Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи »

Тема: «Моя семья»

Возрастная группа: старшая 

                                                                         Выполнила: 

                                                                 Валишина Р.А.

Задачи: 

Образовательные. 

  1. Учить детей связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям.
  2. Упражнять в подборе существительных к прилагательным;  в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением, существительных множественного числа в именительном падеже.

3.Обобщать и систематизировать знания детей о семье.

Развивающие. 

1.Развивать умение поддерживать беседу.

2.Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные.

 Воспитывать любовь к семье.

Словарная работа. Семья,  любовь, добро, отзывчивая, близкие, терпеливая, мудрый,  непоседливая, заботиться, ухаживать, любить.

Средства реализации.

Демонстрационный материал: семейные фотографии, сундук, мячик, сердце. 

Предварительная работа. Рассматривание  фотографии семьи, беседа про семью.

 

Приходит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? 

Дети. Да, узнали,  Незнайка.

Незнайка. Дети, у меня неприятности. Со мной перестали общаться мои родные люди, они говорят, что я упрямый, не послушный и глупый и им не интересно со мной. Они мне дали игры и задания, что бы я их выполнил, тогда они будут со мной дружить. А эти задания такие сложные. (Снова плачет)

Незнайка. Помогите мне, пожалуйста, их выполнить.

Дети. Конечно, поможем.

Незнайка. А задания находятся в волшебном сундучке. Только я не могу открыть на нем загадка, если мы отгадаем, сундук  откроется. 

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю я-

Что получится? (Семья)

Незнайка. Вот и открылся волшебный сундучок. Дети, мы должны выполнить задания, за правильно выполненное задание будет появляться кусочек любви и добра. (Один ребенок достает из сундучка карточку с заданием)

Первое задание. Ответьте на вопросы.

Незнайка. Дети, что такое семья?

Дети. Семья – это  дом. Семья – это когда живут вместе папа, мама, дети.

Незнайка. Кто может быть членом семьи? 

Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.

Незнайка. Чужие люди могут быть членом семьи?

Дети. Нет, не могут. 

Незнайка. Дети, мы все молодцы, мы заработали первый кусочек любви и добра.

Следующий ребенок достает вторую карточку с заданием.

Второе задание «Подбери признаки» (игра с мячом)

Незнайка. Подберите как можно больше слов, которые расскажут о семье.

Семья (какая?) –  большая, дружная, трудолюбивая, добрая, крепкая, веселая, хорошая.

Незнайка. А какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)

Незнайка. Мама (какая?) 

Дети. Добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Незнайка. Папа (какой?)

Дети. Строгий, умный, сильный.

Незнайка. Бабушка (какая?) 

Дети. Добрая, отзывчивая, ласковая, заботливая.

Незнайка. Дедушка (какой?)

Дети. Мудрый, добрый. 

Незнайка. Сестра (какая?)

Дети. Весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Незнайка. Брат (какой?)

Дети. Сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.

Незнайка. Молодцы, мы заработали второй кусочек любви и добра.

Следующий ребенок достает третью  карточку с заданием.

Третье задание «Назови ласково»

Незнайка. В семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.  Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Назови  ласково».  Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково. Кому дам сердечко, тот и отвечает.

Дети при помощи Незнайки образовывают слова

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Баба – бабушка, бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Незнайка. Молодцы, мы заработали третий  кусочек любви и добра.

Четвертое задание Физ. минутка 

Незнайка. А, сейчас давайте отдохнем.

 «Семейная зарядка»

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево

Делает мой братик  (руки на поясе, повороты всем корпусом).

А я сам бегу трусцой 

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Незнайка. Отдохнули? Молодцы, вот и четвертый кусочек любви и добра.

Пятое задание «Один – много»

Незнайка. Я называю одного члена семьи, а вы говорите, когда их много.

Папа – папы, мама – мамы, бабушка – бабушки, дедушка – дедушки, сестра – сестры, внук – внуки, сын – сыновья, дочь – дочери.

Незнайка. Молодцы, мы заработали пятый кусочек любви и добра.

Шестое задание выставка фотографии «Моя семья».

Незнайка. Сегодня у нас  открыта выставка фотографии «Моя семья». Я вам тоже принес фотографию своей семьи. Хотите сейчас вам покажу. 

Это моя семья. Моя семья состоит из трех  человек: мама, папа и  я. Самый старший в семье папа. Самый младший я. Мы дружные. Заботимся и  помогаем друг другу. Я очень люблю свою семью. 

Незнайка. Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим фотографиям, рассказывают.)

Наводящие вопросы.

Незнайка. С кем ты живёшь?

Дети. С мамой, папой и т.д.

Незнайка. Кто самый старший в вашей семье?

Дети. Папа.

Незнайка. Кто самый младший?

Дети. Братишка, сестра.

Незнайка. Как ты заботишься о членах своей семьи?

Дети. Помогаю маме и папе и т.д.

Незнайка. Ты любишь своих близких? Почему?

Дети. Я очень люблю свою семью. Потому что они самые близкие люди.

Незнайка. Молодцы, мы заработали  шестой кусочек любви и добра.

Незнайка. Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Какие мы молодцы!

Итог 

Незнайка. Дети, посмотрите, что же у нас получилось?

Дети. Сердце.

Незнайка. А что же символизирует сердце?

Дети. Сердце символизирует любовь, добро.

Незнайка. Правильно, дети, надо любить, беречь свою семью. Дороже семьи нет ничего на свете.

Незнайка. Спасибо вам, дети. Какие дети, вы умные, дружные, добрые. Мне так у вас нравится. Я бы у вас остался в детском саду, но я очень соскучился по своим родным людям. Как же я их люблю. Поэтому побегу к ним и расскажу о вас.