Мастер-класс

«Необычное в обычном!»

 

Цель. Познакомить с методом бумаготерапии, как эффективным средством развития и воспитания дошкольника.

  • Введение в тему.
  •  Вступление. 

В настоящее время есть все для гармоничного развития детей: книжки, пособия, карточки, разнообразное интерактивное оборудование. Но всё это требует затрат, в то время как есть целый список развивающих, воспитывающих и развлекательных игр, для которых нужна только обычная бумага! 

  • Актуализация опыта. Проблема.

Беседа с педагогами.

Педагог. Уважаемые коллеги, вы верите, что можно легко обучать, развивать и воспитывать ребёнка, имея только бумагу? 

Педагог. Как думаете, кем или чем может стать простой листочек бумаги? 

Педагог продолжает. Если пофантазировать лист бумаги можно превратить в любой предмет. А какие бумажные техники можно было бы предложить для освоения детям? (Оригами, бумагопластика, аппликация).

Правильно, лист бумаги можно использовать во всех этих видах изобразительного творчества. Показывает картинки с изображением новых видов творчества: 

«А еще торцевание, бумажное моделирование (или паперкрафт), пэйп арт (имитация бумагой металлических изделий), папертоль – техника создания трехмерных картин. И это далеко не весь список видов творчества с бумагой.

Но бумагу можно использовать не только в изобразительном искусстве, но и в других творческих заданиях, в подвижных играх и даже использовать при решении этических ситуаций, для построения диалогов, в поиске решений и как психотерапевтическое средство.

  • Индуктор

Педагог. Итак, предмет моего мастер-класса – БУМАГА. Предлагаю сегодня Вам познакомиться с методом бумаготерапии.

Бумаготерапия – один из новейших методов в педагогике, это разновидность арттерапии. Он широко используется в настоящее время как в психологии, так и в педагогике. 

Появился он как альтернатива сложным и затратным технологиям с целью отвлечения детей хоть иногда от интернета, гаджетов, которые уже становятся частью детской жизни, и также для развития понимания того, что даже из самого простого материала можно придумать что-то интересное и увлекательное. 

Основоположник арт-терапии в России А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации отмечает ценность применения метода в образовании, так как он один из немногих, который позволяет решать задачи образования детей в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

  • Ход мастер-класса

Педагог обращается к участникам. Предлагаю совершить путешествие в Мир бумаги. А нашими помощниками станут – воображение, фантазия и, конечно же, музыка.

 

  1. Достаточно всего лишь одного листа бумаги, чтобы организовать дидактические игры и этические упражнения. Например.

 Игра – приветствие «Соберем хорошие и добрые слова». 

Иногда воспитателю надо срочно организовать игру-приветствие, зарядить позитивом воспитанников на весь день, а под рукой не оказалось мяча или игрушки, которые мы обычно используем. А на столе лежит лист бумаги. Можно быстро превратить его в «комочек» или «кулечек» добра. Или превратить в «улыбку» или «сердечко. Предлагаем детям передавать по кругу получившийся символичный предмет, поприветствовать рядом стоящего или сидящего партнера и сказать добрые слова-комплименты. 

Мы будем передавать кулек и складывать туда хорошие слова.

– Какое теперь настроение у вас? Почему? (Потому что очень приятно слышать в свой адрес хорошие слова).

– Как приятно видеть ваши замечательные улыбки и слышать добрые пожелания. Я кулек сейчас заверну и сохраню слова, которые вы говорили. 

– А сейчас сделаем все наоборот и посмотрим, как влияют плохие, неприятные слова на человека.

 Следующий прием «Обидь бумагу»

Педагог. Как наглядно объяснить вред обзывательств? Детям часто кажется, что иногда достаточно просто извиниться для того, чтобы все прошло. Надо объяснить детям, что слова могут ранить   так сильно, что даже самые искренние извинения не смогут исправить ситуацию! 

Педагог предлагает участникам сказать листку бумаги неприятные, грубые слова и с каждым словом постепенно сжимают листик (постепенно листик превращается в комок).

Посмотрите, что случилось? Давайте все исправим, будем говорить добрые, ласковые слова и разгладим листок.

К сожалению, листок не стал таким же ровным и гладким каким был. Грубые, неприятные слова оставили свой след. Значит, какой вывод мы должны сделать?

(«Нельзя обзываться», «Прежде чем ты хочешь что-то сказать, надо подумать» и т.п.)

Таким образом, мы наглядно показали детям результат влияния плохого, грубого слова.

  1. С бумагой можно организовать подвижные игры и игры малой подвижности.

Предложите детям самим придумать игру. А если они сомневаются, можно дать задание домой: придумать игру с листом (листами бумаги) дома. А потом поиграть в них вместе.

Мои дети с родителями придумали такие игры.

Игра «Попади в корзину». Скатайте из бумаги мячи и бросайте их в корзину. Или игра «Кто дальше прокатит бумажный мяч», «Пронеси лист бумаги на голове – не урони!» и другие.

  1. А еще бумагу можно использовать в творческих упражнениях. Главное, дать представление детям, что творчество возможно даже при скудности материалов, из ничего можно что-то придумать, из обычного сделать необычное. 

Например, в музыкальном воспитании.

 Предлагаю организовать бумажный оркестр. Теперь лист бумаги нам заменит шумовые инструменты. Возьмите лист бумаги. И повторяйте за мной.

Участники демонстрируют под музыку.

  1. 4. И еще одно творческое задание «Порисуем бумагой».

Для работы у нас есть только бумага! Рвем, сминаем, скручиваем и приклеиваем на клейкую основу. Создайте каждый свой шедевр.

Бумага нам позволяет обеспечить принцип выбора, что очень важно для развития творческих способностей у детей. 

Покажите, что у вас получилось? Молодцы!

             IV.Выводы.

Итак, это отдельные приемы бумаготерапии и далеко не полный перечень. Здесь большое пространство для творчества педагога. Этот метод позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход, способствует развитию творческих способностей, полезен в работе с детьми с ОВЗ как психотерапевтическое средство и т.п. использование этого метода возможно во всех образовательных областях ФГОС

  1. Рефлексия

Педагог. Выберите из трех стикеров тот, который более отражает ваше отношение к тому, что вы посмотрели:  

Синий – мастер-класс оставил меня равнодушным или мне не очень понятен.

Зеленый –заставил меня задуматься о том, правильно ли я подбираю методы в своей работе.

Желтый – подумаю о том, что можно показанные приемы использовать в работе.