Проект  занятия по внеурочной деятельности «Мой край»

2 А класс 2017-2018 уч. год     МБОУ №СОШ №4 им. В.В. Бианки»

 

Генсицкая Лира Борисовна

 

Тема:  «Есть по Чуйскому тракту дорога…»

Тип занятия: комбинированное

Цель занятия:  формировать  у учащихся представление о Чуйском тракте

Задачи занятия:

– создать условия для  формирования у учащихся пространственного образа дороги

 

-развивать познавательную активность детей, умение  самостоятельно работать с источником информации, отбирать главное, давать аргументированные ответы; осуществлять контроль

 

-воспитывать  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

 

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,    индивидуальная, групповая.

Ресурсы: учебник, объект исследования, компьютер, проектор, презентация

 

Этапы урока Деятельность учащихся  Деятельность учителя Формируемые УУД, компетенции
I. Мотивирование к учебной деятельности 

Цель: включение учащихся в пространство  учебной деятельности

Приветствие учителя,  подготовка рабочих мест Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность.

– мы совершим необычную прогулку. Звучит песня о Чуйском тракте. На экране фото дороги (слайд № 1) 

Подготовка детей, создание эмоционального  фона восприятия.

Регулятивные УУД

– волевая саморегуляция

Личностные  УУД

– самоопределение

Методы:

-стимулирования и мотивации учащихся;

– организации и      осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся

2. Актуализация и пробное действие

Цель: повторение изученного материала для «открытия нового знания»

Воспроизводят и фиксируют знания, достаточные для построения нового знания

Ответы учащихся

Активизирует  познавательные интересы:

– поделитесь своими ощущениями;

–  прошу обратить ваше внимание на выставку книг, фото экспозиции О чём мы будем говорить сегодня на занятии? (о Чуйском тракте)

 Это и есть тема нашего  урока.

«Есть по Чуйскому тракту дорога…»

Мы отправимся сегодня в интересное путешествие по этой красивейшей  дороге и создадим её образ…

Познавательные УУД

– структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, сравнение).

Коммуникативные УУД

– формирование и аргументация своего мнения

Регулятивные УУД

– фиксирование индивидуального затруднения

III. Постановка проблемы

Цель: создать условия для  обсуждения затруднений,     постановки  учебной задачи

 Ответы учащихся

Предполагают и согласовывают тему урока и учебную задачу

исследуем дорогу

– сделаем наиболее важные остановки на тракте

Работа в группах:

1. учимся работать сообща

2. не перебиваем друг друга

3. слышим друг друга

Помогаем друг другу 

Текст на слайде №2:

««Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам». 

Василий Шукшин

Дорога вошла в пятёрку красивых дорог мира!!!

-можно ли поспорить с автором?

– Почему ?

– Чего не знаем?

– Что надо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

– поставьте учебную задачу 

–  предлагаю исследовать, понаблюдать, отправиться в путешествие и найти ответ.

– вы сейчас будете юными учёными: географы, историки и экологи .

У каждого из вас было домашнее задание.  Мы вместе будем создавать модель Чуйского тракта, для начала очень простую.

– назовите правила работы в группе. 

Регулятивные УУД

-Определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Коммуникативные УУД

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах поведения, общения в группе и следовать им;

Личностные УУД

-учебно-познавательный интерес.

IV. Открытие нового знания (выход из затруднения)

Цель: приобретение новых  знаний с помощью имеющихся знаний

На доске стартовая модель

Выполняют практическую работу

– 1788 год найдены первые сведения о дороге в письменных источниках (вьючная тропа)

1922 год дорога гос. значения

– Новосибирск – Бийск –Ташанта

  Дорога федерального значения

                Р- 256

– Бийск это 0 км!

– родина Василия Шукшина: режисёр, писатель с мировым именем

– гора Пикет – 294 м

виден Бабырган

   

-памятник природы, культуры и археологии (стоянки др. тюрков)

– самое крупное село не только Алтайского региона, но России

– поворот на Г- Алтайск

– музей камня

Главное богатство – чилим (водяной орех)- Красная книга России

Озеро неглубокое: 2-3 м.

– в  60- годы фестиваль русско-монгольской дружбы

– В. Шукшин снимал свои фильмы («Ваш сын и брат», «Живёт такой парень»)

-Усть Сема – поворот на Чемал

Начинаются Семинский (длина 120км, г. Сарлык –высшая точка (2506 м) и Чергинский хребты 

(2014 м)

с. Шебалино (склады и лавки бийских купцов)

 Семинский перевал

Высшая точка Чуйского тракта (1717 м) 

– гос. Памятник природы

с. Онгудай (геграфический центр Горного Алтая, самый богатый по количеству священных и сакральных мест)

перевал Чике – Таман (4км – 4 км)

1460 м

1984 г. кап. ремонт дороги

Место слияния Чуи и Катуни

 Древнее святилище Калбак – Таш (наскальные рисунки)

Всемирная известность. В России такого места нет!

Белый Бом – в прошлом самое опасное место тропы

Акташ

Курайский хребет (3446 м длина 140 км), 

Теректинский (2927 м дл. 150 км) и Катунский (4506 м дл. 150 м)

С- Чуйский (4173, дл. 120 км) и Ю – Чуйский (3940 м)

 Кош –Агач

 Ташанта( граница с Монголией) 968 км от Новосибирска

630 км от Бийска

    Обитание

 снежного барса и архара 

охрана Юнеско

– Посмотрите пожалуйста на доску. Это начало нашей модели 

(Наблюдает за работой в группах.  Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу.)

Просмотр слайда №3

историки: историческая справка о первых сведениях и начале создания дороги 

географы: название дороги

– Бийск. Первая остановка. Почему?

Слайд 3 (о км)

вторая остановка: Сростки

Почему?

историки

– географы

 – экологи

-третья остановка: Майма

– историки

– четвёртая остановка: оз. Манжерок. Почему?

экологи

– Географы

– историки

( вопросы для гостей)

географы

-Вопрос гостям (гора Сарлык, спуск, подъём: 9-11км)

удив. факт: 2 золотоносные реки Песчаная и Сема берут начало 

с Сем. хрепта

5 остановка

историки

географы

-экологи

– географы

-историки

– географы

-Географы

Вопрос гостям (спуск – подъём)

-историки

– географы

-экологи

-историки

   -географы

-экологи

Регулятивные  УУД

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

Познавательные УУД

– использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

Поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД

– планирование учебного сотрудничества, достижение договорённостей и согласование общего решения;

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

-увидели красоту дороги, великолепие и разнообразие окружающей природы

-Вернёмся к нашей задаче: сделать наиболее значимые остановки на тракте. 

Получилось?

-Отлично поработали  наши географы, экологи и историки! 

Личностные УУД

-нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цель:  самооценка усвоения нового способа действия

Рассуждают, доказывают -Посмотрите на нашу модель Чуйского тракта

Слайд (модель из музея)

Личностные УУД

-нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний

    Дети отвечают на вопросы

Познавательные УУД

осознанные и произвольные речевые высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: осознание учащимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

    Учащиеся делают вывод

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

– меня удивило…

– Родителям, я хотел бы рассказать…

-Мне захотелось узнать больше о…

Регулятивные УУД

-осознание трудностей и старание их преодолевать;

– понимание перспективы дальнейшей учебной работы

Коммуникативные УУД

выражение своих мыслей в словесной  форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения