Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

(МКДОУ «Детский сад № 24»)

Творческий педагогический проект на тему:

«Народная культура и традиции» для детей старшего возраста

Выполнила: Скурихина Е. Ю.

музыкальный руководитель

с. Кичигино

2021 г.

Творческий педагогический проект для детей старшего возраста

«Народная культура и традиции»

 

Актуальность проекта:

Культура любого народа основа на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.

Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору особенно важно в наши дни, когда материальные ценности доминируют над духовными, а компьютеризация всё глубже и шире внедряется в жизнь ребёнка.

Приобщение ребёнка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нём фундамент нравственности, любви к Родине, её истории.

Мною был проведён опрос среди детей и анкетирование родителей группы о культуре и традициях русского народа. На основании опроса и анкет было выявлено, что опрашиваемые, недостаточно знакомы с данной темой. Это послужило мотивом выбора темы проекта «народная культура и традиции».

Проблема: Недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.

Участники проекта: педагоги группы, дети  5-7 лет

Тип проекта: творческий

Продолжительность: средней продолжительности

Цель: Ознакомление детей с русским народным фольклором

Задачи проекта: 

Образовательные: 

Учить петь выразительно, протягивая гласные звуки. Выполнять определённые танцевальные движения (притопы, «пружинку» с поворотом корпуса и др.).

Согласовывать движения с текстом песни. Продолжать знакомить с бытом, праздниками, музыкальными инструментами русского народа. 

Развивающие:

Развивать у детей музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.   

Воспитательные:

Воспитание у детей любви и уважения к народной культуре и традициям.

Ресурсное обеспечение:

1.Методические:

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста»

Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD»

https:/moluch.ru/th/1/archive/24/747/

Баркова Л. П. Народный фольклор- средство развития личности ребёнка/

Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова.- Текст: непосредственный// Вопросы дошкольной педагогики.-2016.-№ 1 (4).- С. 12- 14.- URL: https:/moluch.ru/th/1/archive/24/747/ (дата обращения: 23. 04. 2021).

2.Материально-технические:

Музыкальное сопровождение

Костюмы (Сказочница, Матушка, Батюшка, Машенька, Ванечка, Лошадка, Гуси- лебеди, Баба- Яга) для театрализованного представления

 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Анкетирование родителей по теме: «Выявление интереса к русской народной песне».

Обозначение актуальности, проблемы и темы будущего проекта.

Остановка цели и задач.

Основной этап:

Проведения беседы с детьми по теме: русские народные сказки, песни.

Подвижные игры: «Гуси», «Петух», «Бабка- Ёжка», «Гори- гори ясно», «Змейка»

Пропевание русских народных частушек «Ай, да серенький коток», «Напекла я пирогов», «Хороши наши частушки» и т. д., распевок «Вырастала трава, трава шёлковая», «Ты не стой, не стой колодец» и т. д. 

Рассматривание презентаций на тему «Быт и праздники русского народа», «Русские народные инструменты», экскурсия в центр «Русская изба». 

Разучивание танцев «Весёлый пляс», «Хоровод заведём»

Консультация для родителей по теме: «Роль русской народной сказки в жизни ребёнка»

Заключительный этап:

Презентация для педагогов по теме проекта

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта дети имеют представление о русской народной культуре. Появилось желание больше узнать о русском народном фольклоре.

Результаты проекта:

В результате проведённой работы у детей сформировалось представление о русском народном фольклоре. Расширились знания детей о песнях, играх, музыкальных инструментах, сказках и традициях русского народа. У детей появился интерес к познанию культуры своего народа.

Перспектива реализации проекта:

Показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» (с опорой на сценарий О. Емельяновой)

Изготовление атрибутов к подвижной игре собственного сочинения «Гуси»

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.И. Каплунова, И. Новоскольцева «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста»

3.Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD

  1. https:/moluch.ru/th/1/archive/24/747/

5.Баркова Л. П. Народный фольклор- средство развития личности ребёнка/ Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова.- Текст: непосредственный// Вопросы дошкольной педагогики.- 2016.- № 1 (4).- С. 12-14.- URL: https:/moluch.ru/th/1/archive/24/747/ (дата обращения: 23.04.2021).

 

Приложение 1

 

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в жизни ребёнка»

 

«Сказка- это зёрнышко, из которого прорастает 

эмоциональная оценка ребёнка жизненных явлений 

 

В. А. Сухомлинский

 

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во- первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что- то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства- сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнёт говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребёнок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребёнка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребёнка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать её красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логопедическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребёнок научится чётко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребёнка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказка? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребёнок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребёнка- то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребёнку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесёт свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадёт.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки- это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Всё происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов- борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Когда ребёнок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую- то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведёте со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

Прочитайте дома с детьми такие сказки:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Кот и петух»

«Ворона»

«Гуси- лебеди»

«Лиса и журавль»

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чём прочитали.  

 

Приложение 2

 

Анкета для родителей «Выявления интереса к русской народной песне»

Уважаемые родители!

 

Просим вас ответить на вопросы анкеты для выявления интереса 

к русской народной песне.

 

  1. Как вы считаете, влияет ли русская народная музыка на развитие ребёнка?_______
  2. Какую музыку дома вы предпочитаете слушать?__________
  3. Какие русские народные песни вы знаете?_______
  4. Поёте ли вы в семье с ребёнком русские народные песни?_________
  5. Оборудован ли у вас дома музыкальный уголок для ребёнка?____________
  6. Приобретаете ли вы своему ребёнку детские музыкальные инструменты?_________
  7. Музыкальные игрушки?_________
  8. Посещаете ли вы музыкальные занятия в детском саду?___________
  9. Делится ли ребёнок своими впечатлениями о музыкальных занятиях____________
  10. Участвует ли ваш ребёнок в мероприятиях, организуемых в детском саду?________
  11. Какое мероприятие с русским фольклором вы хотели бы посетить?_____________
  12. Какой мастер- класс вы хотели бы посмотреть?__________

 

Спасибо!