Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13»
Музыкально-творческий проект
«Музыкальная гостиная»
Выполнила:
музыкальный руководитель
Шашина С. Ю.
2023
г. Иваново
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители, старшие дошкольники 5-7 лет.
Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.)
Дата проведения занятий: еженедельно, во вторник (вторая половина дня).
Вид проекта: культурно – досуговая деятельность.
Тип проекта: музыкально – творческий.
Форма представления: занятия, музыкальные игры, развлечения, сказки.
База проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад № 13»
г. Иваново.
Актуальность
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников – актуальнейшая тема действительности. У родителей современных детей сильно изменились ценности и ритм жизни. Дети занимаются гаджетами родителей, родители не находят времени на музыкальное воспитание детей. Многие родители так заняты, что не замечают, что именно и какого качества прослушивают их малыши.
С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера – все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. Процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения.
Цель проекта:
– приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, воспитание интереса и любви к музыке, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.
Задачи проекта:
- Создать единый детско-родительский коллектив;
- Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей;
- Приобщать к истокам мировой и русской народной культуры;
- Развивать эмоциональную сферу; способствовать развитию эстетической оценки;
- Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
- Укреплять семейные традиции.
Гипотеза проекта:
Если создать благоприятные условия для приобщения детей и родителей к музыкальной культуре, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки и создать гармонизацию детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.
Новизна проекта: реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, путем организации совместной проектной деятельности.
Предмет исследования: музыкальная гостиная.
Объект исследования: процесс приобщения детей и их родителей к музыкальной культуре.
Методы реализации проекта:
– наглядно – зрительный;
– наглядно – слуховой;
– словесный;
– литературный образ сказок;
– поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.);
– описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;
– практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:
1). моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
2). вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
3). выражение образного содержания характера музыки мимикой;
4). оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
5). инсценирование песен, подвижные игры.
Основные направления реализации проекта:
– проведение анкетирования;
– организация конкурсов и викторин;
– привлечение педагогов и родителей.
Формы реализации проекта:
– игровые занятия по слушанию музыки;
– интегрированные занятия;
– слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
– утренники, развлечения;
– музыкальные викторины, шоу – талантов;
– релаксационные паузы;
– разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с музыкой разных жанров.
Материально-техническое обеспечение:
DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
Другие материалы:
Буклеты для родителей и детей.
Планируемый результат проекта:
Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;
Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг;
Возникновение потребности посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьей;
Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;
Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации – все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.
Планируемые продукты проектной деятельности участников:
– фотоматериалы;
– видеоматериалы;
– день открытых дверей
План реализации проекта:
I Подготовительный этап. Планирование проекта.
– Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать);
– Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов;
– Постановка цели, формулировка задач;
– Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев;
– Составление плана реализации проекта.
II Основной этап. Реализация проекта.
Пригласить детей и родителей регулярно посещать «Музыкальную гостиную», привлечение их к активному участию в мероприятиях.
Слушание лучших произведений русских и зарубежных композиторов, беседы о них;
Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Совместная игра в оркестре детей и родителей;
Выступление детей и родителей на праздниках в детском саду, утренниках, шоу – талантов «Синяя птица», участие в организации театральных постановок.
План реализации проекта:
Месяц | Тема |
Октябрь | Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы, утренники, музыкальные развлечения). |
«Осенние встречи» – совместное мероприятие детей и взрослых.
Задачи: – развивать умение давать эстетические оценки, высказывать свое мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии; – развивать ассоциативное и образное мышление; – совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. «Веселый капустник» – семейный досуг. Задачи: – воспитывать в детях любовь к народным традициям через народное творчество и игры; – формировать у детей представление о календарно- обрядовом празднике « Капустник» и приметах связанных с ним, о пользе капусты для человека; – доставить радость и удовольствие от совместной деятельности детей и родителей. |
|
Ноябрь | «Мы играем и поем, вместе весело живем» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен.
Задачи: – познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского; – воспитывать уважение к творчеству композиторов –современников; – развивать навыки совместного выразительного пения. Шоу талантов «Синяя птица» – конкурс юных талантов. Задачи: –выявление и поддержка юных талантов; – формирование потенциала подрастающего поколения; – установление творческих контактов между коллективами и руководителями внутри ДОУ. |
Декабрь | «Здравствуй, гостья зима» – музыкально – тематическая беседа. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.
Задачи: – учить детей искусству слушать музыку; – обогащать словарный запас музыкальными терминами; – побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой; – воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки. «Русская печка» – фольклорный праздник русской печки; сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого. Задачи: – дать начальное представление о традициях русского народа, о быте; – обогащать словарный запас детей; – развивать коммуникабельность, актерские способности. |
Январь | Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского – музыкально – тематическая беседа.
Задачи: – прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского; – учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; – развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка; – формировать интерес к русской музыке. – прививать навыки культуры слушания классической музыки. «Чарующий мир романса» – знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями. Задачи: – познакомить с жанром романса; – совместное исполнение несложных бытовых романсов. Рождественские посиделки «Святки – колядки» – музыкальное развлечение. Задачи: Образовательная – продолжать знакомить с традициями проведения колядок на Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме. Развивающая – развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь. Воспитательная – способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность. Образовательная – продолжать знакомить с традициями проведения колядок на Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме. Развивающая – развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь. Воспитательная – способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность. – знакомить с традициями проведения колядок на Рождество; – продолжать знакомить детей с устным народным творчеством»; – развивать зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, диалоговую речь; – способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность. |
Февраль | «Веселимся мы, играем, и нисколько не скучаем» – игровая программа на основе забытых игр.
Задачи: – углубить представления детей о русских народных играх; – воспитывать любовь к национальной культуре. – развивать физические умения и коммуникативные качества; «По морям, по волнам» – музыкально – интеллектуальное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества. Задачи: – воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине; – воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленности; – воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности; – воспитывать у детей чувства гордости за родителей, радоваться совместным победам и успехам; – способствовать развитию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. |
Март | «Мама, доченька, бабуля» – праздничное мероприятие, посвященное дню 8 Марта.
Задачи: – развивать артистические способности и гендерную социализацию детей; – закреплять музыкальный репертуар в новой обстановке весеннего праздника; – воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам. «Эх, задорная частушка» – музыкально – литературное мероприятие для родителей и детей. Задачи: – познакомить с жанром частушки; – развивать навыки совместного выразительного пения; – воспитывать любовь к национальной культуре. |
Апрель | Музыкальный КВН «Угадай мелодию» – музыкальное развлечение для родителей и детей.
Задачи: проявлять знания о музыке в играх и занимательных конкурсах; развивать музыкальные способности; стимулировать творческие проявления детей через игровые задания; воспитывать любовь к музыке, уважение к товарищам, здоровый дух соперничества. «Веселая ярмарка» – фольклорное мероприятие. Задачи: – развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры; – развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность; – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей; – формирование и развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе. |
III Заключительный этап. Итоги.
– Оформление фотовыставки родителей тематических семейных праздников;
– Организация совместных праздников, конкурсов, развлечений, театральных постановок; тематических мероприятий;
– Создание презентации о работе «Музыкальной гостиной».
Выводы:
Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.
В реализации проектной деятельности дети и родители научились:
1). С большим интересом слушать музыку разных жанров; сосредотачиваться и улавливать детали исполнения;
2). Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;
3). Словарный запас пополнился новыми словами;
4). Танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;
5). Определять характер музыки;
6). Различать жанры музыкального искусства;
5). Называть музыкальные произведения, авторов музыки;
6). Называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;
7). Отражать свои впечатления в движении и пластике;
8). Участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.
Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.
В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, родителями, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.
В лице родителей я нашла поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, музыкальных инструментов), но увидела в них талантливых артистов, воспитателей своих детей.
Приложение №1
Анкета для родителей
Фамилия, имя, отчество родителя воспитанника ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имеете ли Вы возможность выезжать в культурные центры города?
«Да» – в какие? _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________«Нет» – причина? _______________________________________________________________________
Приветствуете ли Вы проведение в детском саду вечеров культурного отдыха родителей и детей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем по-Вашему ценность таких вечеров?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие темы музыкальных вечеров Вас могли бы заинтересовать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Пожелания
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Список литературы:
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
- Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., – М., 1983. – 250 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
5.Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт.сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.:5 за знания, 2006.
- Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»;
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, – 2000. – 89 с.
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, – М., 1994. – 288 с.
9.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет.сада.- М.: Просвещение, 1990.
10.Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»;
- Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.