Муниципальное автономная организация

дополнительного образования 

«Детская школа искусств» г. Емва

Методическая разработка урока

Тема:

«Логопедические приёмы на уроках постановка голоса»

 

 

                                                                      Подготовила и провела преподаватель

                                                               хорового отделения

                                                         Далищинская Наталья Викторовна

г. Емва, 2022г.

Пояснительная записка

        В последнее время всё чаще и чаще в школы искусств и ДМШ приходят дети с дефектами речи. Некоторые дефекты возникают из-за вялости артикуляционного аппарата, а некоторые дефекты возможно устранить только на занятиях у логопеда. Такие дети тоже хотят научится петь, а родители надеются, что пение поможет исправить логопедические проблемы. 

         Существует много различных упражнение для выработки чёткой дикции, но на данном уроке мы будем делать упражнения, которые помогут подготовить артикуляционный аппарат к произношению буквы «Р». Из всех звуков русского языка звук «Р» наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка. У девочек, с которыми мы будем сегодня заниматься – горловое произношение звука «Р» и мы будем делать упражнения, которые подготовят их к правильному произношению. Так же мы уделим внимание дыханию: вдоху и выдоху, так как при произношении звуков очень важно делать это правильно.

Технологическая карта урока

ФИО преподавателя Далищинская Наталья Викторовна
Дата 01.12.2022г.
Ф.И. учищихся, год обучения Щевкун Злата, Корень Елизавета, первый год обучения
Специальность Постановка голоса
Тема занятия Логопедические приёмы на уроках постановка голоса
Тип занятия Тренировка навыков
Форма организации занятия Практическое занятие
Форма организации деятельности обучения Мелкогрупповая
Место и роль занятия в изучаемой теме У учащихся есть дефекты речи, одна из девочек занимается с логопедом. Для более хорошего результата необходимо постоянно делать артикуляционные упражнения. Обе учащиеся не выговаривают звук «р», поэтому комплекс упражнений подобран на постановку этого звука.
Цель занятия Работа над правильностью выполнения упражнений
Задачи занятия Образовательные: 

1. Совершенствование техники выполнения артикуляционных упражнений; 

2. Скорректировать выполнение некоторых сложных упражнений;

Воспитательные:

1. Активизировать творческий подход к работе над освоением упражнений;

2. Вовлечь в активную практическую деятельность;

Развивающие: 

1. Способствовать развитию мышц лица и артикуляционного аппарата; 

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков; 

Планируемые результаты Учащиеся понимают правильную технику выполнения упражнений
Используемые материалы Карточки с изображениями животных и предметов, ватные палочки, салфетки влажные и сухие, карточки со смайликами
Необходимое оборудование Зеркало, стулья, фортепиано

 

 

Этапы урока Время Задачи Содержание Действие преподавателя Действие обучающихся Методы и приёмы
1 этап. Организационный этап.
1 мин Подготовить и настроить учащихся на работу Приветствие,  настроить учащихся на урок с присутствием посторонних преподавателей Приветствие Приветствие Словесный метод: беседа
2 этап.

Мотивация к учебной деятельности.

Подготовка к активной учебной деятельности.

3

мин

Создание условий для включения учащихся в активную познавательную деятельность. Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Задаёт вопросы о том, что такое правильная певческая установка, для чего она нужна Отвечают, что «чтобы дыхание было правильным и голос звучал легко и свободно, певцу необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно». Повтор правила певческой установки в стихах: Чтобы песне зазвучать

Нужно правила узнать.

Установку сидя, стоя

Никогда не забывать.

Словесный: обсуждение.
3 этап: Актуализация знаний. Выполнение упражнений 15 мин Подготовить артикуляционный аппарат к следующим упражнениям Выполнение упражнений: Лягушка (Улыбка),

Слон (Трубочка), Лягушка-слон (Улыбка-Трубочка), Качели, Часики, Лопаточка, Иголочка, Лопаточка-Иголочка, Горка, Грибок, Гармошка, Лошадка, Катушка, Барабанчик, Змейка, Комарик, Лошадка фыркает

Показывает карточки с изображениями и читает стихи, соответствующие каждой картинке, следит за правильностью выполнения упражнений, показывает упражнения и по необходимости корректирует технику выполнения Выполняют упражнения перед зеркалом, поют гласные на заданной ноте Практический: выполнение упражнений. Наглядный: показ
4 этап: Сообщение нового материала. Решение новой задачи. 7 мин Вокально-логопедические упражнения «Машинка»,  «В горах», «Ракета». 

Губы в улыбке. Поём на слог «ля» попевку фа-соль-ля-соль-фа. Следим, чтобы двигался только язык. Упражнение повторить от других нот.

Показ упражнений, выполнение упражнений вместе с учениками, подыгрывание на фортепиано попевки Выполняют упражнения вместе с преподавателем Практический: выполнение упражнений. Наглядный: показ
5 этап: Творческое применение знаний 10 мин Закрепить правильное движение языка, нужное для звука «Р» Петь песню «Бабочки» на слог «да», на слог «ля» Показ задания, обратить внимание на положение головы и языка Поют мелодию песни на предложенные слоги, следят за певческой установкой, следят за положением языка во время пения Практический: выполнение задания
6 этап: Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

3 мин Осознание и закрепление пройденной на уроке темы, а также формирование практических навыков самостоятельного применения знаний Обсуждение и оставление плана по дальнейшей работе. Задает наводящие вопросы.

Подводит учащихся к плану самостоятельной (домашней) работы.

Демонстрирует понимание целей и задач самостоятельной работы. Словесный: обсуждение.
7 этап. Рефлексия 2 мин Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности Выбор подходящего смайлика на карточках Предлагает проанализировать свою работу на уроке. Учащиеся выбирают карточки со смайликами для оценки своих успехов. Самоконтроль допущенных ошибок: обсуждение допущенных ошибок Символический метод, самоконтроль, самооценка.

 

Предполагаемый ход урока

1 этап. Организационный этап.

Входят дети

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас на уроке гости, они пришли посмотреть, как хорошо вы занимаетесь на уроке. 

Дети рассаживаются на свои места. Звенит колокольчик.

2 этап. Мотивация к учебной деятельности. Подготовка к активной учебной деятельности.

Давайте вспомним, как надо правильно сидеть или стоять на уроке (ответы детей).  

Повтор правила певческой установки в стихах: 

Чтобы песне зазвучать

Нужно правила узнать.

Установку сидя, стоя

Никогда не забывать.

3 этап: Актуализация знаний. Выполнение упражнений

Артикуляционная гимнастика для звука «Р»

  1. Лягушка (Улыбка) Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «И». Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули – перестали. И нисколько не устали!

Учитель: А теперь сделаем это упражнение вслух (произносим гласную «И» на ноте соль первой октавы)

  1. Слон. (Трубочка) Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «У».

Подражаю я слону -губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Учитель: А теперь сделаем это упражнение вслух (произносим гласную «У» на ноте соль первой октавы)

  1. Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Учитель: А теперь сделаем это упражнение вслух (произносим гласную «И»  и «У» на ноте соль первой октавы)

  1. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

  1. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

  1. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…

  1. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…

  1. Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

  1. Горка. (киска сердится) Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

  1. Грибок. Рот открыт, язык присосать к нёбу. 

В лес мы по грибы пошли и в корзинке принесли: раз грибок, два грибок и т.д.

  1. Гармошка. Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

Я играю на гармошке, раз, два, три, четыре, пять

Поиграю, отдохну, и опять играть начну.

  1. Лошадка. Рот открыт, язык присосать к нёбу. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигать. (Если лошадка не получается, то делаем так: зажимаем кончик языка между зубами и втягиваем его как макаронину)
  2. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. Делаем под счёт.
  3. Барабанчик. Улыбнутся, открыть рот и многократно постучать кончиком языка в альвеолы, произнося «д-д-д». Подбородок при этом не двигается.
  4. Змейка. Длинную бумажку цепляем на язык и дуем на неё, добиваясь, чтобы она развевалась равномерно. 
  5. Комарик. Широкий язык ставим за верхние зубы и произносим звук между з и ж.  Произносим звук вверху и внизу.

Учитель: Как хорошо мы потрудились, пора нам расслабить наш язычок и ротик.

  1. Лошадка фыркает. Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

4 этап: Сообщение нового материала. Решение новой задачи.

Вокально-логопедические упражнения.

  1. Машинка. Заводим моторчик. Идём по классу, как только моторчик остановился, останавливаемся сами. Можно провести в виде соревнований. 
  2. В горах. Заводим моторчик и изображаем рукой и голосом движение «горка».
  3. Ракета. Заводим моторчик и изображаем рукой и голосом движение вверх.
  4. Губы в улыбке. Поём на слог «ля» попевку фа-соль-ля-соль-фа. Следим, чтобы двигался только язык. Упражнение повторить от других нот.

5 этап: Творческое применение знаний

  1. Работа над песней «Бабочки». 

– петь песню на слог «да», на слог «ля», на слог                                     

 6 этап: Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Вот и закончился наш урок. Вы сегодня молодцы. Ваш язычок сильно потрудился, поэтому я вам задаю вкусное домашнее задание. Для него нам понадобятся: блюдце, большая ложечка, чайная ложечка и кофейная ложечка. Берём ложечку, намазываем на неё варенье (или мороженное, мёд, кисель) и медленно вылизываем. Начинаем с большого предмета, и постепенно переходим к более маленьким. Упражнение необходимо выполнять каждый день, и тогда кончик вашего язычка будет крепким и сильным и мы сможем приступить к следующему этапу упражнений. 

7 этап. Рефлексия

Учитель: Ребята, а давайте мы сейчас выберем смайлики, которые будут отображать то, как вы считаете справились со всеми заданиями на нашем уроке? (Дети подходят к столу, где лежат карточки со смайликами и выбирают соответствующий, затем идёт обсуждение того, что получилось сегодня, а над чем ещё предстоит поработать.)

Спасибо за урок. (в конце урока учитель звенит в колокольчик).

Список литературы.

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников : практическое пособие / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 141, [2] с. : ил. ; 20 см. – (Серия “Библиотека логопеда”).

2. Микляева. Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. М.: Айрис-пресс, 2010. – 112 с.: ил. – (Популярная логопедия). ISBN …

3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков//Книга для логопеда.- 2-е издание, перераб.-М.: Просвещение,1996.-143с.