Деловая игра в форме творческой гостиной «Нескучный сад», используемой в качестве рефлексии на педагогическом совете в дошкольном образовательном учреждении.
Цель: организация рефлексии после конкурсного педагогического мероприятия
Задачи:
- Предоставить возможность профессионального общения педагогам учреждения посредством рефлексивных мероприятий.
- Способствовать сплочению в коллективе молодых педагогов и педагогов – наставников.
- Создать условия для развития творчества педагогов.
Оборудование: презентация ( средства ИКТ), оборудование для конкурса «Изобретатели» (зажим для бумаг, точилка для карандашей, файл, скотч и т.д.); оборудование для игры «Скульптура» (краски, музыкальные инструменты, элементы костюмов, мольберт, кисти, краски и т.д.), памятки для педагогов «творческий рецепт».
Ход:
Ведущий – старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет?
Сегодня здесь у нас собрались вместе все талантливые педагоги нашего детского сада, и наш педсовет уже подходит к завершению. А закончить его я предлагаю в нашей творческой гостиной, которой дано название «Нескучный сад». Предлагаю ответить на вопросы:
– Почему сад? Надеюсь, что здесь может быть много новых идей. (ответы)
– Почему нескучный? (ответы)
Совершенно верно, потому что место нашей работы – сад, в котором растут дети, а дети – цветы будущего. Для того, чтоб детям было комфортно расти, в саду есть садовники – мы с вами, а нам никогда не бывает и не будет скучно, мы – самые творческие, инициативные, позитивные педагоги. Считаю, что это название нашей гостиной очень подходит, и, скучно нам никогда не бывает, и, надеюсь, не будет.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творческие развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности. Давайте вместе все ответим, что такое креативность (неординарность, необычность, отличие, что-то новое и т.д.).
К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Прослеживается в различных видах деятельности, её продуктах, а также в отдельных сторонах качества личности.
В результате данной деятельности, творческая личность всегда обладает креативностью, это, просто, неотъемлемая её часть.
И так, тема встречи в нашей гостиной «Творческий педагог – творческие дети» и эпиграфом для нашей встречи думаю, удачно будут служить такие слова:
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит и от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
Результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение, оно всегда должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как метко об этом сказал Борис Пастернак:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Печально, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства –
Жить так, чтобы в конце концов,
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Педагог вкладывает в своих воспитанников некие возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога!
«Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий.
Наше время – время контрастов.
– С одной стороны, жизнь – шаблонные действия, ритуалы и правила, действие по пути наименьшего сопротивления – это все подавляет стремление к творчеству.
– С другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и способность быстро анализировать ситуацию, находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем.
Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста.
Весьма наглядной в этом отношении является притча: «В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: – Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: – Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Как здорово, что и нам с вами некогда и незачем ржаветь».
Сегодня у нас прошел прекрасный конкурс – игра. И, пусть еще нет результатов. Давайте продолжим игру и проявим свою креативность.
(педагогам предлагаются игры конкурсы)
- Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты».
Сейчас мы скажем комплименты нашим участницам. У нас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к нашим молодым педагогам, на кого мы возлагаем наши надежды по поводу, проявленных ими сегодня профессиональных качеств. (комплименты).
Работа в гостиной «Нескушный сад» – доказала, что наш детский сад – сад креативных педагогов».
- Упражнение «Что есть, что будет».
А, сейчас, мы вместе попытаемся составить описание нашего детского сада, ответив последовательно на два вопроса:
– Что в нем есть, такое, что отличает его от других?
– Что может появиться в скором времени (будем говорить короткими фразами по очереди, не повторяя друг друга).
Как прекрасно, мы совместно смогли построить и план творческого развития учреждения.
- Упражнение «Объявление»
Для того, чтобы нас знали и ценили наши профессиональные качества, мы должны уметь презентовать себя и свою деятельность. Предлагаем вам озвучить рекламу нашему детскому саду. (Участвуют все)
- Задание «Изобретатели»
Следующее задание развивает способность видеть в привычном необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной. Вашему вниманию материалы: зажим для бумаг, точилка для карандашей, файл, скотч (предметы в нескольких экземплярах)
Задание: найти как можно больше нестандартных применений для представленных предметов
- Упражнение «Скульптура».
Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Вы все – настоящие женщины, и мы убеждены, что кроме этих трех вещей вы можете еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Скульптура». Работа проводится без подготовки. Каждой группе (пара педагогов) предлагается создать скульптурную композицию, символизирующую: 1) творчество педагога; 2) творчество воспитанника.
Ну и в заключении, разрешите поделиться с вами творческим рецептом приготовления любого мероприятия.
Возьмите дюжину самых лучших эмоций.
Тщательно отберите только те,
которые лишены разочарований и злости.
После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части.
И обязательно пойте!
Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:
- 12 порций мудрости,
- 11 порций терпения,
- 10 порций храбрости,
- 9 порций работоспособности,
- 8 порций оптимизма,
- 7 порций преданности своёму делу,
- 6 порций вольнодумия и свободомыслия,
- 5 порций доброты,
- 4 порции отдыха и заботы о здоровье,
- 3 порции юмора,
- 2 порции такта,
- 1 порцию веры в каждого своего воспитанника.
Для того чтобы придать остроты и сладости вашему педагогическому блюду, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте без меры любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.
Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого рабочего дня. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита вам к тому, что делаете, к своей профессии и творчеству!
И до новых встреч в нашей гостиной «Нескушный сад».