Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 13»

Музыкально-творческий проект 

«Музыкальная гостиная»

 Выполнила:

музыкальный руководитель

Шашина С. Ю.

2023

г. Иваново

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители, старшие дошкольники 5-7 лет.

Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.)

Дата проведения занятий: еженедельно, во вторник (вторая половина дня).

Вид проекта: культурно – досуговая деятельность.

Тип проекта: музыкально – творческий.

Форма представления: занятия, музыкальные игры, развлечения, сказки.

База проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад № 13» 

г. Иваново.

 

Актуальность

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников – актуальнейшая тема действительности. У родителей современных детей сильно изменились ценности и  ритм жизни. Дети занимаются гаджетами родителей, родители не находят времени на музыкальное воспитание детей. Многие родители так заняты, что  не замечают, что именно и какого качества прослушивают их малыши.

С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера – все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. Процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения. 

 

Цель проекта:

– приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, воспитание интереса и любви к музыке, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

 

Задачи проекта:

  1. Создать единый детско-родительский коллектив;
  2. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей;
  3. Приобщать к истокам мировой и русской народной культуры;
  4. Развивать эмоциональную сферу; способствовать развитию эстетической оценки;
  5. Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
  6. Укреплять семейные традиции.

 

Гипотеза проекта:

Если создать благоприятные условия для приобщения детей и родителей к музыкальной культуре, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки и создать гармонизацию детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Новизна проекта: реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, путем организации совместной проектной деятельности.

Предмет исследования: музыкальная гостиная.

Объект исследования: процесс приобщения детей и их родителей к музыкальной культуре.

Методы реализации проекта:

– наглядно – зрительный; 

– наглядно – слуховой;

– словесный; 

– литературный образ сказок;

 – поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.);

– описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;

– практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:

1). моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
2). вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
3). выражение образного содержания характера музыки мимикой;
4). оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
5). инсценирование песен, подвижные игры.

 

Основные направления реализации проекта:

 – проведение анкетирования;

 – организация конкурсов и викторин;

 – привлечение  педагогов и родителей.

 

Формы реализации проекта:

 – игровые занятия по слушанию музыки;

 – интегрированные занятия;

 – слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

 – утренники, развлечения;

 – музыкальные викторины, шоу – талантов;

 – релаксационные паузы;

 – разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с музыкой разных жанров.

Материально-техническое обеспечение:

DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

 

Другие материалы:

Буклеты для родителей и детей.

Планируемый результат проекта:

Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;

Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг;

Возникновение потребности посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьей;

Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;

Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации – все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.

Планируемые продукты проектной деятельности участников:

 – фотоматериалы;

 – видеоматериалы;

 – день открытых дверей

 

План реализации проекта:

I Подготовительный этапПланирование проекта.

 – Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать);

 – Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов;

 – Постановка цели, формулировка задач;

 – Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев;

 – Составление плана реализации проекта.

II Основной этап. Реализация проекта.

Пригласить детей и родителей регулярно посещать «Музыкальную гостиную», привлечение их к активному участию в мероприятиях.

Слушание лучших произведений русских и зарубежных композиторов, беседы о них;

Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Совместная игра в оркестре детей и родителей;

Выступление детей и родителей на праздниках в детском саду, утренниках, шоу – талантов «Синяя птица», участие в организации театральных постановок.

План реализации проекта:

Месяц Тема
Октябрь Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы, утренники, музыкальные развлечения).
«Осенние встречи» – совместное мероприятие детей и взрослых.

Задачи:

развивать умение давать эстетические оценки, высказывать свое мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии;

– развивать ассоциативное и образное мышление;

– совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. 

«Веселый капустник» – семейный досуг.

Задачи:

 – воспитывать в детях любовь к народным традициям через народное творчество и игры;

 – формировать у детей представление о календарно- обрядовом празднике « Капустник» и приметах связанных с ним, о пользе капусты для человека;

– доставить радость и удовольствие от совместной деятельности детей и родителей.

Ноябрь «Мы играем и поем, вместе весело живем» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен. 

Задачи:

 – познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского;

– воспитывать уважение к творчеству композиторов –современников;

– развивать навыки совместного выразительного пения.

Шоу талантов «Синяя птица» – конкурс юных талантов.

Задачи:

выявление и поддержка юных талантов;

 – формирование потенциала подрастающего поколения;

 – установление творческих контактов между коллективами и руководителями внутри ДОУ.

Декабрь «Здравствуй, гостья зима» – музыкально – тематическая беседа. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.

Задачи:

– учить детей искусству слушать музыку;

– обогащать словарный запас музыкальными терминами;

– побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой;

– воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

«Русская печка» – фольклорный праздник русской печки; сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого.

Задачи:

 – дать начальное представление о традициях русского народа, о быте;

 – обогащать словарный запас детей;

 – развивать коммуникабельность, актерские способности.

Январь Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского – музыкально – тематическая беседа.

Задачи:

 – прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;

 – учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

 – развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;

 – формировать интерес к русской музыке.

 – прививать навыки культуры слушания классической музыки.

«Чарующий мир романса» – знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями. 

Задачи:

 – познакомить с жанром романса;

– совместное исполнение несложных бытовых романсов.

Рождественские посиделки «Святки – колядки» – музыкальное развлечение.

Задачи:

Образовательная продолжать знакомить с традициями проведения колядок на 

Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме.

Развивающая развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, 

координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь.

Воспитательная способствовать формированию культуры гостеприимства, умения 

проявлять доброжелательность.

Образовательная продолжать знакомить с традициями проведения колядок на 

Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме.

Развивающая развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, 

координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь.

Воспитательная способствовать формированию культуры гостеприимства, умения 

проявлять доброжелательность.

– знакомить с традициями проведения колядок на Рождество;

 – продолжать знакомить детей с устным народным творчеством»;

 – развивать зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, диалоговую речь;

 – способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность.

Февраль «Веселимся мы, играем, и нисколько не скучаем» – игровая программа на основе забытых игр.

Задачи:

 – углубить представления детей о русских народных играх;

 – воспитывать любовь к национальной культуре.

– развивать физические умения и коммуникативные качества;

«По морям, по волнам» – музыкально – интеллектуальное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества.

Задачи:

 – воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине;

– воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленности;

– воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;

 – воспитывать у детей чувства гордости за родителей, радоваться совместным победам и успехам;

 – способствовать развитию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Март «Мама, доченька, бабуля» – праздничное мероприятие, посвященное дню 8 Марта.

Задачи:

 – развивать артистические способности и гендерную социализацию детей; 

 – закреплять музыкальный репертуар в новой обстановке весеннего праздника; 

– воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

«Эх, задорная частушка» – музыкально – литературное мероприятие для родителей и детей.

Задачи: 

– познакомить с жанром частушки;

– развивать навыки совместного выразительного пения; 

– воспитывать любовь к национальной культуре.

Апрель Музыкальный КВН «Угадай мелодию» – музыкальное развлечение для родителей и детей.

Задачи:

проявлять знания о музыке в играх и занимательных конкурсах;

развивать музыкальные способности;

стимулировать творческие проявления детей через игровые задания;

воспитывать любовь к музыке, уважение к товарищам, здоровый дух соперничества.

«Веселая ярмарка» – фольклорное мероприятие.

Задачи:

 – развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры;

 – развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность;

 – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей;

 – формирование и развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.

III Заключительный этап. Итоги.

– Оформление фотовыставки родителей тематических семейных праздников;

– Организация совместных праздников, конкурсов, развлечений, театральных постановок; тематических мероприятий;

– Создание презентации о работе «Музыкальной гостиной».

 Выводы: 

Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной. 

В реализации проектной деятельности дети и родители научились:

 

1). С большим интересом слушать музыку разных жанров; сосредотачиваться и улавливать детали исполнения; 

2). Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;

3). Словарный запас пополнился новыми словами;

4). Танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;

5). Определять характер музыки;

6). Различать жанры музыкального искусства;

5). Называть музыкальные произведения, авторов музыки;

6). Называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;

7). Отражать свои впечатления в движении и пластике;

8). Участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.

Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.

В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, родителями, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.

В лице родителей я нашла поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, музыкальных инструментов), но увидела в них талантливых артистов, воспитателей своих детей.

 

Приложение №1

 

Анкета для родителей

 

Фамилия, имя, отчество родителя воспитанника ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Имеете ли Вы возможность выезжать в культурные центры города?

 

«Да» – в какие? _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________«Нет» – причина? _______________________________________________________________________

 

Приветствуете ли Вы проведение в детском саду вечеров культурного отдыха родителей и детей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В чем по-Вашему ценность таких вечеров?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие темы музыкальных вечеров Вас могли бы заинтересовать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Пожелания

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Список литературы:

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
  2. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., – М., 1983. – 250 с.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
  4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.

5.Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт.сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.:5 за знания, 2006.

  1. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»;
  2. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, – 2000. – 89 с.
  3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, – М., 1994. – 288 с.

9.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет.сада.- М.: Просвещение, 1990.

10.Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»;

  1. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.