УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ № 467 д/с

____________________ Г.А. Попова

«____»_____________20____г.

ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

наставника учителя-логопеда с молодыми специалистами учителями – логопедами на 2023 – 2024 учебный год

    В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает

роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным

качествам. Зачастую приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но без опыта работы. Начинающему учителю-логопеду  трудно составить рабочую программу, организовать работу с детьми и начать взаимодействовать с родителями.

Поэтому, профессиональную помощь должны оказать коллеги, имеющие знания и умения в области логопедии, владеющие теоретическими и практическими навыкам коррекционной логопедической работы.

Программа направлена на достижение следующих целей:

1) оказание помощи начинающему учителю-логопеду в повышении профессиональной

компетентности,

2) обеспечение профессионального и творческого роста учителя-логопеда в условиях

ФГОС

Программа направлена на достижение следующих задач:

1)  формировать профессионально значимые качества, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса,

2) совершенствовать качество коррекционного процесса средствами повышения

профессионального мастерства.

Принципы сотрудничества с молодыми специалистами:

1) доброжелательности среди начинающих специалистов; 

2) системности обучения и накопление опыта;

 Этапы реализации программы:

І этап  – установление профессионального взаимодействий педагога-наставника и молодого специалиста. Выявление профессиональных потребностей, устранение пробелов в знаниях. Знакомство с особенностями проведения коррекционного логопедического воздействия:

 – предметно-развивающая среда логопедического кабинета и  групп комбинированной направленности ДОО.

–  документация учителя-логопеда ДОО.

ІІ этап – Освоение коррекционного и аналитического направления работы учителя-логопеда:

– посещение занятий наставника и воспитателей групп по разным видам логопедической коррекции, консультаций с родителями.

ІІІ этап – Коррекционно-логопедическая деятельность молодого специалиста:

– разработка занятий с детьми, консультаций с родителями; 

– изучение методической литературы, внедрение новых технологий в свою работу, 

– самосовершенствование и саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Планируемые результаты

учитель-логопед приобретает профессиональные умения:

– умение анализировать уровень речевого развития детей на этапе диагностики и

наметить план коррекционно-развивающих действий;

– умение применять коррекционно-развивающие методики в работе с детьми с ОВЗ;

– умение проводить индивидуальные и подгрупповые занятия;

– умение проводить коррекционно-развивающую работу при различных нарушениях;

– умение анализировать развивающую среду в образовательном учреждении и создавать

эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся

среду в нем;

– умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-

воспитательном взаимодействии с ребенком;

-умение работать с документацией;

– умение общаться с родителями с учетом их индивидуально-личностных особенностей.

                               

                  План работы наставника на 2023-2024 учебный год

   

      В МБДОУ № 467 г. Новосибирска осуществляется организация наставничества с

молодыми специалистами. 

Целью такой работы является создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в их профессиональном становлении.

Наставник: учитель – логопед  Забобонова Людмила Николаевна.

Мероприятия в рамках обучения молодых специалистов 

(учителей-логопедов) 

в период 

с октября 2023 г. по апрель 2024 г.

Практическая часть (Ноябрь – Декабрь – Январь): 60 часов
Знакомство наставника и молодого специалиста (определение вопросов, проблем в работе, предметно-развивающая среда кабинета) 4 часа
Изучение документации, ее оформление (изучение задач и целей годового плана, структура перспективного плана, планирование занятий, речевых карт) 14 часов
Обследование детей (средний, старший, подготовительный к школе возраст) 6 часов
Заполнение речевых карт, динамики речевого развития 3 часа
Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях 4 часа
Проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики 2 часа
Посещение занятий по подготовке к обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) 2 часа
Посещение занятий по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи (старшая, подготовительная группа) 4 часа
Посещение индивидуальных занятий на разных этапах коррекции звукопроизношения (возраст детей от 3 – 7 лет) 10 часов
Проведение индивидуальных занятий молодым специалистом (возраст детей от 3 – 7 лет) 4 часа
Проведение групповых/подгрупповых занятий молодым специалистом (возраст детей от 3 – 7 лет) 2 часа
Организация работы по взаимодействию с родителями 2 часа
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ (педагог-психолог (учитель-дефектолог), инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, воспитатели) 3 час
Самостоятельная работа (Декабрь 2 – 4 недели): 12 часов
Составить годовое календарно-тематическое планирование (возрастная категория на выбор наставника) 4 часа
Составить годовой план индивидуальной коррекционной работы/ИОМ (возрастная категория на выбор наставника) 2 часа
Подобрать материал на автоматизацию и дифференциацию звуков  2 часа
Собрать пакет документации для ПМПК (карта ребенка, заявление, согласие, направление, представление) 2 часа

1 час

Написать план проведения родительского собрания/консультации с родителями/с педагогами ДОО
Изучение ФАОП  1 час
Итоговая аттестация (Январь)

– проведение индивидуального, группового/подгруппового занятия;

– тестирование.

Анализ логопедического занятия

по теме: «Автоматизация звуков «Ль-Л» в слогах, словах в предложениях.

Ф.И.О.    Бир Наталья Даниловна

Дата проведения: 14.12.2023 г.

Форма занятия: индивидуальное

Возраст ребенка: 6 лет

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровень р.р. Дизартрия

Этап коррекционной работы: автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Задачи:

– совершенствовать артикуляционный уклад звуков Л-Ль;

– развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос;

– развивать фонематический слух, мелкую моторику рук;

– активизировать словарный запас;

 

Речевой материал, методы и приёмы, которые использовались на занятии, были подобраны с учётом возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей и этапа коррекционной работы. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись кратко и чётко. Использовалась следующая помощь: стимуляция речевой деятельности посредством указаний, сопряженного произнесения, коротких вопросов.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Прослеживалось поддержание единого алгоритма занятия, который содержал в себе единые структурные компоненты. Каждый этап занятия подготавливал ребёнка к последующей работе, предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.  

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата на занятии была использована артикуляционная гимнастика. С помощью дыхательной гимнастики произведено закрепление навыка целенаправленного ротового выдоха. Своевременно была выполнена физкультминутка для снятия напряжения и кратковременного активного отдыха. Для развития мелкой моторики рук проведена пальчиковая гимнастика, которая соответствовала лексической теме занятия.  Все эти задания способствовали предупреждению утомляемости и соответствовали теме занятия.

Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, взаимодействие в меру своих особенностей и возможностей, был заинтересован и организован.

Вывод: считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач и закрепление полученных знаний. Коррекционно-развивающие задачи занятия были достигнуты.

Оценка занятия – «отлично»

                                                      

                                                     Учитель-логопед Забобонова Людмила Николаевна

                                                                                                               Дата 14.12.2023 г.

                                       

                                           Анализ подгруппового занятия

                                   Занятие на тему «Продуты питания».

Ф.И.О.    Самойлюк Юлия 

Дата проведения: 10.12.2023 г.

Форма занятия: подгрупповое

Возраст детей: подготовительная группа

На занятии были поставлены следующие задачи:

расширить представление о продуктах питания, их значении для здоровья человека; закрепить словарь по лексической теме.

-обучение дошкольников образованию относительных прилагательных; закрепить умение подбирать обобщающее слово.

-учить дошкольников грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.

-активно использовать и употреблять в речи  глаголы: жарить, варить, печь, кипятить.

– развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

 Ход занятия выстроен в правильной последовательности,  форма занятия – игровая.  

Материал к занятию подобран в соответствии с  возрастными особенностями детей данной группы. Хочется отметить четкость в инструкциях и последовательность.

В ходе занятия педагог использовала загадки, ставила проблемные вопросы, которые  направляли детей на мыслительную деятельность,  сравнения, рассуждения.

  Индивидуальный подход к детям вызвал познавательный интерес и активность, что повысило результативность усвоения материала, дети старательно отвечали.

В целом занятие было организованно в нужном темпе, дети понимали и слушали педагога. 

Речь спокойная, эмоционально доброжелательная, был постоянный контроль над речью детей, педагог в тактичной форме исправляла речевые ошибки. Педагог хорошо владела коллективом детей.

Тема занятия полностью раскрыта, дети усвоили данный материал. 

 

Вывод: структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Фрагменты занятия логически связаны между собой. Задания давались в порядке нарастающей сложности. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и задачам занятия. 

 

Оценка занятия – «отлично»

                                                           

                                                                                    Учитель-логопед Забобонова Л.Н.

                                                                                      Дата 14.12.2023 г.