УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ № 467 д/с
____________________ Г.А. Попова
«____»_____________20____г.
ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
наставника учителя-логопеда с молодыми специалистами учителями – логопедами на 2023 – 2024 учебный год
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает
роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным
качествам. Зачастую приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но без опыта работы. Начинающему учителю-логопеду трудно составить рабочую программу, организовать работу с детьми и начать взаимодействовать с родителями.
Поэтому, профессиональную помощь должны оказать коллеги, имеющие знания и умения в области логопедии, владеющие теоретическими и практическими навыкам коррекционной логопедической работы.
Программа направлена на достижение следующих целей:
1) оказание помощи начинающему учителю-логопеду в повышении профессиональной
компетентности,
2) обеспечение профессионального и творческого роста учителя-логопеда в условиях
ФГОС
Программа направлена на достижение следующих задач:
1) формировать профессионально значимые качества, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса,
2) совершенствовать качество коррекционного процесса средствами повышения
профессионального мастерства.
Принципы сотрудничества с молодыми специалистами:
1) доброжелательности среди начинающих специалистов;
2) системности обучения и накопление опыта;
Этапы реализации программы:
І этап – установление профессионального взаимодействий педагога-наставника и молодого специалиста. Выявление профессиональных потребностей, устранение пробелов в знаниях. Знакомство с особенностями проведения коррекционного логопедического воздействия:
– предметно-развивающая среда логопедического кабинета и групп комбинированной направленности ДОО.
– документация учителя-логопеда ДОО.
ІІ этап – Освоение коррекционного и аналитического направления работы учителя-логопеда:
– посещение занятий наставника и воспитателей групп по разным видам логопедической коррекции, консультаций с родителями.
ІІІ этап – Коррекционно-логопедическая деятельность молодого специалиста:
– разработка занятий с детьми, консультаций с родителями;
– изучение методической литературы, внедрение новых технологий в свою работу,
– самосовершенствование и саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Планируемые результаты
учитель-логопед приобретает профессиональные умения:
– умение анализировать уровень речевого развития детей на этапе диагностики и
наметить план коррекционно-развивающих действий;
– умение применять коррекционно-развивающие методики в работе с детьми с ОВЗ;
– умение проводить индивидуальные и подгрупповые занятия;
– умение проводить коррекционно-развивающую работу при различных нарушениях;
– умение анализировать развивающую среду в образовательном учреждении и создавать
эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся
среду в нем;
– умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-
воспитательном взаимодействии с ребенком;
-умение работать с документацией;
– умение общаться с родителями с учетом их индивидуально-личностных особенностей.
План работы наставника на 2023-2024 учебный год
В МБДОУ № 467 г. Новосибирска осуществляется организация наставничества с
молодыми специалистами.
Целью такой работы является создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в их профессиональном становлении.
Наставник: учитель – логопед Забобонова Людмила Николаевна.
Мероприятия в рамках обучения молодых специалистов
(учителей-логопедов)
в период
с октября 2023 г. по апрель 2024 г.
Практическая часть (Ноябрь – Декабрь – Январь): 60 часов | |
Знакомство наставника и молодого специалиста (определение вопросов, проблем в работе, предметно-развивающая среда кабинета) | 4 часа |
Изучение документации, ее оформление (изучение задач и целей годового плана, структура перспективного плана, планирование занятий, речевых карт) | 14 часов |
Обследование детей (средний, старший, подготовительный к школе возраст) | 6 часов |
Заполнение речевых карт, динамики речевого развития | 3 часа |
Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях | 4 часа |
Проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики | 2 часа |
Посещение занятий по подготовке к обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) | 2 часа |
Посещение занятий по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи (старшая, подготовительная группа) | 4 часа |
Посещение индивидуальных занятий на разных этапах коррекции звукопроизношения (возраст детей от 3 – 7 лет) | 10 часов |
Проведение индивидуальных занятий молодым специалистом (возраст детей от 3 – 7 лет) | 4 часа |
Проведение групповых/подгрупповых занятий молодым специалистом (возраст детей от 3 – 7 лет) | 2 часа |
Организация работы по взаимодействию с родителями | 2 часа |
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ (педагог-психолог (учитель-дефектолог), инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, воспитатели) | 3 час |
Самостоятельная работа (Декабрь 2 – 4 недели): 12 часов | |
Составить годовое календарно-тематическое планирование (возрастная категория на выбор наставника) | 4 часа |
Составить годовой план индивидуальной коррекционной работы/ИОМ (возрастная категория на выбор наставника) | 2 часа |
Подобрать материал на автоматизацию и дифференциацию звуков | 2 часа |
Собрать пакет документации для ПМПК (карта ребенка, заявление, согласие, направление, представление) | 2 часа
1 час |
Написать план проведения родительского собрания/консультации с родителями/с педагогами ДОО | |
Изучение ФАОП | 1 час |
Итоговая аттестация (Январь):
– проведение индивидуального, группового/подгруппового занятия; – тестирование. |
Анализ логопедического занятия
по теме: «Автоматизация звуков «Ль-Л» в слогах, словах в предложениях.
Ф.И.О. Бир Наталья Даниловна
Дата проведения: 14.12.2023 г.
Форма занятия: индивидуальное
Возраст ребенка: 6 лет
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровень р.р. Дизартрия
Этап коррекционной работы: автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Задачи:
– совершенствовать артикуляционный уклад звуков Л-Ль;
– развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос;
– развивать фонематический слух, мелкую моторику рук;
– активизировать словарный запас;
Речевой материал, методы и приёмы, которые использовались на занятии, были подобраны с учётом возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей и этапа коррекционной работы. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись кратко и чётко. Использовалась следующая помощь: стимуляция речевой деятельности посредством указаний, сопряженного произнесения, коротких вопросов.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Прослеживалось поддержание единого алгоритма занятия, который содержал в себе единые структурные компоненты. Каждый этап занятия подготавливал ребёнка к последующей работе, предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата на занятии была использована артикуляционная гимнастика. С помощью дыхательной гимнастики произведено закрепление навыка целенаправленного ротового выдоха. Своевременно была выполнена физкультминутка для снятия напряжения и кратковременного активного отдыха. Для развития мелкой моторики рук проведена пальчиковая гимнастика, которая соответствовала лексической теме занятия. Все эти задания способствовали предупреждению утомляемости и соответствовали теме занятия.
Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, взаимодействие в меру своих особенностей и возможностей, был заинтересован и организован.
Вывод: считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач и закрепление полученных знаний. Коррекционно-развивающие задачи занятия были достигнуты.
Оценка занятия – «отлично»
Учитель-логопед Забобонова Людмила Николаевна
Дата 14.12.2023 г.
Анализ подгруппового занятия
Занятие на тему «Продуты питания».
Ф.И.О. Самойлюк Юлия
Дата проведения: 10.12.2023 г.
Форма занятия: подгрупповое
Возраст детей: подготовительная группа
На занятии были поставлены следующие задачи:
– расширить представление о продуктах питания, их значении для здоровья человека; закрепить словарь по лексической теме.
-обучение дошкольников образованию относительных прилагательных; закрепить умение подбирать обобщающее слово.
-учить дошкольников грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.
-активно использовать и употреблять в речи глаголы: жарить, варить, печь, кипятить.
– развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Ход занятия выстроен в правильной последовательности, форма занятия – игровая.
Материал к занятию подобран в соответствии с возрастными особенностями детей данной группы. Хочется отметить четкость в инструкциях и последовательность.
В ходе занятия педагог использовала загадки, ставила проблемные вопросы, которые направляли детей на мыслительную деятельность, сравнения, рассуждения.
Индивидуальный подход к детям вызвал познавательный интерес и активность, что повысило результативность усвоения материала, дети старательно отвечали.
В целом занятие было организованно в нужном темпе, дети понимали и слушали педагога.
Речь спокойная, эмоционально доброжелательная, был постоянный контроль над речью детей, педагог в тактичной форме исправляла речевые ошибки. Педагог хорошо владела коллективом детей.
Тема занятия полностью раскрыта, дети усвоили данный материал.
Вывод: структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Фрагменты занятия логически связаны между собой. Задания давались в порядке нарастающей сложности. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и задачам занятия.
Оценка занятия – «отлично»
Учитель-логопед Забобонова Л.Н.
Дата 14.12.2023 г.