БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО – ЮГРЫ

” КОЛЛЕДЖ – ИНТЕРНАТ ЦЕНТР ИСКУССТВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СЕВЕРА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 

 «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа по учебному предмету 

ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ

В.00.УП.04. АНСАМБЛЬ                      

                                                                                           Разработчик: Березина Е.Н.

                                                                                                                 преподаватель

                                                                         высшей квалификационной категории 

ХАНТЫ-МАНСИЙСК

2023

 

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

 

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

  1.        Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

 

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Нотная литература

 

  1.     Пояснительная записка
  •    Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденными Приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. № 162  и на основе  примерных программ, разработанных Министерством культуры РФ. 

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного  музицирования  формируются и развиваются на основе и параллельно с приобретенными знаниями в классе по специальности.  В учебной практике широко распространены  как смешанные ансамбли русских народных инструментов, так и ансамбли струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

Данная программа разработана для ансамбля струнных народных инструментов  (домр).

  •      Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

 

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

                     с шести лет шести месяцев до девяти лет – составляет 8 лет.

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

С целью получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, углубления подготовки по предмету обязательной части ОП, объем учебного времени, предусматриваемый на занятия обучающихся с присутствием преподавателя увеличивается за счет часов вариативной части учебного плана: 

                –  со сроком обучения 8 лет (2-3 классы) – на 33 часа;

                                                                                                                                                       

Таблица 1

Класс с 1 по 8 классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах) с учетом вариативной части 429
Количество часов на аудиторные занятия с учетом вариативной части 198
Количество часов на внеаудиторные занятия с учетом вариативной части 231

 

С  целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения и преподавателя могут проводятся консультации.

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 4  человек). Продолжительность урока – 45 минут.
  • Цели и задачи учебного предмета

 Цели:

 –   развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

   –  формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

Задачи:

–   стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

–  формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

– расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

–      решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

–     развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

–     обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

–     приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

–    формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства. 

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с    учебным    предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства “Народные инструменты”.

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного  музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

  • Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  • Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

  • возраста учащихся;
  • их индивидуальных способностей;
  • от состава ансамбля;
  • от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение);
  • наглядно – слуховой (показ, наблюдение, демонстрация);

–     аналитический  (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

–     практический  (работа на инструментах);

–  эмоциональный (подбор ассоциаций,  образов, художественные  впечатления).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

  • Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально – техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету «Ансамбль» имеют площадь не менее 12 кв. м. и оснащены  роялем или пианино. Помещения со звукоизоляцией.   В наличие два концертных зала, библиотека, фонотека.

В образовательном учреждении достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов для всех возрастных  групп учащихся.

  • Содержание учебного предмета

 

В зависимости от количества учащихся в классе формируется однородный состав ансамбля, чаще всего это дуэты, трио и квартеты домр, с использованием прим, малых и альтовых домр, так же может использоваться  унисонная форма и форма ансамблевой игры в составе учитель-ученик. 

  1. 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия с учетом вариативной части учебного плана.

Аудиторные занятия:  

2,3 классы – 0,5 часа в неделю,  с  4 по 8 класс – 1 час в неделю.

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия: 

2,3 классы – 1 час в неделю,  с 4 по 8 класс – 1 час в неделю.

Максимальная учебная нагрузка: 

2,3 классы – 1,5 часа в неделю,  с 4 по 8 класс – 2 часа в неделю. 

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторных занятий:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

  1. Годовые требования 

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

По учебному плану предмет «Ансамбль» в первом классе отсутствует. Изучение предмета «Ансамбль» начинается со второго года обучения. 

 

Второй класс 

Аудиторные занятия            0,5 часа  в неделю

Самостоятельная работа    1 час в неделю

 

В течение года  учащиеся должны  освоить  4 разнохарактерные произведения.

Сроки отчетности:

Декабрь – контрольный урок – 1 произведение наизусть, 1 –по нотам.

Май – зачет – 2 произведения наизусть.

Примерный репертуарный список:

    Пьесы для дуэта домр:

  1. «Посеяли девки лен». Обр. русской народной песни
  2. Р.н.п. Зимушка
  3. Филиппенко А. Цыплятки 
  4. Кепитис Я. Вальс кукол
  5. Бакланова Н. Детский марш

 

Третий класс 

Аудиторные занятия             0,5 часа  в неделю

Самостоятельная работа   1 час в неделю

 

В течение года учащиеся  должны  освоить 4 разнохарактерные произведения:

Декабрь  – контрольный урок – 2 произведения наизусть,

Май – зачет – 2 произведения наизусть.

Примерный репертуарный список:

  1. Мендельсон Ф. – «У колыбели»
  2. Рамо Ж. – Менуэт
  3. Даргомыжский А. – «Ванька – Танька»
  4. Вебер К.М. Хор охотников
  5. Металлиди Ж. Деревенские музыканты 

      

 

Четвертый класс 

Аудиторные занятия             1 час в неделю

Самостоятельная работа    1 час в неделю

 

В течение года учащиеся  должны  освоить 4 разнохарактерные произведения:

Декабрь  – контрольный урок – 2 произведения наизусть,

Май – зачет – 2 произведения наизусть.

 

    Примерный репертуарный список:

  1. Пёэрль П. «Три танца»
  2. Корелли А. «В темпе менуэта»
  3. Польдяев В. Гавот
  4. Дербенко Е. «Лирическое настроение»
  5. Шостакович Д. «Детская полька»

 

Пятый класс 

Аудиторные занятия              1 час в неделю

Самостоятельная работа    1 час в неделю

 

В течение года учащиеся  должны  освоить 4-6 разнохарактерных произведений:

Декабрь  – контрольный урок – 2-3 произведения наизусть,

Май – зачет – 2-3 произведения наизусть.

 

     Примерный репертуарный список:

1.Олейников Н.  Наигрыш

  1. Лысенко Н.  «Сонце низенько» песня Перта из оперы «Наталка Полтавка»
  2. Лысенко Н. Дождик
  3. Фибих 3. «Поэма»
  4. Селиванов В. Шуточка

 

Шестой  класс 

Аудиторные занятия               1 час в неделю

Самостоятельная работа     1 час в неделю

 

В течение года учащиеся  должны  освоить 4-6 разнохарактерных произведений:

Декабрь  – контрольный урок – 2  произведения наизусть,

Май – зачет – 2 произведения наизусть

Примерный репертуарный список:

  1. Петров А. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»
  2.  Польдяев  В. Хоровод
  3. Меццакапо Е. «Мини – гавот»
  4. Хачатурян А. Серенада из спектакля « Венецианская ночь»
  5. Шернас Т. Токката

 

Седьмой класс 

Аудиторные занятия              1 час в неделю

Самостоятельная работа    1 час в неделю

 

В течение года учащиеся  должны  4- 6 разнохарактерных произведений:

Декабрь  – контрольный урок – 2-3 произведения наизусть,

Май – зачет – 2 -3 произведения наизусть.

 

  Примерный репертуарный список:

  1. Онегер А. Дуэт из «Маленькой сюиты»
  2. Глазунов А. Гавот из балета « Барышня – служанка
  3. Н. Олейников Юмореска
  4. Н. Олейников  Плясовая 
  5. Лукомский Л. Вальс

 

Восьмой класс 

Аудиторные занятия                   1 час в неделю

Самостоятельная работа         1 час в неделю

 

В течение года учащиеся  должны  освоить 4-6 разнохарактерных произведений:

Декабрь  – контрольный урок – 2-3 произведения наизусть,

Май – зачет – 2-3  произведения наизусть

 

   Примерный репертуарный список:

  1. Глиэр Р. Вальс  из балета «Медный всадник»
  2. Корелли А. «Прелюдия» и «Куранта» из «Камерной сонаты»
  3. Ребиков В. Вальс из оперы «Елка»
  4. Крамер Д. «Танцующий скрипач»

  • Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

  •       развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
  •  реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на   инструменте, приобретенных в классе по специальности;
  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
  •      развитие навыка чтения нот с листа;
  •      развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
  •     знание репертуара для ансамбля;
  • наличие навыков  репетиционно – концертной работы;
  • повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.
  •     Формы и методы контроля, система оценок


  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся;
  • промежуточная аттестация.

Каждый вид контроля успеваемости  имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  •  отношение учащегося к занятиям, его старания и прилежность;
  •  качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности  как на уроке, так и во время домашней работы;  темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки и зачеты, проводимые с приглашением комиссии в виде академических концертов.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. 

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». 

  • Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:

                                                                                                                  Таблица 2

                                                                                                                             

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.      

 

              Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного  музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

Успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.

 После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь    репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.     Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.   Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. 

Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

  • Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
  1. «Играем вместе» Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано и дуэта домра – балалайка учащихся ДМШ. Составители Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 1. М., Аллегро, 2008
  2. «Играем вместе» Пьесы для домры в сопровождении фортепиано и ансамблей для учащихся ДМШ, ДШИ. Составители Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 2. М., Аллегро, 2012
  3. «Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов. ДМШ. М., 2005
  4. Произведения зарубежных и отечественных композиторов. Переложения для трехструнной домры и фортепиано. Для старших классов ДМШ. Составитель Потапова Л. К., 2010
  5. Пьесы для ансамблей домр в сопровождении фортепиано М., 2007
  6. Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель Польдяев В.М.. 2010