ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»

Социально-гуманитарной направленности стартовый уровень усвоения возраст обучающихся 5-7 лет срок реализации 1 год

Автор-составитель программы:

Мельникова Мария Викторовна,

педагог дополнительного образования

г. Кодинск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ………………………………………………3
  2. Цели и задачи ………………………….……………………………..4
  3. Содержание программы    ……………………………………………4
  4. Планируемые результаты освоения программы……….……….….14
  5. Календарный график…………………………………………………….14
  6. Условия реализации программы……………………………………14
  7. Оценочные материалы……………………………………………….15
  8. Методические материалы……………………………………….…..16
  9. Список литературы……………………………………………….….16
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Как хорошо уметь читать» имеет социально-гуманитарную направленность. За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников.

Новизна. В основе программы лежит методика Н.С. Жуковой, которая является результатом тридцатилетнего опыта работы логопеда. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод в сочетании с логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме. В основе обучения лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения.

Программа включает в себя игры различной сложности и направленности, благодаря которым происходит совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое и способствует интеллектуальному развитию дошкольника.

Актуальность программы обусловлена запросом родителей, которые сегодня понимают, что раннее овладение приемами чтения обеспечит ребенку комфортное психологическое состояние при адаптации к школьному обучению и даст ему преимущество в овладении разными предметами; поспособствует росту и развитию его мозга в самый благоприятный возрастной период.

Педагогическая целесообразность. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Психологи считают, что в 5 – 6 лет ребенку легче учиться чтению, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. 

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 5-6 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, включает в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения, которые направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Отличительные особенности программы.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. В содержание программы добавлен краеведческий материал: о городе, районе, крае, традициях, истории и культуре. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Уровень освоения программы.

Программа стартового уровня, так как направлена на удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области. Обучение по программе, направлено на формирование первоначальных навыков самостоятельного чтения и овладение приемами познавательной деятельности. Дети принимаются в программу на добровольной основе без предварительной подготовки.

Адресат программы.

Программа предназначена для детей 5-7-летнего возраста. Наполняемость группы не более 12 человек. Дети принимаются без предварительной подготовки. 

Срок реализации программы и объем учебных часов

Программа реализуется в течение учебного года с сентября по май, общее количество часов – 72 ак. часа (36 недель). 

Форма обучения очная.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут).

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: формирование первоначальных навыков самостоятельного чтения.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить чтению по слогам с переходом к чтению целыми словами и дальнейшее формирование навыков чтения предложениями.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, рассуждать, доказывать и анализировать;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Воспитательные:

  •  воспитывать позитивное отношение и интерес к литературе и чтению;
  • развивать культуру речи и общения.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1 Вводные занятия. Подготовительный период. 1 1
2 Звуки [а], [у]. Буквы А а, У у 3 1 2 Опрос, беседа
3 Звуки [о], [м] [м`]. Буквы О о, М м 3 1 2 Опрос, беседа
4 Звуки [с] [с`] [х] [х`]. Буквы С с, Х х 3 1 2 Опрос, беседа
5 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1 1 Практическая работа
6 Звуки [р] [р`] [ш] Буквы Рр, Шш 3 1 2 Опрос, беседа
7 Звук [ы] [л] [л`] Буквы Ы, Л л 3 1 2 Опрос, беседа
8 Чтение Л-Р 1 1 Практическая работа
9 Звуки [н] [н`] [к] [к`]  Буква Нн, Кк 3 1 2 Опрос, беседа
10 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1 1 Практическая работа
11 Звуки [т] [т`] [и]  Буква Тт, Ии 3 1 2 Опрос, беседа
12 Звуки [п] [п`] [з] [з`] Буква Пп, Зз 3 1 2 Опрос, беседа
13 Звук [й`] Буква Й. Чтение И-Й, ый-ий 2 1 1 Опрос, беседа
14 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1 1 Практическая работа
15 Звуки [г] [г`] Буква Г 2 1 1 Опрос, беседа
16 Парные С-З, Г-К 4 1 3 Опрос, беседа
17 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1 1 Практическая работа
18 Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж 6 2 4 Опрос, беседа
19 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1 1 Практическая работа
20 Йотированные гласные Е , Ё, Ю, Я 6 2 4 Опрос, беседа
21 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1 1 Практическая работа
22 Мягкий знак Ь 1 1 Опрос, беседа
23 Звуки [ч`] [э] Буква Чч, Ээ 3 1 2 Опрос, беседа
24 Звуки [ц] [ф] [ф`] Буква Цц, Фф 3 1 2 Опрос, беседа
25 Звуки [щ`] Буква Щ щ 1 1 Опрос, беседа
26 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 2 2 Практическая работа
27 Твердый знак Ъ, Ъ-Ь 1 1 Опрос, беседа
28 Чтение текстов, задания по карточкам 8 8 Практическая работа
29 Итоговое занятие 1 1
Итого часов 72 18 54

Содержание учебного плана

  • Вводное занятие. Подготовительный период.

Теория. Знакомство с детьми. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год.

Практика. Знакомство с учебником. Правила обращения с книгами. Гигиена чтения.

  1. Звуки [а], [у]. Буквы Аа, Уу.

Теория: Буквы Аа, Уу. Знакомство со звуками [а], [у]. Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Актуализация знаний детей о звуках и буквах А, У. Закрепление зрительного образа буквы. Выделение звука из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук.

Игровое задание «Добавлялки», «Плюс и минус», «Угадай слово», придумывание слов на заданный звук. Игровое задание «Запомни слова». Игровое задание «Из слов сбежала буква». Подчёркивание буквы в ряду других букв и символов. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв.

  1. Звуки [о], [м], [м`].  Буквы Оо, Мм.

Теория: Закрепить понятия о звуках [о], [м], буквах Оо, Мм.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Обобщение знаний о звуке и буквах Оо, Мм. Выделение звуков из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук. Составление предложений, подсчёт слов, деление слов на слоги. Игровые задания «Найти звук в словах», «Хлопни, когда услышишь звук». Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв.

  1. Звуки [с], [х], [с`], [х`].  Буквы Сс, Хх.

 Теория: Закрепить понятия о согласных звуках [м], [с], [х]. Буквы Сс, Хх.

Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Повторение изученных согласных. Актуализация знаний детей о буквах М, С, Х. Закрепление зрительного образа буквы – соотнесение её с предметами круглой формы. Подбор слов со звуком в начале, середине, в конце слова. Выделение звука из названий предметов, картинок, первого звука слова. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.

  • Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Теория: Характеристика изученных звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.

Практика. Игровые упражнения на различие гласных и согласных звуков. Закрепление зрительных образов изучаемых букв. Чтение слогов и слов с данными буквами.

  • Звуки [р] [р`] [ш]. Буквы Рр, Шш.

Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Познакомить с буквами Р, Ш и звуками, которые они обозначают. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Актуализация знаний детей о буквах. Закрепление и уточнение образов букв. Выделение звука из ряда других звуков из слов. Умение определять местоположение звуков в слове. Совершенствование навыков чтения. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов. Работа с разрезными буквами.

  • Звуки [ы] [л`] [л]. Буква ы, Лл.

Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буквы Лл, ы. Познакомить с буквами Л, ы и звуками, которые они обозначают. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Уточнение и обобщение знаний детей о буквах Ы, Л. Деление слов на слоги, выделение слога с заданным звуком. Определение наличия звука в словах. Запоминание слов с заданным звуком. Составление слов из букв. Совершенствование навыков чтения. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.

  • Чтение Л-Р.

Теория. Закрепить ранее изученные буквы.

Практика. Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.

  • Звуки [н] [н`] [к] [к`] Буквы Нн, Кк.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буквы Нн, Кк.

Познакомить с буквами Нн, Кк и звуками, которые они обозначают. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о буквах и звуках. Закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов, слов. Совершенствование умения вставлять пропущенный звук в начало и конец слов, выделять первый звук из слова. Деление слов на слоги. Развитие чувства ритма, понимания грамматического задания из стихотворного текста. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.

  • Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.

Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами.

  • Звуки [т] [т`] [и].  Буквы Тт, Ии.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Тт, Ии. 

Познакомить с буквами Тт, Ии и звуками, которые они обозначают. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о букве Т, И звуках [т] [т`] [и]. Составление слов из рассыпавшихся букв, из слогов, переставленных местами. Развитие мелкой моторики – конструирование буквы, прорисовывание буквы. Развитие зрительного буквенного гнозиса, зрительного внимания. Слогового чтения, логического мышления. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов.

  • Звуки [п] [п`] [з] [з`]. Буквы Пп, Зз.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буквы Пп, Зз. Познакомить с буквами Пп, Зз и звуками, которые они обозначают. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о звуках [п] [п`] [з] [з`] и буквах П, З. Учить представлять букву, соотносить её с окружающим предметом, выделять звук из неречевых звуков. Закрепление навыков чтения, подбор слов на заданный звук. Развитие умения различать мягкость и твёрдость звучания звука. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, слуховой памяти. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов.

  • Звук [й`] Буква Й. Чтение И – Й, ЫЙ – ИЙ.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й. Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Систематизация знаний о звуке Й, о букве Й. Знакомство с характеристикой звука. Подбор детьми слов со звуком Й в разных позициях. Составление звуковой схемы слов. Подбор недостающего фрагмента к букве Й из ряда других элементов. Выделение на слух звука Й из слов. Составление слов из букв разрезной азбуки. Добавление последнего звука в слова. Подбор слов-действий (глаголов). Совершенствование навыков чтения, зрительного буквенного гнозиса. Развитие мышления (классификация), обогащение словарного запаса. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений. Чтение слогов, слов с буквами Ы – Й, чтение предложений.

  • Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.

Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами. Чтение коротких предложений.

  • Звуки [г] [г`] Буква Г

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Гг. Познакомить с буквой Гг и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Актуализировать знания детей о букве Г и звуке Г(ГЬ). Подбор слов на заданный звук. Составление слов из рассыпавшихся слогов. Чтение «по ступенькам».

Запоминание начальных двух звуков каждого слова, составление нового слова. Решение кроссворда. Дополнение предложений словами на выбор, в которых есть звук Г.

Развивать обшую моторику, фонематический слух, зрительное восприятие, навыки слогового чтения. Развивать умение находить слово с заданным звуком. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений.

  • Парные С-З, Г-К.

Теория. Закрепить ранее изученные буквы. 

Практика. Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений. Выделение звуков Г и К из названий картинок. Подбор пропущенной буквы, чтение слов. Работа по определению места звуков К и Г в слове. Деление слов на слоги, выделение только слога, где есть Г или К. Составление слов из рассыпавшихся букв. Замена Г на К с тем, чтобы получилось новое слово.

Игровые упражнения на различение изолированных звуков, а также – в слогах, в словах. Выделение заданного звука из слова, из названия картинок. Деление слов на слоги. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слоговых рядов, слов, предложений. Работа над составлением предложений.

  • Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.

Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами. Чтение коротких предложений.

  • Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж

    1. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Вв. Познакомить с буквой Вв и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве В и звуке В (ВЬ). Чтение слогов, договаривание до целого слова. Чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера. Деление слов на слоги в игре сдвижением. Подбор букв, пропущенных из слова. Решение кроссворда. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений.

  1. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Дд. Познакомить с буквой Дд и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Знакомить детей и закреплять знания о букве Д и звуке Д (Дь). Поиск стилизованных под предметы букв на картинке. Составление слов из врисованных друг в друга букв; из рассыпанных букв; из слогов. Чтение слоговой таблицы, слов, предложений. Добавление первого пропущенного звука в слова. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений.

  1. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Бб. Познакомить с буквой Бб и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. систематизация знаний о букве Б и звуке Б (Бь). Работа по поиску врисованной буквы, помещению ее в слова. Чтение слогов, слов, коротких предложений. Деление слов на слоги, выделение только слога с Б (Бь). Слияние слогов в разнообразные слова. Называние «соседей» звука. Составление предложений. Подбор определения к существительному. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений.

  1. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Жж. Познакомить с буквой Жж и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве Ж. Определение положения звука Ж в словах. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками. Чтение слогов и слов предложений, слов написанных «по спирали». Составление слов из звуков, находящихся в разных словах в определённой последовательности. Закрепление умения составлять предложения. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  1. Чтение Вв, Дд, Бб, Жж.

Теория. Закрепить ранее изученные буквы.

Практика. Чтение слогов, слов со звуками Вв, Дд, Бб, Жж. Чтение предложений.

  • Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я

    1. Гласный звук [е]. Буква Ее.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ее. Познакомить с буквой Ее, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Обобщение и уточнение знаний детей о букве Е. Закрепление образа буквы (конструирование; стилизация буквы). Чтение слогов, составление слов. Чтение слов из врисованных букв, составление с ними предложений. Работа по разрезным азбукам. Чтение слов, написанных «по спирали». Закрепление знаний о том, что Е смягчает предыдущий согласный звук. Совершенствование навыков плавного чтения, навыков конструирования. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  1. Гласный звук [ё]. Буква Ёё.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ёё. Характеристика звука. Познакомить с буквой Ёё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Е. о ее роли при смягчении согласных. Анализ сходства и различия буквы Ё с похожими по написанию буквами. Разгадывание кроссворда; ребусов, деление отгадок на слоги. Чтение слов из стилизованных букв; «по веревочке». Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  1. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Познакомить с буквой Юю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Обобщить и систематизировать знания детей о букве Ю. Работать над подбором пропущенной буквы Ю в словах. Учить производить сопоставление слов, отличающихся одним звуком. Совершенствовать навыки конструирования буквы Ю, умения анализировать ее элементы. Работать над составлением слов из врисованных друг в друга букв; из «рассыпавшихся» букв. Подбирать слова, где Ю находится в слове в разных позициях. Совершенствовать навыки чтения; учить составлять предложения, обогащать лексику детей словами. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  1. Гласный звук [я]. Буква Я я.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Яя. 

Познакомить с буквой Яя, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Уточнить роль буквы Я при смягчении предыдущего согласного. Представление Я как буквы, слога и слова. Подбор слов, начинающихся на Я. Составление предложений. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложений; слогов, договаривание до целого слова. Работа со словами с пропущенными буквами А или Я. Решение ребусов. Анализ предложения, изменение его состава в сторону уменьшения. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  • Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.

Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами. Чтение коротких предложений.

  • Мягкий знак Ь.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь. Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Уточнение и систематизация знаний детей о букве Ь. Подбор слов, в составе которых есть Ь. Выделение на слух слов с мягким знаком в середине и в конце. Чтение слов, спрятанных в предметы. Изменение формы глагола. Поиск глаголов в ряду других слой. Узнавание буквы Ь на «зашумленном фоне» и среди букв, врисованных друг в друга. Отбор слов при наличии в них Ь. Поиск предметов, в названии которых есть мягкий знак. Добавление буквы Ь к концу слова. Развитие слухового внимания, логического мышления, чувства стихотворного ритма, навыков чтения. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  • Звуки [ч`] [э]. Буквы Чч, Ээ.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Чч, Ээ. Познакомить с буквами Чч, Ээ и звуками, которые они обозначают. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Актуализация знаний детей о звуках Ч, Э и буквах Ч, Э. Учить детей вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе слов с определенным звуком. Учить детей выделять звук из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Ч, Э. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  • Звуки [ц] [ф] [ф`] Буквы Цц, Фф.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. 

Познакомить с буквами Цц, Фф и звуками, которые они обозначают. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Актуализировать знания детей о звуке и буквах Ф, Ц. Закрепить зрительный образ буквы. Закрепление навыка деления слов на слоги. Развитие навыков слогового анализа. Совершенствование навыка чтения. Коррекция памяти, слухового внимания, фонематического восприятия, связной речи, мелкой моторики. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  • Звуки [щ`] Буква Щ щ.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Познакомить с буквой Щщ и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Актуализация знаний детей о звуке Щ и букве Щ. Учить детей вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе слов с определенным звуком. Учить детей выделять звук Щ из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Щ. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  •  Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.

Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами. Чтение коротких предложений.

  • Твердый знак Ъ, Ъ-Ь.

Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ. Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.

Практика. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.

  • Чтение текстов, задания по карточкам.

Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.

Практика. Чтение слогов и слов, предложений, коротких текстов.

  • Итоговое.

Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.

Практика. Обобщение и закрепление знаний по изученным темам с элементами праздника.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты:

  • знает алфавит, различает понятия «буква-звук», читает предложения и короткие тексты;

Метапредметные результаты:

    • составляет и распространяет предложения, согласовывает слова в предложении;
  • пользуется приёмами анализа, синтеза, сравнения при работе с текстом. 

Личностные результаты:

  • сформирован интерес и позитивное отношение к чтению и литературе;
  • имеет навыки культурного общения.
  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации
1 2023-2024 01.09.2023 31.05.2024 36 72 72 2 раза в неделю по 1 ак. часу Декабрь\

май

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы необходимы:

Для педагога:

  • класс на 12 посадочных мест
  • классная доска,
  • шкаф для хранения дидактических пособий,
  • телевизор,
  • компьютер,
  • принтер,
  • сканер,
  • дидактический и раздаточный материал

Для обучающихся:

  • Шариковая ручка
  • Простой карандаш
  • Цветные карандаши
  • Тетрадь в клетку 24 л.

Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием.

VII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка усвоения знаний учащихся происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми учащимися. В конце обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний.

Для оценки уровня освоения читательской грамотности применяется педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину.

В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

  1. Скажи одно слово.
  2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
  3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются следующим образом: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

Таблица 1

Фамилия и имя ребенка Количественная оценка в баллах Общая оценка
Выделение слова Фонемный анализ Анализ предложений

Обработка и интерпретация результатов исследования.

6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи и навыков чтения;

4-5 баллов – среднему;

3 балла – низкому уровню усвоения элементов чтения.

 

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

При реализации программы используются следующие методы обучения

  • Диалогический – диалог между педагогом и обучающимся, обеспечивающий прочное усвоение знаний, путем обсуждения возникающих проблем при выполнении заданий.
  • Игровые: через игровую, индивидуальную или коллективную ситуации учащиеся выполняют задания.

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки при реализации программы используются следующие методы:

  • Словесные, при которых источником знаний служит устное изложение педагога;
  • Наглядные, при которых источником познания служат наглядные средства;
  • Практические, при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

В рамках программы применяются следующие формы проведения занятий: беседы, практическое занятие, основной формой организации педагогического процесса являются занятия игрового характера или имитационная деятельность через включение в игру. Дидактические игры и коррекционно-развивающие занятия помогают в формировании мотивации к познавательной деятельности.

Педагог готовит теоретический и практический материал, пользуясь методической и учебной литературой, обобщает и систематизирует информацию, выделяет главное, подбирает различные задания.

Для реализации программы используются дидактические материалы:

  1. Разработки занятий в виде игр.
  2. Разработки занятий в виде бесед.
  3. Презентации (электронная поддержка теоретического материала),
  4. Практические работы.
  5. Набор текстов для чтения.
  6. Сборник физкультминуток.
  7. Вопросы для устного контроля.
  8. Методические рекомендации проведения игр.
  9. Тестовые задания для отслеживания прогресса в развитии обучающихся. 
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  2. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
  3. Жукова Н.С. Букварь. – М., 2021.
  4. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. – М.: Эксмо- пресс, 2015.
  5. Жукова Н.С. Уроки правильной речи и правильного мышления. – М.: Эксмо, 2015.
  6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. – М.: Эксмо, 2009.
  7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2008.
  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  9. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. – М.: Гном – Пресс, 1997.
  10. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  11. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. – М.: Сфера, 1999.
  12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева – М.: Айрис – ПРЕСС, 2007.
  14. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.
  15. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
  16. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. – М.: Эксмо, 2007.