется много берез? (березовая роща)

– Что нарисовано близко, а что далеко? (близко деревья и река, далеко – березовая роща)

Воспитатель: В картине то, что нарисовано близко называется передний план, а то, что далеко – задний план.

– Одинаково ли нарисовны березы на переднем и заднем плане? (нет, передние большие, четко нарисованы, видны листики, а деревья на заднем плане маленькие и нечеткие)

– А теперь посмотрите на правую часть картины, что здесь нарисовано? (речка)

– А вы заметили что-то особенное в том, как художник нарисовал речку? (близко – широкая и темная, далеко- узкая и светлая)

– А как вы думаете почему? (то, что близко – большое, четкое, яркое, а то, что далеко – маленькое, бледное)

– А какого цвета художник изобразил небо? (светло-голубое с белыми облаками)

– А есть ли на картине солнце? Почему? (не нарисовано, но есть – небо без туч, есть тени от деревьев)

– А чего на картине больше неба или земли? (земли) Почему?(художник рисовал землю)

Воспитатель: Художнику очень понравились красоты родной земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше.

  1. Вхождение в картину:

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас посетить эту полянку. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, хлопаем в ладоши…..и вот мы уже стоим на берегу небольшой речки возле леса.

Почувствуйте чистый воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев, прощальное пение улетающих на юг птиц.

Физминутка: 1-2 минуты полетать как листья, покачаться как деревья, потечь как речка…

– Что мы видим вокруг себя? ( деревья, листья, трава, грибы, речка….)

– А что мы можем услышать? ( шелест листьев, шум ветра, журчание реки, крики птиц, улетающих в теплые края, кваканье лягушек у речке….)

– А чем здесь пахнет? (опавшей листвой, лесом, прелой травой, грибами….)

Возвращение домой. Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, хлопаем в ладоши…..и вот мы уже стоим на ковре в нашей группе.

  1. Практическая часть:

Воспитатель: А теперь я хочу превратить вас в настоящих художников и предложить вам самостоятельно нарисовать осенний пейзаж.

– Оденьте фартуки и береты;

– Подойдите к мольбертам и мысленно нарисуйте свою картину;

– Вспомним, как мы рисуем (сделать карандашный набросок, дорисовать мелкие детали, раскрасить сверху вниз);

– Самостоятельная работа под музыку.

III Подведение итогов:

Выставка и анализ рисунков