Цветы весны
(мастер-класс с элементами тренинга)

Задачи:
– Развивать творческий потенциал участников; умение: продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения.
– Способствовать осознанию барьеров, препятствующих актуализации собственных творческих ресурсов педагогов.
– Способствовать созданию активной творческой атмосферы и позитивного настроя участников.

Категория участников: педагоги ДОУ
Форма работы: групповая, подгрупповая, в парах, индивидуальная
Количество участников: вариант 1: до 15 человек; вариант 2: до 30 человек.


Материалы и оборудование: цветочный горшок, семена подсолнечника по числу участников, пустые листы для бейджиков, карандаши, листы для записи, мольберт, 

таблички с надписями:

 фрак, футболка, военная гимнастерка, ребенок, зрелый человек, пенсионер, деревня, город, столица, огонь, вода, земля, палатка, квартира, вилла, «Посторонним вход воспрещен!», «Скоро вернусь…», «Добро пожаловать!», «Да», «Возможно», «Нет», велосипед, мотоцикл, роллс-ройс, прошедшее, настоящее, будущее, свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы, 2 мяча, листы обратной связи по числу участников, цветы-сюрпризы по числу участников.


Содержание тренинговой части:
Ведущий: Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность – его неотъемлемый атрибут, креативность определяется как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Согласно авторитетному американскому психологу А. Маслоу, креативность– это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.


Сейчас, мы предлагаем и вам пройти шуточный интеллектуальный тест.
«Интеллектуальный тест»
Инструкция: Уважаемые коллеги:
– загадайте любое число от 2 до 9;
– умножьте это число на 9;
– сложите все цифры получившегося двузначного числа;
– на первую букву вновь получившегося числа загадайте страну в Европе;
– на 3ю букву названия этой страны загадайте животное. 
Все справились с заданием? Ну и с чего вы взяли, что в Дании водятся носороги?

 
Вывод: 99, 9% процентов загадывают, именно Данию и Носорога, если вы не в этом числе, то у вас нестандартное мышление. 
Ведущий: Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. 

Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе. Развитие воображения дело крайне полезное и должно быть в списке приоритетных дел каждого успешного человека.

 Предлагаем расширить границы вашего интеллекта, приняв участие в мастер-классе с элементами тренинга. 


Упражнение «Пожелание на сегодняшний день» 
Цель: Установление эмоционального контакта между участниками, создание комфортной атмосферы для дальнейшей работы.
Материалы: цветочный горшок, семена подсолнечника по числу участников.
Вариант 1: Участники стоят в кругу. 
Вариант 2: Участники находятся на рабочих местах.
У ведущего в руках горшок для цветов. Каждому участнику раздают семечко.


Инструкция: «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы передаете горшок, опуская в него семечко и одновременно проговаривая это пожелание. Тот, кому передали горшок, в свою очередь передает его следующему, высказывая пожелание на сегодняшний день». 
Ведущий: Спасибо.


Упражнение «Моё имя»
Цель: Знакомство участников группы. Создание позитивного настроя на работу. Развитие быстроты, гибкости, оригинальности мышления.
Материал: пустые листы для бейджиков, карандаши.
Инструкция: Напишите своё имя на листке. Подберите три присущие вам качества, начинающиеся на ту же букву, что и ваше имя и запишите их.
Вариант 1: Прочитайте всем участникам. 
Вариант 2: Разбейтесь на пары и прочитайте имя и характеристики друг другу.
Ведущий: Спасибо. Это, на первый взгляд, простое упражнение требовало от Вас значительных усилий, изобретательности, гибкости мышления. Многие столкнулись со сложностями при выполнении задания. И об этом мы поговорим позднее.


Упражнение “1 из 3”
Цель: Тренировать подвижность мышления, как фактор креативного поведения и адекватной самооценки. Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления. Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.


Материалы и оборудование: листы для записи, карандаши, мольберт, таблички с надписями: фрак, футболка, военная гимнастерка, ребенок, зрелый человек, пенсионер, деревня, город, столица, огонь, вода, земля, палатка, квартира, вилла, «Посторонним вход воспрещен!», «Скоро вернусь…», «Добро пожаловать!», «Да», «Возможно», «Нет», велосипед, мотоцикл, роллс-ройс, прошедшее, настоящее, будущее, свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы.


Ведущий: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором: 
Вариант 1:займите, пожалуйста, место на площадке.
Вариант 2: сделайте запись на листке.
Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?
Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер? (Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте, а лишь об образе – “душевном возрасте” т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)
Кто вы: деревня, город, столица?
Кто вы: вода, огонь, земля?
Кто вы: палатка, квартира, вилла?
Кто вы: табличка с надписью – “Посторонним вход воспрещен!”, “Скоро вернусь…”, “Добро пожаловать!”
Кто вы: “Да”, “Возможно”, “Нет”?
Кто вы: велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?
Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?
Кто вы: свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы? (Напоминаю, речь идет об образе, а не реальном положении дел.)


Обсуждение игры
– Что понравилось, а что нет?
– Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?
– На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?
– Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?


Ведущий: Спасибо. 
Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этого зала. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения. А в мире воображения возможно все. 


Упражнение «Пойди туда, не знаю куда. Возьми с собой то, не знаю что!»
Цель: способствовать развитию воображения; гибкости, оригинальности мышления.
Материалы: мяч (2 мяча)
Вариант 1:Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
Вариант 2: Ведущие предлагают участникам разделиться на 2 группы. Каждая группа работает со своим ведущим. У ведущего в руках мяч.
Инструкция: “Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже “побывали” другие и те предметы, которые уже назывались”.
Обсуждение:
– В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?
– Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?
– Что вам помогало справляться с поставленной задачей?


Ведущий: Упражнение дает возможность лучше понять, какие условия способствуют, а какие препятствуют проявлению творчества. Некоторые из нас испытывали затруднения, чувствовали напряжение при выполнении задания. Это так называемые барьеры креативности: у кого-то внутренние, у кого-то внешние, а у кого-то и те, и другие.


К внешним барьерам проявления креативности относятся:
временное ограничение (ситуационный стресс-фактор),
оценивание (эту реакцию участники сами приписывают окружающим их людям).


К внутренним барьерам креативности относятся:
ориентация на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, 
неустойчивая сниженная самооценка, 
страх не найти ответ
стереотипы. (Например: “Нельзя заставлять себя ждать»). Помогало выполнить задание: сознательное изменение образа предмета;нестатичность возникшего образа предмета; свободная обстановка в группе.


Ведущий: осознание барьеров проявления креативности (внутренних, сформировавшихся в ходе жизни человека, и внешних, позволяет человеку быть более свободным в своих решениях и поступках, создавать творческую среду для себя и других людей).


Упражнение «ХИМС»


Цель: получение обратной связи от участников
Материалы: листы обратной связи по числу участников, карандаши.
Инструкция: Опишите ваши впечатления от мастер-класса опираясь на следующие критерии:
Хорошо
Интересно
Мешало
С собой


Ведущий: Спасибо.
Педагоги – очень творческие люди. Кто-то вяжет, кто-то вышивает, лепит, мастерит. А мы хотим предложить вам мастер-класс по изготовлению цветов. 


Мастер-класс. Изготовление цветов из бумаги
Упражнение «Цветок с сюрпризом»
Цель: Закрепить позитивный настрой, доброжелательные атмосферу.


Материалы: цветочный горшок с цветами-сюрпризами по числу участников.
Вариант 1: Участники стоят в кругу. 
Вариант 2: Участники сидят на своих местах.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш мастер-класс с элементами тренинга. Ваши усилия, старания, креативность и активная работа, дали свои результаты (демонстрирует цветочный горшок с цветами-сюрпризами).


Ведущий: «Дорогие наши женщины! Поздравляем Вас с наступающим праздником Весны и желаем Вам… А чего желаем, мы сейчас узнаем! (предлагает участникам, по очереди, вытаскивать из горшка по одному цветку и зачитывать пожелания вслух.)
Пожелания в цветах:


  1. Здоровья 2. Процветания 3. Весеннего настроения 4. Поездки на море 5. Благополучия
    6. Удачи 7. Успехов в работе 8. Тепла 9. Понимания близких 10. Улыбок 11. Счастья
    12. Исполнения желаний 13. Улучшения благосостояния 14. Финансовой стабильности
    15. Внимания 16. Волшебных путешествий 17. Радостных открытий 18. Приятных встреч
    19. Новых впечатлений 20. Семейного уюта 21. Терпения 22. Творческих успехов
    23. Море цветов 24. Взаимопонимания с коллегами и близкими 25. Доброжелательной атмосферы 26. Восхищения Вами 27. Обновления гардероба 28. Душевного равновесия 29. Гармонии во всем 30. Счастливых мгновений.


Ведущий:А мы хотим поблагодарить Вас за участие в нашем мастерклассе с элементами тренинга, и надеемся, что Вы не только интересно провели время, но и пополнили свою копилочку пед.мастерства и компетентности. До новых встреч!

Составила -Сивиринова Т.А.