МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 194 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КАРТИНАМИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
ТЕМА: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Подготовила: Алексеева
Анастасия Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 194
Цель: Стимулировать потребность в осмыслении красоты природы в разные сезоны года, понимание пейзажной живописи.
Задачи:
- формировать у детей личностную позицию во время восприятия искусства и высказывать ее; воспитывать у детей желание эмоционально воспринимать произведения искусства;
2.способствовать восприятию не только сюжета картины, но и художественного образа, настроения, состояния природы, отраженных в репродукции картины;
- развивать эстетические чувства детей, учить отвечать на вопросы: “Какие чувства вызвало у вас произведение?”, “Почему?”, “О чем вы думаете, рассматривая его?”;
- расширить и закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж; учить создавать его в своих работах.
Активизация словаря: “березовая роща”, “золотая осень”, “холодные и теплые тона”, “пейзаж”.
Подготовительная работа:
– чтение и разучивание стихотворений об осени;
– рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин различных художников на тему осенней природы;
– экскурсия вокруг детского сада, в природу с целью наблюдения за сезонными изменениями с приходом осени;
– экскурсия в близлежащую лесополосу;
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент:
– поздороваться с гостями;
– на столе поднос с листьями: “Что это?”, “Откуда они?”
Помните мы с вами ходили на прогулку и собирали там листья? Вот эти листья. Давайте их рассмотрим…
Дидактическая игра “Опиши листок”
Цель: закрепить умение детей называть цвета и отличать оттенки; продолжать учить образовывать из существительных прилагательные( лист дуба – дубовый лист).
- Основная часть:
- Вводная беседа:
Воспитатель: А теперь давайте присядем и послушаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина (рассказывает ребенок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
– Дети, о каком времени года говорится в стихотворении? (осень)
– А почему вы так решили? (листья на деревьях разноцветные)
Поэт выразил свои чувства от увиденной красоты в стихотворении. А как художники могут выразить свои чувства? (нарисовать картину)
Художник выражает свои чувства с помощью красок. Он пишет картину.
– А как называется картина, на которой нарисована природа? (пейзаж)
Воспитатель: Художник рисует так, чтобы потом остальные люди на его картине узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он передает и время года и свое настроение.
– Давайте подумаем, что нужно художнику для работы? (краски, кисти, бумага, мольберт)
Художник берет собой все необходимое и идет на природу.
– А как вы думаете, рисовать картину это труд? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Закройте, ребята, глаза. Я хочу познакомить вас с картиной, которую нарисовал художник Исаак Ильич Левитан.
- Показ картины:
– Давайте полюбуемся ею (1-2 минуты под музыку “Октябрь” из цикла “Времена года” Петра Ильича Чайковского).
- Беседа по картине:
Воспитатель: На картине мы видим березовую рощу в золотистом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки, с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу – ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной, холодной. Осенний день полон света. Почти на линии горизонта заметны очертания строений.
– Как вы думаете, какое время года изобразил на своей картине Левитан? (осень).
– Почему вы так решили? ( желтые листья на деревьях).
– Какое настроение вызвала у вас эта картина? (радостное, печальное)
– Почему? (яркие краски, уходит лето….)
– Какие краски здесь радостные? Какие печальные?
Воспитатель: Радость художник передал теплыми красками, а грусть – холодными.
– Какие здесь теплые краски? (желтый, золотой, оранжевый, коричневый).
– А какие холодные? (голубой, синий)
– Каких красок на картине больше теплых или холодных? (теплых)
Воспитатель: Верно, тут больше теплых красок. Поэтому, глядя на картину нам тепло и радостно, мы испытываем удовольствие от красоты природы. Но в то же время мы испытываем и легкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем.
- Работа над планом картины:
– Что вы видите на картине? (лес, деревья, речка)
– А какие это деревья? (березы) Почему? (белый ствол) Какие они? (тонкие, мало листьев) А как называется много берез? (березовая роща)
– Что нарисовано близко, а что далеко? (близко деревья и река, далеко – березовая роща)
Воспитатель: В картине то, что нарисовано близко называется передний план, а то, что далеко – задний план.
– Одинаково ли нарисовны березы на переднем и заднем плане? (нет, передние большие, четко нарисованы, видны листики, а деревья на заднем плане маленькие и нечеткие)
– А теперь посмотрите на правую часть картины, что здесь нарисовано? (речка)
– А вы заметили что-то особенное в том, как художник нарисовал речку? (близко – широкая и темная, далеко- узкая и светлая)
– А как вы думаете почему? (то, что близко – большое, четкое, яркое, а то, что далеко – маленькое, бледное)
– А какого цвета художник изобразил небо? (светло-голубое с белыми облаками)
– А есть ли на картине солнце? Почему? (не нарисовано, но есть – небо без туч, есть тени от деревьев)
– А чего на картине больше неба или земли? (земли) Почему?(художник рисовал землю)
Воспитатель: Художнику очень понравились красоты родной земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше.
- Вхождение в картину:
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас посетить эту полянку. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, хлопаем в ладоши…..и вот мы уже стоим на берегу небольшой речки возле леса.
Почувствуйте чистый воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев, прощальное пение улетающих на юг птиц.
Физминутка: 1-2 минуты полетать как листья, покачаться как деревья, потечь как речка…
– Что мы видим вокруг себя? ( деревья, листья, трава, грибы, речка….)
– А что мы можем услышать? ( шелест листьев, шум ветра, журчание реки, крики птиц, улетающих в теплые края, кваканье лягушек у речке….)
– А чем здесь пахнет? (опавшей листвой, лесом, прелой травой, грибами….)
Возвращение домой. Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, хлопаем в ладоши…..и вот мы уже стоим на ковре в нашей группе.
- Практическая часть:
Воспитатель: А теперь я хочу превратить вас в настоящих художников и предложить вам самостоятельно нарисовать осенний пейзаж.
– Оденьте фартуки и береты;
– Подойдите к мольбертам и мысленно нарисуйте свою картину;
– Вспомним, как мы рисуем (сделать карандашный набросок, дорисовать мелкие детали, раскрасить сверху вниз);
– Самостоятельная работа под музыку.
III Подведение итогов:
Выставка и анализ рисунков