МАДОУ «МАЯЧОК» СП ДЕТСКИЙ САД № 146»

Конспект открытого занятия с элементами нейробики в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с НОДА 

«Весёлое путешествие»

Подготовила и провела: 

Педагог-психолог Майкова Е.А.

Нижний Тагил, 2024 г.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить представления детей о весне; 

Обобщить знания и активизировать словарь по лексической теме: «Весна»; 

Совершенствовать образование и использование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие.

Развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание, межполушарное взаимодействие, равновесие; тактильное восприятие.

Развивать практические навыки расслабления мышц рук, шеи, тела.

Развивать речевой слух, чувство ритма и темпа.

Коррекционно-воспитательные задачи.  Формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в совместной деятельности, инициативности, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе.

– способствовать формированию экологической эмпатии;

– способствовать развитию межполушарных связей, с помощью кинезиологических упражнений;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: стаканы с питьевой водой на каждого ребенка, мяч, лента синего цвета, картинки птиц, карточки к игре «Сделай так», мишутка, пособия для дыхательной гимнастики (солнышко и облако).

 

Ход занятия:

  • Ритуал приветствия 

Здравствуйте ребята! Какой хмурый день сегодня! Давайте присядем на стулья и попробуем сделать этот день радостней! Мы подарим друг другу улыбку (передают по кругу улыбку).

Ребята, я хочу предложить вам отправиться в путешествие! Дорога будет длинная. Поэтому давайте попьем воды, чтобы нам хватило сил добраться до пункта назначения (прием воды активизирует мозг для надежных электрических, химических действий между мозгом и нервной системой; надежного накопления и оживления информации. Дети пьют воду).

 

Кинезиологическая сказка «Весёлое приключение»

Сегодня я расскажу вам одну историю, но вы должны будете мне помочь. (играет спокойная музыка).

Наша история началась тёплым солнечным утром. Ребята любили играть на улице, во дворе. Они выбегали из своих домов и сразу здоровались друг с другом.

Упражнение «Колечко».

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе. Усложнение: поочерёдно «здороваются» пальчики правой и левой руки. 

Вдруг ребята увидели красивых бабочек, они сидели на цветах и любовались своими крылышками.

Упражнение «Бабочка».

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Речевое сопровождение:

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Пока все рассматривали бабочек, внезапно налетел целый рой мух и мальчикам и девочкам пришлось от них отмахиваться.

Упражнение «Ухо-Нос»

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо –

Кыш, улетай от меня, Цокотуха! (2 раза)

Никак не избавиться от назойливых мух. И тут кто-то из ребят крикнул:

– Бежим к реке.

Прибежали ребята к реке и стали нырять.

Упражнение «Водолазы»

Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух (3 раза).

Потом ребята вылезли на берег, мухи уже улетели. А на берегу квакают лягушки.

Упражнение «Лягушка»

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе (правая вниз ладонью, левая сжата в кулак). При каждой смене положения рук язык движется вправо-влево.

Пока мы смотрели на лягушку, прилетели наши знакомые бабочки и закружились в танце. А танец называется «Лезгинка».

Упражнение «Лезгинка».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Закончился танец, и полетели бабочки в лес, а мы поедем за ними на велосипеде.

Упражнение «Велосипед».

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза. 

А в лесу такая красота, давайте его рассмотрим.

Упражнение для глаз

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет – старушка, смотрят вправо

Справа сосенки – подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево – вправо, вверх – вниз.

Видят ребята, на поляне яблонька растёт с наливными яблочками. И так им захотелось яблочек попробовать.

Упражнение «Сорви яблоки».

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Смотрят ребята, а по грибочку сороконожка ползёт. Хорошенькая – прехорошенькая. И захотелось нашим путешественникам её нарисовать. И карандаши у них с собой были.

Упражнение «Здравствуй, карандаш!»

Зажмем карандаш между ладонями и потрём (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями)

Послушайте, как он «шумит». Разогреем ладошки. «Пошумим» у правого ушка, у левого (повторить 2 раза)

Упражнение «Зеркальное рисование» (за столом)

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируются, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Пора домой возвращаться, а велосипеды куда-то пропали. Что делать, как быть? В то время над лесом много облаков проплывало, и решили ребята на облаках домой вернуться.

Упражнение «Путешествие на облаке».

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Открыли ребята глаза и видят, что каждый лежит в своей комнате, в своей кровати. А как же весёлое путешествие. Может это был всего лишь сон?

III. Окончание занятия.

Вокруг себя я покружусь (дети кружатся вокруг)

Остановлюсь, (хлопнуть в ладоши)

И другу на прощанье (дети ставят свои кулачки друг на друга, образуя

Скажу я «До свиданья» пирамидку)