Цикл уроков «Унылая пора! Очей очарованье!»?

Урок №1

Тема: «Осень в лирике русских поэтов»

Цель: формировать культуру творческого восприятия литературного произведения;

воспитывать эстетическое отношение к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни;

познакомить детей со стихотворениями, учить детей понимать прочитанное, выражать отношение к прочитанному произведению, определять средства выразительного чтения, формирование критического мышления.

Задачи: развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать,     систематизировать);

развивать память, внимание, речь учащихся;

создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету;

воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки, патриотизма.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные

находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

 Регулятивные

планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

 Коммуникативные

понимать позиции разных участников коммуникации;

задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

анализ текста с точки зрения его эстетической ценности, сравнение с другими видами искусства.

Предметные результаты:

выразительное чтение  поэтического произведения;

восприятие на слух поэтического произведения в исполнении учителя, умение отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции;

Оборудование :  компьютер, экран, репродукции картин,  аудиозапись, книги со стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н. Некрасова, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета…

Ход урока:

Мотивация: Прослушивание аудиозаписи  П.И. Чайковского «Октябрь» (Из цикла «Времена года»).

Какие чувства возникли у вас при прослушивании?

Что услышали?

Какую картину увидели?

К какому времени года подходит эта музыка?

Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П.И.Чайковский своей музыкой нарисовал осенний месяц.

На экране слайд-шоу картин об осени.

  

Учитель читает стихотворение Константина Бальмонта

 Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Определение темы урока

Вы прослушали музыку, посмотрели картины, я вам прочла стихотворение.

Что общего вы увидели?

О чем мы сегодня будем говорить?

Какая осень? (Унылая, разноцветная, дождливая….)

Почему осень вызывает разное настроение?

Как художники изображают осенние пейзажи? Почему по-разному?

Работа с новыми произведениями об осени

Осень приходит не вдруг! Она крадется медленно и незаметно. Сегодня мы будем работать над стихотворением А.С.Пушкина «Осень».

Поэт увидел в осенней поре что-то такое, чего не могут разглядеть другие люди.

Давайте попытаемся посмотреть на осень глазами А.С. Пушкина (стр.43)

Какой предстала осень пред глазами поэта, какие строчки вам это подсказали?

(Октябрь уж наступил; уж роща отряхает 

Последние листы с нагих своих ветвей; 

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает;

Журча ещё бежит за мельницу ручей, 

Но пруд уже застыл… 

Осень приятна и дорога Пушкину не только своей “прощальной красой”: она — время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; “Осень… пора моих литературных трудов”,- говорил Пушкин.)

Найдите в стихотворении следующие изобразительно – выразительные средства:

антитезу

олицетворение

Как вы думаете, зачем Пушкин использует в строчках контраст и олицетворение?

Проверка. Начало я – дети остальное

унылая пора – очарованье
прощальная – краса
пышное – увяданье

Какое открытие тебе удалось сделать во время знакомства с этим лирическим произведением?

Физкультминутка

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох.

Путь не близок, недалёк.

Впереди течёт ручей,

Перепрыгнем поскорей.

Подготовительная работа перед самостоятельным чтением. Словарно-лексическая работа:

страждать – страдать

озимь – озимый посев, его всходы

Выразительное чтение.

Знакомство со стихотворением М. Лермонтова «Осень»

Чтение стихотворения (учитель)

Какие картины осенней природы рисует Михаил Юрьевич Лермонтов.          (На экране слайд-шоу с изображением разноцветных листьев, елей, зверей).      

Что поэт рассказывает о листьях? (Пожелтели, кружатся, летят.)

Что значит «поникшие ели», почему зелень мрачная?

Почему отважный зверь поневоле спешит скрыться?

С каким настроением рассказывает поэт об осени?

Какое стихотворение вам ближе А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова?

Какой предстает осень у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова?

Какие еще русские поэты писали об осени?

Знакомство с отрывками стихотворений Н. Некрасова, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета…

– С какими стихотворениями об осени вы познакомились?

– Какой  представляют осень поэты?

Рефлексия:

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

У каждого из вас на столе есть два яблока (рисунки)красное и зелёное.

Если  урок  был  интересным,  вам  всё  было  понятно,  повесьте  на  яблоню

красное  яблоко.  Если  есть  трудности,  или  вам  было  не  интересно-зелёное,

надо яблочку созреть.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть понравившегося вам автора. (Использовать интернет – ресурсы, фонд библиотеки и др. источники.)

Приготовить описание осенних примет.

Урок №2

Тема урока: «Наш любимый уголок природы»

Цель: расширить знания детей о творчестве русских поэтов;

упражнять детей в выразительном чтении стихотворении;

развивать речевые умения и творческие способности;

 способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Задачи: развивать «чувства художественного слова», литературный вкус,

коммуникативные способности, бережное отношение к природе;

вспомнить названия месяцев осени и её признаки.

Планируемые результаты

Личностные результаты

эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

принятие  этических  норм(сотрудничество,  взаимопомощь,

взаимопонимание)  на  основе  взаимодействия  учащихся  при  выполнении

совместных задач.

Метапредметные результаты

 Познавательные

строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

 Регулятивные

уточнять формулировки задач;

выдвигать и проверять гипотезы;

оценивать результат деятельности на основе критериев;

сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;

редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

 Коммуникативные

понимать позиции разных участников коммуникации;

задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления       контактов для ее решения;

проявлять интерес к различным точкам зрения;

аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

Предметные результаты:

выразительное чтение  поэтического произведения;

Оборудование: Листы формата А3, постель

Ход урока

(Начало урока проходит в живописном уголке березовой рощи, находящейся рядом со зданием школы.)

Мотивация:

Ребята мы сегодня проведем урок в необычном классе- на нашей любимой «Полянке». Посмотрите, она изменилась? Какой она стала? Какие строки из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» помогают почувствовать красоту нашей «Полянки»?

« Вспомни стихотворение»

Обучающиеся читают стихотворения, вспоминая и записывая нужные слова. Затем один из группы выразительно читает стихотворение вслух.

Скучная картина!

Тучи без конца,
… так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая      …
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким  …  .
Что ты рано в гости,
… , к нам пришла?
     (Алексей Плещеев)

(Дождик, рябина, пятном, осень)

Осенняя песенка

Миновало лето, 
Осень     …    . 
На полях и в рощах 
Пусто и  …  . 
Птички … , 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны … .                                                                                                                                                                        (Алексей Плещеев)  

(Наступила, уныло, улетели, ночи)

Листопад

Лес, точно …  расписной,
Лиловый, … , багряный,
Веселой, пестрою …
Стоит над светлою … .
                 ( Иван Бунин)                                                                                                      (Терем, золотой, стеной, поляной)

Славная осень

Славная … ! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
… неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!                  (Николай Некрасов)

(Осень, лед, сахар, листья, ковер)

 

«Осенние приметы»

Обучающиеся читают описание осенних примет и называют их.

Актуализация имеющих знаний:

Конкурс чтецов (Проверка домашнего задания)

Физминутка.

По осеннему лесу

Тихо мы идём.

Листочки собираем,

В корзиночки кладём.

Тот листочек за пеньком,

Тот листок на ветке,

Ну а этот, как пушинка,

Закружился в ветре.

По осеннему леску

Долго мы гуляли

И из листьев золотых

Свой букет собрали.

Соберите свой осенний букет. (Листьев, желудей, каштанов…)

Возвращение в класс

Создание панно

Давайте на память об этом уроке нарисуем картину, создадим поляну.

(Дети рисуют пастелью в парах на листах формата А3 и создают композицию из природного материала. Одна группа-поляну, другая- небо, солнце и т.д.

Страниц должно быть четное количество, чтобы можно было расположить рисунки один ряд под другим.)

Прикрепите на наш фон. Ребята, глядя на эту картину, какое стихотворение вы вспоминаете?

Прочитайте самые важные для вас слова этого стихотворения. Объясните свой выбор.

Итог урока.

–  Итак, о чем мы сегодня говорили?

– Что вам понравилось на уроке?

– Оцените свою работу.

Домашнее задание: Приготовить биографическую справку в виде презентаций «Страницы жизни и творчества М.М.Пришвина»

Урок №3

Тема: Осень в рассказах М.М. Пришвина.

Цель: формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению;

рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.

Задачи:обобщить знания учащихся о сезонных изменениях в природе осенью;

развивать речь, наблюдательность, мышление, навыки работы в команде;

воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны;
  • привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Метапредметные результаты

  1. Познавательные
  • сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
  • определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.
  1. Регулятивные
  • планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
  • сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;
  • выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
  • редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
  • определять границы собственного знания / незнания.
  • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивает своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.
  1. Коммуникативные
  • понимать позиции разных участников коммуникации;
  • задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
  • анализ текста с точки зрения его эстетической ценности, сравнение с другими видами искусства.

Предметные результаты:

  • сравнивает свои ответы с ответами одноклассников и оценивает своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения

Оборудование: презентации, книги с рассказами М.М.Пришвина

Ход урока

Мотивация:

Загадка

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…

Все засыпают, угасают дни. (Осень)

Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

Какой показана осень в стихотворениях А. Пушкина, М.Лермонтова, И.Бунина, Н.Некрасова, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Фета…

Какие изобразительные средства используют авторы стихотворений, чтобы показать осень?

А только ли поэты описывали это прекрасное и немного грустное время года?

Чем  отличается стихотворный текст от прозаического?

Актуализация:

Мы продолжаем знакомство с литературными произведениями об осени: на этом уроке прочитаем рассказы, поговорим о них, Вам станет знаком еще один выдающийся русский писатель.

Знакомство с творчеством М.М. Пришвина.

Презентации обучающихся (домашнее  задание)

Физкультминутка:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

 Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,

И на землю снова сели.

Работа в группах.

Чтение и анализ рассказов М.М. Пришвина

1 группа – «Осеннее утро»

2 группа – «Начало осени»

3 группа – «Листопад»

4 группа – «Осенние листики»

Работа над содержанием.

-Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

-Какое осеннее утро помог нам увидеть писатель?

– С чем сравниваются падающие листья с деревьев? Найдите.

-Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

-Найдите в рассказе описание листопада.

-Понравился ли вам рассказ и чем понравился?

У вас есть возможность стать писателем и выразить свои чувства и мысли, которые вызывает у вас осень в своих сочинениях-миниатюрах.

Вместе с ребятами в группе укажите особенности, которые отличают сочинение-миниатюру как литературный жанр.

Попробуйте сформулировать, что такое миниатюра.

Совпали ли отмеченные вашей группой особенности миниатюры с другими группами вашего класса?

Сочинение-миниатюра  Осень – «Унылая пора! Очей очарованье!»?

Чтение сочинений

Оценивание 

Лист оценки

Я Одноклассники Учитель
1  Ведет диалог при обсуждении прослушанного /прочитанного произведения
2 Ориентируется в нравственном содержании прочитанного, осознает сущность поведения героев, самостоятельно делает выводы
3 Использует простейшие приемы анализа различных видов текстов
4 Находит различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора)
5 Коллективно обсуждает прочитанное, доказывает собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт
6 Создает собственный текст на основе художественного произведения

Итог: «Унылая пора! Очей очарованье!»?