Конспект занятия по ФЭМП “Определение времени по часам”

Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

Программные задачи: закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры (социализация), развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном (коммуникация), сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (здоровье).

Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: будильник, цифры (для будильника), иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.

Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 12, математические наборы. карточки с нарисованными циферблатами для игры «Отметь правильно время»

Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я получила голосовое сообщение от своего будильника вместо звонка. (Прослушивают голосовое сообщение)

«Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться».

Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем – подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

Дети: Да.

Воспитатель: сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: что нарисовано на циферблате?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: как называются стрелки, показывающие время?

Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: чем похожи?

Дети: на всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: куда “смотрит” минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка “смотрит” вверх на 12.

Воспитатель: куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

                                      Игра «Который час?»

Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.

Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.

Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка показывает на 12.

Воспитатель: куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 1.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так.

(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.

 (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться!

(Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем.

(Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине.

 (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам.

 (Дети садятся.)

Воспитатель: ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута — это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

Воспитатель: правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».    

Игра “Собери часы из математических наборов”

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем стихотворение Валентина Берестова «Часы», которое нам расскажут ребята (2 человека).

Без четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать приятную весть?

Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая приятная весть?

А то, что я сам,

Понимаете, САМ

Умею часы узнавать по часам.

Ты прав. Так и есть,

Без пятнадцати шесть!

Спасибо тебе за приятную весть!

Воспитатель: А теперь я вам хочу предложить интересные задачи, слушайте внимательно. (показываю циферблаты)

  1. Олег проснулся в 8 часов и спросил у мамы, не пора ли отправляться в кукольный театр? Нет, спектакль начнется только через 2 часа. Во сколько начало спектакля? (8+2=10)
  2. Когда Костя пошел гулять, на часах было 5часов, а когда он вернулся, часы показывали 6часов. Сколько времени Костя провел на улице? (6-5=1)
  3. Тихий час начинается, когда на часах 1час, а заканчивается в 3 часа. Сколько времени длится тихий час? (3-1=2)
  4. Мультфильм начинается в 8 часов, а фильм о животных в 10 часов. Какая передача начнется раньше?
  5. Показываю три циферблата часов, на одном из которых всего одна минутная стрелка, установленная на 12. Какие часы показывают наибольшее время? (варианты ответов)

Воспитатель: Вы тоже умеете определять время по часам. А сейчас снова игра.

Развивающая игра «Отметь правильно время на часах».

            Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?

Дети: 12

Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями. Мы можем успокоить наш будильник и вернуть все цифры на свои места на циферблат.

(Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)

Воспитатель: Ребята, вот мы и помогли будильнику, выполнили все задания, и он теперь опять может показывать время людям.  

Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось?

А есть что-то, что не понравилось? А сейчас я предлагаю вам посетить музей часов.