Проект занятия по внеурочной деятельности «Мой край»
2 А класс 2017-2018 уч. год МБОУ №СОШ №4 им. В.В. Бианки»
Генсицкая Лира Борисовна
Тема: «Есть по Чуйскому тракту дорога…»
Тип занятия: комбинированное
Цель занятия: формировать у учащихся представление о Чуйском тракте
Задачи занятия:
– создать условия для формирования у учащихся пространственного образа дороги
-развивать познавательную активность детей, умение самостоятельно работать с источником информации, отбирать главное, давать аргументированные ответы; осуществлять контроль
-воспитывать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: учебник, объект исследования, компьютер, проектор, презентация
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД, компетенции | |||
I. Мотивирование к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в пространство учебной деятельности |
||||||
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность.
– мы совершим необычную прогулку. Звучит песня о Чуйском тракте. На экране фото дороги (слайд № 1) |
Подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия.
Регулятивные УУД – волевая саморегуляция Личностные УУД – самоопределение Методы: -стимулирования и мотивации учащихся; – организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся |
||||
2. Актуализация и пробное действие
Цель: повторение изученного материала для «открытия нового знания» |
||||||
Воспроизводят и фиксируют знания, достаточные для построения нового знания
Ответы учащихся |
Активизирует познавательные интересы:
– поделитесь своими ощущениями; – прошу обратить ваше внимание на выставку книг, фото экспозиции О чём мы будем говорить сегодня на занятии? (о Чуйском тракте) Это и есть тема нашего урока. «Есть по Чуйскому тракту дорога…» Мы отправимся сегодня в интересное путешествие по этой красивейшей дороге и создадим её образ… |
Познавательные УУД
– структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, сравнение). Коммуникативные УУД – формирование и аргументация своего мнения Регулятивные УУД – фиксирование индивидуального затруднения |
||||
III. Постановка проблемы
Цель: создать условия для обсуждения затруднений, постановки учебной задачи |
||||||
Ответы учащихся
Предполагают и согласовывают тему урока и учебную задачу – исследуем дорогу – сделаем наиболее важные остановки на тракте Работа в группах: 1. учимся работать сообща 2. не перебиваем друг друга 3. слышим друг друга Помогаем друг другу |
Текст на слайде №2:
««Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам». Василий Шукшин Дорога вошла в пятёрку красивых дорог мира!!! -можно ли поспорить с автором? – Почему ? – Чего не знаем? – Что надо знать, чтобы ответить на эти вопросы? – поставьте учебную задачу – предлагаю исследовать, понаблюдать, отправиться в путешествие и найти ответ. – вы сейчас будете юными учёными: географы, историки и экологи . У каждого из вас было домашнее задание. Мы вместе будем создавать модель Чуйского тракта, для начала очень простую. – назовите правила работы в группе. |
Регулятивные УУД -Определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; Коммуникативные УУД – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах поведения, общения в группе и следовать им; Личностные УУД -учебно-познавательный интерес. |
||||
IV. Открытие нового знания (выход из затруднения)
Цель: приобретение новых знаний с помощью имеющихся знаний |
||||||
На доске стартовая модель
Выполняют практическую работу – 1788 год найдены первые сведения о дороге в письменных источниках (вьючная тропа) – 1922 год дорога гос. значения – Новосибирск – Бийск –Ташанта Дорога федерального значения Р- 256 – Бийск это 0 км! – родина Василия Шукшина: режисёр, писатель с мировым именем – гора Пикет – 294 м виден Бабырган
-памятник природы, культуры и археологии (стоянки др. тюрков) – самое крупное село не только Алтайского региона, но России – поворот на Г- Алтайск – музей камня Главное богатство – чилим (водяной орех)- Красная книга России Озеро неглубокое: 2-3 м. – в 60- годы фестиваль русско-монгольской дружбы – В. Шукшин снимал свои фильмы («Ваш сын и брат», «Живёт такой парень») -Усть Сема – поворот на Чемал Начинаются Семинский (длина 120км, г. Сарлык –высшая точка (2506 м) и Чергинский хребты (2014 м) с. Шебалино (склады и лавки бийских купцов) Семинский перевал Высшая точка Чуйского тракта (1717 м) – гос. Памятник природы с. Онгудай (геграфический центр Горного Алтая, самый богатый по количеству священных и сакральных мест) перевал Чике – Таман (4км – 4 км) 1460 м 1984 г. кап. ремонт дороги Место слияния Чуи и Катуни Древнее святилище Калбак – Таш (наскальные рисунки) Всемирная известность. В России такого места нет! Белый Бом – в прошлом самое опасное место тропы Акташ Курайский хребет (3446 м длина 140 км), Теректинский (2927 м дл. 150 км) и Катунский (4506 м дл. 150 м) С- Чуйский (4173, дл. 120 км) и Ю – Чуйский (3940 м) Кош –Агач Ташанта( граница с Монголией) 968 км от Новосибирска 630 км от Бийска Обитание снежного барса и архара охрана Юнеско |
– Посмотрите пожалуйста на доску. Это начало нашей модели
(Наблюдает за работой в группах. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу.) Просмотр слайда №3 –историки: историческая справка о первых сведениях и начале создания дороги –географы: название дороги – Бийск. Первая остановка. Почему? Слайд 3 (о км) –вторая остановка: Сростки Почему? –историки – географы – экологи -третья остановка: Майма – историки – четвёртая остановка: оз. Манжерок. Почему? –экологи – Географы – историки ( вопросы для гостей) –географы -Вопрос гостям (гора Сарлык, спуск, подъём: 9-11км) – удив. факт: 2 золотоносные реки Песчаная и Сема берут начало с Сем. хрепта 5 остановка историки географы -экологи – географы -историки – географы -Географы Вопрос гостям (спуск – подъём) -историки – географы -экологи -историки -географы -экологи |
Регулятивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; Познавательные УУД – использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; Поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества, достижение договорённостей и согласование общего решения; |
||||
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) |
||||||
-увидели красоту дороги, великолепие и разнообразие окружающей природы |
-Вернёмся к нашей задаче: сделать наиболее значимые остановки на тракте.
Получилось? -Отлично поработали наши географы, экологи и историки! |
Личностные УУД
-нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания. |
||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цель: самооценка усвоения нового способа действия |
||||||
Рассуждают, доказывают | -Посмотрите на нашу модель Чуйского тракта
Слайд (модель из музея) |
Личностные УУД
-нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания. |
||||
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: включение нового знания в систему знаний |
||||||
Дети отвечают на вопросы |
Познавательные УУД
– осознанные и произвольные речевые высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств |
|||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
||||||
Учащиеся делают вывод |
-Какую задачу ставили на уроке? -Удалось решить поставленную задачу? – меня удивило… – Родителям, я хотел бы рассказать… -Мне захотелось узнать больше о… |
Регулятивные УУД -осознание трудностей и старание их преодолевать; – понимание перспективы дальнейшей учебной работы Коммуникативные УУД –выражение своих мыслей в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения |