Конспект ОД в старшей группе

«Земля – наш общий дом»

 Конспект ОД в старшей группе  «Земля — наш общий дом»

Цель: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля. 

Задачи.
1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.  Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой. Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Закреплять понятие, что мы – люди — являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух

  1. Развивать и корригировать познавательную активность, умение    устанавливать причинно-следственные связи в процессе совместной работы. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 
  1. Воспитыватьлюбознательность, потребность в получении  информации и соблюдении правил поведения в природе,  ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование:  картинки живой и не живой природы, пакеты, трубочки, шарик, крышки от фломастеров, баночки, апельсин, лук, резиновые игрушки, краски, бумага. 

Словарная работа: планета Земля, суша, живая и неживая природа, заповедник, Красная книга кляксография.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему природы, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

ОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

-Послушайте, у  каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (ответы детей)

– Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Посмотрите на экран, на нашу Землю, какой ее видно с космоса, наша планета самая красивая из всех планет (слайд). 

– А какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Нептун, Уран, Сатурн). 

Какая она, наша Земля? Что и каким цветом обозначено? 

Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её, пожалуйста.

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года – это всё вокруг… (природа)

 

-Кто скажет, что же такое природа? (Это мир, который нас окружает.)

Воспитатель: Ребята, а что именно нас с вами окружает в природе?

(солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

-Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.

– Что такое мир живой природы?

Дети: растения, птицы, животные- то, что растет, развивается, размножается.

Воспитатель: – Что такое мир неживой природы?

Дети: Это то, что не растет, не питается, не дышат, не двигаются, не размножаются.

Воспитатель: Что относится к миру неживой природы?

Дети: Камни, скалы, река, солнце, песок…

Воспитатель: – Сейчас мы  проведём  игру: «Живая и неживая природа» (картинки).

 Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жизнь невозможна.

А что именно, вам расскажут загадки:

1 ребёнок:

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

(Солнце)

Воспитатель: может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Дети: нет

Воспитатель: почему? (Ответы детей).

Послушайте следующую загадку:

2 ребёнок:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

(Воздух)

Воспитатель: а без воздуха можем мы прожить?

Дети: нет

Воспитатель: а почему?

Дети: воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

 Следующая загадка:

3 ребёнок:

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

(Вода)

Воспитатель: правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: без воды невозможно существование всего живого.

Ребёнок:   Повсюду где бежит вода

 Цветет земля, цветет страна…

– Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух.

Воспитатель: Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети: зависит, потому что они сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки.

Воспитатель: а всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

Дети: человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух.

Воспитатель: человек на Земле  все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.

-Давайте ребята, вспомним, что хорошо, а что плохо для нашей планеты.

Показ слайдов. Игра «Хорошо – плохо».

-Чтобы сохранить природу люди создали такое место, которое охраняется государством – заповедники. И издали книгу, а называется она «Красная книга» (показ слайдов). 

Физминутка:            

                     Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, а что окутывает нашу Землю как одеяло? Защищает от сильного нагрева и остывания? (воздух). А что же это такое – воздух? Можно ли увидеть, пощупать, понюхать? Давайте мы пойдём в нашу лабораторию.  Сегодня  поговорим  о свойствах воздуха и проведем эксперименты, как настоящие ученые-исследователи. Они работают в помещении, где имеется разнообразное оборудование для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: Какие правила нужно соблюдать в лаборатории? 

Дети : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Занимайте свои места за столами.

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте  (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В:  Возьмите  целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 « Как можно увидеть воздух »

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В:  Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В:   А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух, а если лопнуть, будет хлопок.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, хлопок)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

В:  А можно  почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

– Как пахнет еда,  духи, конфеты

В: Правильно

В:  А сейчас проделаем следующее: с закрытыми глазами  нужно буде вам ощутить ароматы (апельсин, лук). 

Вы замечательно справились. Молодцы.

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес »

В: Это мы сейчас проверим.

В:  На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

( воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

В: Ребята, вы же знаете, что воздухом  можно рисовать? (ответы детей) – Да

Эта техника называется  кляксография.

 

В: Сейчас мы с вами  изобразим природу при помощи воздуха, красок и трубочек 

– Дети  выполняют самостоятельно работу

В: Итак, мы сегодня провели  опыты.  Вам понравилось ? (ответы детей)

В: Что больше всего? Ответы детей

Ребята, а про что у нас были опыты? (про воздух)

Скажите, а где самый чистый воздух? (в лесу)

А почему? (потому – что там много деревьев)

Давайте мы с вами тоже сделаем свой лес и посадим наши деревья.  Обязательно поставим знаки   правил поведения в природе

(проходим сажать деревья)

Воспитатель: Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Друг природы — это, кто? (Мы). А что мы все вместе должны делать?  Сажать цветы, деревья, кормить птиц, не оставлять мусор.                    Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы?

 Молодцы ребята! Сегодня у вас всё получилось! В конце, что может сказать Даниил?

– Стих поэта Ивана Дайнеко:

 «Есть на земле огромный дом,

Под крышей  голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем,

Природою родной земли

Зовется этот дом»

Воспитатель: Вам на память, ребята,  игра « Зоопарк настроения»