Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» Тутаевского муниципального округа
Модуль «Семья»
Возраст: старшая группа
Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год
Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию
«Когда все вместе, то и душа на месте»
п. Фоминское
2021г.
Занятие «Когда все вместе, то и душа на месте»
Составитель: Голубкова Юлия Викторовна
Воспитатель
Цель: закрепление и обобщение понятий «семья», родственные отношения, семейные обязанности
Задачи:
- Обучающие:
- закреплять представления детей о составе семьи, о родственных связях;
- формировать умение быть внимательными к близким людям, заботиться о них, ,
- Развивающие:
- развивать мышление, связную речь;
- активизировать словарь по теме «семья» (муж, жена, родители, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, родственники, члены семьи);
- закреплять умение работать с восковыми карандашами.
- Воспитательные:
- воспитывать желание помогать членам своей семьи;
- воспитывать аккуратность при выполнении рисунка.
Материалы и оборудование: магнитная доска, колокольчик, мешочек из непрозрачной ткани, бумажные фигурки на магнитах с изображениями членов семьи (2 бабушки, 2 дедушки, мама, папа, сын, дочь), мягкий тканевый мячик.
Раздаточный материал: плоские макеты домов формата А4 (по количеству детей), восковые карандаши.
Ход занятия
- Организационно – мотивационный этап
Воспитатель: Колокольчик прозвенел, в круг собраться нам велел.
Ребята, сегодня, когда я шла на работу, мне встретился почтальон. Он передал мне поздравительную открытку для ребят старшей группы, то есть для вас. Эту открытку прислали дети из детского сада «Солнышко». Сейчас я вам ее зачитаю
Поздравление
Дорогие ребята поздравляем Вас и Ваши семьи с праздником!
Воспитатель: Ребята, а вы догадались с каким праздником нас поздравили?
Ответы детей.
Воспитатель: А поздравили нас с Международным Днем семьи, который был 15 мая. Кто догадался, что значит слово «международный»?
Ответы детей.
Воспитатель: «Международный» – это значит, что этот праздник отмечают не только в нашей стране, но и во всем мире. Ой, ребята, а здесь еще приписано в открытке: «Расскажите нам, что такое семья». А давайте мы с вами, отправим ребятам из детского сада «Солнышко» видеописьмо, и расскажем в нем, все что мы знаем о семье. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну тогда давайте, чтобы ничего не упустить немного поиграем. Игра называется «Собери цепочку». Вам нужно выбрать у меня в «Волшебном мешочке» одну фигурку с изображением человека и прикрепить на магнитную доску. Когда все фигурки будут прикреплены, рассмотрите их и переставьте по старшинству в один ряд.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы догадались, что объединяет всех этих людей?
Ответы детей (это семья)
2)Основной этап
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.
Воспитатель: А теперь давайте разберемся, кто кому кем приходится. Поиграем в игру «Кто есть кто».
– Кем приходятся друг другу эти мужчина и женщина? (муж и жена)
– Кем приходятся они детям? (родители, мама и папа)
– Кем для мамы и папы приходиться этот мальчик? (сын)
– Кем для мамы и папы приходиться эта девочка? (дочь)
– Кем приходятся друг другу эти мальчик и девочка? (брат и сестра)
– Кем для мамы приходятся эти старичок и старушка? (родители)
– Кем для мальчика и девочки приходятся эти старичок и старушка? (бабушка и дедушка)
– А кем приходятся для бабушки и дедушки эти дети (внуки, внук и внучка)
Воспитатель: А кто все эти люди по отношению друг к другу?
Ответы детей. (родственники, члены семьи)
Воспитатель: А что такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, это ваши самые близкие и родные люди. Ваши мамы, папы, братья, сестры, бабушки и дедушки – это все члены вашей семьи. Семьи бывают разные, большие и маленькие, но обязательно очень-очень дружные. Про семью в народе придумано много пословиц и поговорок. Кто знает?
Дети по желанию называют знакомые пословицы и поговорки о семье. Воспитатель просит детей объяснить смысл некоторых пословиц.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей семье?
Дети по желанию рассказывают о своих семьях.
Воспитатель: Ребята, кто самые уважаемые люди в семье?
Ответы детей. (бабушки и дедушки)
Воспитатель: А почему, как выдумаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Бабушки и дедушки долго живут, много знают, много работали, много сделали в жизни для своих родных – вырастили детей, помогают воспитывать внуков.
Воспитатель: У каждого члена семьи есть свои дела, свои обязанности. Давайте поиграем в игру «Да – нет», и вспомним, какие обязанности и у кого есть в семье. Я буду говорить вам кто что делает. Если вы со мной согласны, отвечайте «да» и хлопайте в ладоши, если не согласны, отвечайте «нет».
– Папа починил велосипед (да)
– Мама приготовила обед (да)
– Бабушка играет в куклы (да)
– Дедушка гуляет с внуком (да)
– Брат сестренку обижает (нет)
– Сестренка с братиком играет (да)
– В садик кошку вы возьмете (нет)
– Чаю бабушке нальете (да)
– Стол накроете для мамы (да)
– Папу угостите пирогами (да)
Воспитатель: Ребята а как вы помогаете своим близким людям мы с вами выясним во время игры «Веселый мячик». Слушайте правила игры. Мы будем передавать из рук в руки мяч и говорить слова «Ты беги веселый мячик быстро, быстро по рукам, у кого остался мячик тот показывает нам…»
Тот, у кого остановился мячик в руках говорит «Я помогаю (маме, папе, и т.д.)…» и показывает пантомимой какое то действие (например, изображает как моет посуду, стирает и т.д.)
Дети повторяют игру несколько раз.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас к столу творчества. Мы с вами вчера смастерили из бумаги домики, но в них пока никто не живет. Я предлагаю нарисовать в этих домиках свою семью. Но чтобы наши пальцы нас слушались, давайте сделаем гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Семья»
1, 2, 3, 4 (на каждое слово соединять пальцы на обеих руках начиная с указательного)
Мы считалочку учили (чередовать хлопки в ладоши с хлопками по коленям)
Мама в доме подметает (правой рукой имитация движения, левая на поясе)
Папа сказки нам читает (соединить перед собой раскрытые ладоши)
Вяжет бабушка носок (прямым и указательным пальцами (остальные сжаты в кулак) имитировать вязание спицами)
Чинит дедушка замок (стучать кулаком правой руки по кулаку левой руки)
Брат играет на гармошке (имитация движений)
А сестренка гладит кошку (правой рукой гладит левую ладошку)
Вот и вся моя семья (нарисовать руками большой круг)
Вам рассказываю я
3)Рефлексия
Воспитатель: Молодцы ребята, какие замечательные домики у вас получились. Ну, что же. Мы с вами поиграли, вспомнили, что мы знаем о семье. А теперь давайте запишем видео письмо для ребят из детского сада «Солнышко», и ответим на их вопрос «Что такое семья?»
Воспитатель предлагает детям взять свои домика и выстроиться полукругом.
Воспитатель: Мы сегодня с вами беседовали о семье, играли в разные игры. А теперь по очереди, каждый расскажите, что же такое семья. А я буду снимать вас на видео.
Ответы детей:
– Семья – это самое дорогое, что есть у человека
– Семья – это самые близкие и родные люди
– В семье все любят друг друга
– В семье все заботятся друг о друге
– В семье все помогают друг другу
– Когда все вместе, то и душа на месте!
– Когда в семье лад, не нужен и клад!
Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы!