Занятие _Дорога жизни - дорога надежды_Коноплева Р.В. -2
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городской
Дворец детского и юношеского творчества
Методическая разработка
Тематическая встреча
«Дорога жизни – дорога надежды!»
Номинация: «Методическая разработка педагогов дополнительного образования»
Автор:
педагог-организатор
Коноплева Римма Васильевна
-
Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Актуальность
В настоящее время во всем мире искажаются факты истории, переписываются исторические события в интересах стран, имеющих заинтересованность в этом. Поэтому очень важно сохранить историческую правду и передать истинное наследие нашей страны детям, чтобы они никогда не забывали о великом подвиге советского народа, героях Великой Отечественной войны.
- Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).
Обучающиеся 5-11 классов. Это возраст, когда формируется мировоззрение и ценности, поэтому важно уделить внимание патриотическому воспитанию и прививать уважение к историческому наследию.
-
Роль и место воспитательного мероприятия в системе воспитательной работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Внеурочное мероприятие по патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов занимает особое место в системе работы педагога-организатора, предполагает обеспечение преемственности с учителями-предметниками, сотрудничество с социальными партнерами. Умело организованная внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности. Данное воспитательное мероприятие тесно связано с другими мероприятиями по знакомству детей с основами безопасного поведения, проводимыми в течение года в городе: городской конкурс отрядов юных инспекторов движения «Формула безопасности», акции «Письмо водителю», акции «Всем миром за жизнь детей и другими.
Преемственность заключается в том, что обучающиеся, знакомясь с фактами Великой Отечественной войны на уроках истории в школе, знакомятся углубленно с историей возникновения «Дороги жизни», ее функционирование, особыми правилами дорожного движения на Ладоге, представителями различных профессий людей, трудившихся в легендарные годы.
- Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: познакомить обучающихся с историей создания «Дороги жизни», ее значимости в период блокады Ленинграда, акцентировав внимание на безопасности дорожного движения.
Задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою страну, героев Великой Отечественной войны;
- познакомить обучающихся с подвигом советского народа на Ладоге, историей создания «Дороги жизни», ее важности для сохранения жизни ленинградцев и обороны Ленинграда;
- расширять представления обучающихся о многообразии военной техники, профессий, инженерных решений и правилах дорожного движения на «Дороге жизни» во время Великой Отечественной войны.
-
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Тематическая встреча, позволяющая погрузиться в тему, посвященную истории страны во время Великой Отечественной войны.
Вопросы безопасности дорожного движения актуальны во все исторические периоды. Тематическая встреча позволяет рассмотреть преемственность правил, их значение для безопасности жизни.
-
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Основной метод — рассказ с элементами демонстрации визуального материала. Это позволяет сочетать теоретический материал с наглядными примерами, делая встречу более интересной и доступной для восприятия
- Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
- Изучение документальных материалов, источников по теме методической разработки.
- Систематизация изученного материал.
- Оформление демонстрационного материала, текста встречи.
- Проведение тематической встречи «Дорога жизни – дорога надежды» с обучающимися.
Ход тематической встречи
- Вступительное слово (5 минут)
Цель: Приветствие участников, введение в тему встречи.
- Приветствие и представление ведущего.
- Краткая история создания «Дороги жизни» и её значимости в период блокады Ленинграда.
- Объяснение актуальности темы и важности сохранения исторической правды.
- Демонстрация документального фильма (10 минут)
Цель: погружение в исторический контекст, эмоциональное воздействие на аудиторию.
- Показ фрагмента документального фильма «Ладога – Дорога жизни» (Производство Ленинградской объединенной студии Кинохроники, 1942 г.).
- Комментарии ведущего по ходу просмотра, акцентирование внимания на ключевых моментах.
- Лекция с элементами обсуждения (15 минут) (Приложение 1, 2)
Цель: Передача знаний о создании и функционировании «Дороги жизни», обсуждение фактов и воспоминаний.
- История создания «Дороги жизни» и её стратегическое значение.
- Подвиг советского народа на Ладоге, правила дорожного движения на «Дороге жизни».
- Разнообразие военной техники и профессий, задействованных в работе «Дороги жизни».
- Вопросы и обсуждение с аудиторией, привлечение личного опыта участников.
- Мини-игры и викторина (10 минут) (Приложение 3)
Цель: Активизация участников, закрепление полученных знаний.
- Викторина по основным фактам о «Дороге жизни» и блокаде Ленинграда.
- Игра «Кто быстрее?» с вопросами о военной технике и профессиях на «Дороге жизни».
- Тренинг «Семафорная азбука»
- Работа с макетом «Ладога»
- Подведение промежуточных итогов, поощрение активных участников.
- Заключительное слово и рефлексия (5 минут)
Цель: Подведение итогов встречи, оценка эмоционального воздействия.
- Подведение итогов встречи, повторение основных моментов.
- Рефлексия: обсуждение впечатлений и эмоций участников после встречи.
- Благодарность за участие, вручение сертификатов активным участникам.
- Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Кадровые: Учителя-предметники, Консультанты по истории Великой Отечественной войны, Социальные партнеры (представители Госавтоинспекции, полиции).
Методические:
- Документальный фильм «Ладога–Дорога жизни». Производство Ленинградской объединенной студии. Кинохроники, 1942 г.
- Документальный фильм Кинокомпании TOGFILM
- Печатные материалы для викторины и мини-игр.
Информационные:
- Карпова Е.П. Дорога жизни – блокадная артерия Ленинграда // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. №S6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doroga-zhizni-blokadnaya-arteriya-leningrada (дата обращения: 07.02.2025).
- Известия. Выпуск от 22.11.2016.
Материально-технические:
Ноутбук и техника для демонстрации материалов
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы
Для проведения данной встречи с обучающимися можно пригласить социальных партнеров – Госавтоинспекцию, Полицию, педагогов для обогащения и дополнения представленного материала.
Приложение1.
Презентация для тематической встречи «Дорога жизни-дорога надежды»
Приложение 2.
Материалы для подготовки к тематической встрече «Ладога-дорога жизни»
«Ни одна страна, ни один народ антигитлеровской коалиции не понесли таких тяжёлых жертв, как Советский Союз, и никто не приложил столько сил, чтобы разбить врага, угрожавшего всему человечеству»
(Г. К. Жуков)
В наши дни, во времена информационных войн, двойных стандартов, подмены истинных фактов истории на ложные, как никогда важно чевствовать, защищать духовные основы нашей страны, во главе которых великие подвиги советских героев.
Равняясь на эти подвиги, и храня память о них в душе – мы строим будущее нашей страны, будущее наших детей по настоящему свободным, мирным и счастливым.
С сентября 1941 года по март 1943 года, когда Ленинград был отрезан от всех сухопутных путей снабжения со всей страной, груз, боеприпасы в город доставляли по Ладожскому озеру – по «Дороге жизни». Не существуй этой дороги, погибших людей из-за голода было бы в разы больше. Проложенная по льду автодорога часто называется «Ледовой дорогой жизни». В документах она именовалась военно-автомобильной дорогой №101. Единственным сообщением с внешним миром для ленинградцев оставалась лишь дорога, начинавшаяся на берегу Ладожского озера. Эта тонкая нить, которую ценой невероятных усилий сумели протянуть защитники Ленинграда, дарила жизнь и надежду.
Ладожское озеро – живой свидетель отечественной истории. Место больших исторических событий. Озеро, на котором впервые в истории проложили Ледяную дорогу.
До прокладки автогужевой трассы, для перевозки небольших грузов: несколько мешков муки, две бочки бензина или нескольких человек, также для разведки, обслуживания эффективно применялись буера (легкая лодка, на металлических коньках, оснащенная мачтой и парусами).
Опыта строительства таких дорог не существовало. Строительство Ледовой дороги осложнялось ураганными ветрами, сопровождающиеся замерзанием Ладоги. Постоянные подвижки льда превращают озерную гладь в бурелом из льдин и торосов (нагромождение льда). Поэтому строительство дороги становится настоящим подвигом.
17 ноября 1942 года группа разведчиков с большим запасом деревянных колышков, загруженных на сани, выходит на лед Ладожского озера. «Пробираясь через торосы и размещая колышки в направлении будущей трассы, разведчики передвигаются до 9 –ого километра, где их путь преграждает огромная полынья. Удивительно, но лошадь, тащившая сани, почуяла трещины, скрытые под снегом, что позволило разведчикам быстрее найти пути обхода» – рассказывает историк, руководитель филиала ЦВММ «Дорога жизни» Александр Войцеховский.
«На следующий день группа доходит до Кобоны, где их ожидает большое количество дорожно-строительных частей, которые немедленно выходят на лед и начинается строительство дороги на проложенных трассах».
Рассказывает Александр Азовсков, эксперт, военный строитель: «История Дороги жизни поражает не только стойкостью ее героев, но и большим количеством уникальных технических решений, принятых во время строительства. Даже в наше время строительство такой ледовой дороги было бы затруднительным. Транспортировка тяжелых вооружений по Ладоге кажется невозможной. Решения находили по ходу строительства: на слабых и более опасных участках в лед вмораживали доски. Позднее в лед стали вмораживать металлическую сетку. Фашистские асы непрерывно бомбили ледовую дорогу, недоумевали глядя на грузовики, едущие по льду, покрытому трещинами и водой с колесами, ушедшими под воду. Сейчас техника таких работ широко распространена, но тогда основной труд был взвален на человеческие руки. Таким титаническим трудом в кратчайшие сроки на Ладоге было построено 6 трасс».
Однако маршрут «Дороги жизни» несколько раз менялся — только за первый месяц эксплуатации это случилось 4 раза. От двухполосной трассы тоже быстро отказались. Решили, что безопаснее проложить отдельные полосы, разнесённые друг от друга на расстояние 100–150 метров — по одной в каждом направлении. Так снижался риск разрушения льда.
Дорогу жизни обслуживали десятки тысяч человек. В первую очередь это были водители машин и погонщики конных подвод, механики, которые чинили машины, регулировщики, которые показывали безопасные маршруты. Из-за погодных условий и бомбардировок дорога за зиму несколько раз менялась. Только за первую зиму маршруты полностью передвигались 4 раза. Были еще и люди, обеспечивающие проходимость дороги, а ремонт производился постоянно. Водолазы укрепляли дорогу под водой, а сверху укладывали специальные настилы. Были построены медицинские центры, по пути следования располагались склады и базы, мастерские и пункты питания. По дороге была проложена телефонная и телеграфная связь.
Правила движения по Дороге жизни разрабатывали не в Госавтоинспекции, а в Ленинградском физтехе (Физико-технический институт, ФТИ АН СССР). Возможности ладожского льда как дорожного покрытия исследовала группа ученых Физтеха во главе с Петром Кобеко. Физики определили, как деформировался ледовый покров на озере под влиянием статических нагрузок разной величины, какие колебания происходили в нем под влиянием ветра и изменений сгонно-нагонных уровней воды, рассчитали износ льда на трассах и условия его пролома.
Для автоматической записи колебаний льда ученый Физтеха Наум Рейнов изобрел специальный прибор — прогибограф. Он мог регистрировать колебания льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток. С его помощью удалось определить причину, по которой в первые недели работы Дороги жизни ушли под лед около сотни грузовиков: проблема была в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. На фото – работа гидролога на трассе, а за гидрологом табличка информирующая водителей, что дистанция между машинами на этом участке 150-200 метров и скорость движения 15 километров в час.
На фото – работа гидролога на трассе, а за гидрологом табличка информирующая водителей, что дистанция между машинами на этом участке 150-200 метров и скорость движения 15 километров в час.
Благодаря правилам дорожного движения «Дорога жизни» действовала до конца апреля, когда толщина льда оставалась всего 10 см.
В целях светомаскировки фары предписывалось гасить — фронт зачастую приближался к Дороге жизни на расстояние 15 км, над ней курсировала немецкая авиация.
«Ночами уже не гасили фар, потому что было опасно водить машины в полной тьме. Да и противник, отлично знавший трассу, всё равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, — это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ» — написал в своих воспоминаниях водитель 804-й автобазы на Дороге жизни Леонид Баркович.
А когда шли большие колонны, девочки выстраивались живым коридором, стояли вдоль трассы, как столбики, через каждые 100 метров. Мгновенно реагировали, если машины проваливались под лед, спасая людей или грузы.
Желтый флажок в правой руке, красный — в левой использовались днем. Ночью в ход шли фонарики тех же цветов. Например, красный флажок, поднятый вверх, означал «Стой!». Желтый в таком же положении оповещал об опасном участке дороги с воронками и выбоинами, где необходимо снизить скорость. Если девушка поднимала желтый флажок на уровень груди, согнув руку в локте, то можно было ехать прямо и направо.
Открыли движение по Ладоге легендарные полуторки — маломощные грузовики ГАЗ-АА. В ледяных торосах, на не укатанной еще трассе, они зачастую буксовали. В первое время водитель, сбившийся с пути, рисковал расстаться с жизнью — шансов на то, что в плохой видимости, в метели, а тем более в ночной темноте или утреннем полумраке его хватятся и обнаружат, были невелики. Большинство водителей, заплутавших в первые дни на незнакомой, заснеженной дороге, погибли.
Начало перевозок по ледовой трассе планируется на 25 ноября, в ожидании увеличения толщины льда. Но положение в Ленинграде критическое: запасов хлеба остается менее чем на 2 суток- выход один рисковать. 21 ноября в конно-санный обоз из 350 упряжек выходит по Ладожскому льду из Осиновца в Кобону, чтобы в обратный рейс взять всего по 2 мешка муки на одни сани. Количества хлеба, привезенного обозами ничтожно мало. Но для поддержания духа ленинградцев значение его огромное. Город вновь имеет траспортную дорогу к большой земле.
22 ноября по ледовой трассе жизни едет первая колонна машин. Рассказывает Александр Войцеховский: «Для этой цели выбрана самая массовая машина Великой Отечественной Войны- 1,5 –ка. Имея собственную массу 1750 кг, она являлась самым легким грузовиком, и как никакая другая подходила для перевоза грузов по тонкому льду». В кратчайшие сроки собирают около 3000 автомобилей – целая колонна 1,5-ок выезжает с Горьковского автозавода уже загруженные продовольствием. Позднее, когда лед укрепится, для перевозок по ледовой переправе станут использовать и другие автомобили: ЗИЗ -5 весом 3 тонны и Ярославские 5 ти тонники, перевозившие в основном топливо.
Для работы ледовой дороги выставляются через каждые 400-500 метров регулировщики: ежедневно 350 бойцов на 40 градусном морозе, в пургу и метель стоят с флажками и фонарями ночью, указывая водителям путь и поддерживая моральный дух водителей. В первую блокадную зиму – это мужчины, а во вторую их сменяют женщины, ласково прозванные водителями «богини».
Вспоминает Вера Рогова, сержант 37 –ого отдельного дорожно-эксплуатационного батальона: «Мы для них были как родные Вы бы видели этих богинь: нос картошкой, лица черные от холода. Было очень холодно. На нас были брюки, ватник, сверху еще масхалат. Мы друг друга одевали, потому что сами не могли надеть столько одежды».
Кажется, что учтено все, но за первые 2 недели работы Ледовой трассы под лед уходит 157 машин. Вспоминает Вера Рогова: « Я помню, когда ушла машина с молодым водителем. Обычно машина проламывала лед задним бортом. Не всегда успевали ее вытащить. Водители всегда ездили с открытыми дверками, чтобы выскочить. А здесь был молодой водитель, и когда машина стала проваливаться не задним бортом, а вперед, и он ушел пол лед. Пока мы вызывали службу спасения, конечно он погиб. А лед был прозрачный- мы стояли плакали».
Для массированных атак с воздуха враг выбирает в первую очередь ледовую дорогу, здесь на заснеженном поле жизни машины – легкая мишень. Рассказывает Вера Рогова, сержант 37 –ого отдельного дорожно-эксплуатационного батальона: «Когда начинает работать немецкая авиация, то наши бойцы включали прожекторы, они очень быстро проецировали лучи и в этот момент у вас нет страха. Наша задача, как регулировщиц, заключалась в том, чтобы не было скученности машин. А когда все заканчивалось, вот тут появлялось чувство страха».
Рассказывает Александр Войцеховский: «Однажды водитель увидел на лютом морозе машину своего отца. Сын не смог не остановиться, и автомобиль отца он доставил на буксире. После чего был арестован за нарушение приказа. Этот случай закончился благополучно – на машине отца он доставил такой бесценный груз».
Морозы запаздывают и ледовую трассу удается открыть только 26 декабря 1942 года, на месяц позже, чем в 1941 году. Сильные северные и северо-восточные ветра приводят к к постоянной подвижке льда и делают эвакуацию невозможной. Работники Дороги жизни жили в палатках прямо на льду. На саночках палатку перевозили в другое безопасное место.
Появлялись трещины во льду и находится на нем было опасно. Позже, когда статистики проанализируют потери, выяснится, что за 2 блокадные зимы ушла под лед каждая 4-ая машина. План по перевозке грузов не выполняется и принимается решение о строительстве железной дороги.
Известие о том, что русские строят по дну Ладоги железную дорогу приводит Гитлера в бешенство. Коса просматривалась очень далеко. Сначала на всем пути забивали сваи в землю. «Богини» пробивали лунки ото льда, в которых пропускали сваи. Проложили 5-7 км дороги – это 19 тысяч свай.
Сначала на всем пути забивали сваи в землю. «Богини» пробивали лунки ото льда, в которых пропускали сваи. Проложили 5-7 км дороги – это 19 тысяч свай.
По сути эта дорога должна была стать железнодорожным мостом через водную преграду на деревянных сваях длиной более 30 км. Такие размеры моста и сейчас являются редкостью. Только на проектирование такого моста уйдут месяцы. Тогда же такая переправа казалась чудом. По построенному 5-ти километровому участку проходит первый поезд с вагонами. Испытания показывают, что дорога функциональна, хотя и требует постоянного ремонта из-за бомбежки и подвижек льда. У этой дороги есть еще секретная цель- стройка идет шумно, чтобы враг не заметил, что идет перегон военной техники для наступления. После строительства железной дороги 7 февраля 1943 года ее назвали, как приемницу Дороги жизни – Дорога Победы. После закрытия ледовой дороги всю тяжесть снабжения Ленинграда она взяла на себя. Работала Дорога Победы до 27 января 1944 года, когда блокада великого города была снята полностью.
Для потомков создали много памятных мест по Дороге жизни. Шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье во Всеволожском районе повторяет сухопутный участок дороги из Ленинграда до Ладоги, вдоль него расположены памятники, посвящённые Дороге жизни. Первые семь километров, по которым проходили транспортные колонны от станции Ржевка по Ленинграду — вдоль Рябовского шоссе и шоссе Революции — названы «Ржевским коридором» (автор концепции мемориальной трассы — архитектор В. С. Лукьянов, 1985 год). Этот, проходящий по городу отрезок пути, на котором установлено четыре памятных стелы, является неотъемлемой частью Мемориального комплекса «Дорога жизни».
Мемориальный комплекс «Цветок жизни» на 3 км Дороги жизни, состоящий из монумента, установленного в 1968 году по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, П. И. Мельникова, и восьми стел (страницы блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой), установленных в 1975 году.
На Румболовской горе на 10 км Дороги жизни во Всеволожске: бронзовая скульптура в натуральную величину с надписью «Памяти машины-солдата» — памятник легендарной ГАЗ-АА, в народе — «полуторке» (2012 г., арх. С. М. Исаков). Монумент «Балтийские крылья» между 5 и 6 км Дороги жизни (1968 г., арх. А. Д. Левенков). Монумент «Катюша» на 17 км Дороги жизни у деревни Корнево (1966 г., арх. А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Л. В. Чулкевич, констр. Г. И. Иванов и Л. В. Изъюров). Мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км Дороги жизни во Всеволожске (1967, 1975, арх. П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин). Мемориал Блиндаж, где находился узел связи («Тройка-1»), обеспечивавший связь блокадного Ленинграда со страной на 38-м километре Дороги жизни, в Ваганово (восстановлен и преобразован в мемориал в 1975 году). Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40-м км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорева (монумент и зенитная пушка, 1966 г.; арх. В. Г. Филиппов, ск. К. М. Симун, инж. И. А. Рыбин)
Значение «Дороги жизни» невозможно переоценить, она не только спасла Ленинград от захвата немецкими войсками, а жителей от голодной смерти, но и внесла огромный вклад в общую борьбу нашей страны с фашизмом.
Приложение 3
Примеры вопросов для рефлексии встречи «Дорога жизни – дорога надежды»
- Вопрос: Как называлась ледовая трасса, соединявшая Ленинград с Большой землёй?
- Задание: Назовите годы существования «Дороги жизни».
- Вопрос: Какой город был связан с «Дорогой жизни»?
- Вопрос: Кто руководил строительством «Дороги жизни»?
- Вопрос: Сколько грузовиков работали на «Дороге жизни» зимой 1941-1942 годов?
- Вопрос: Почему «Дорога жизни» имела такое большое значение для Ленинграда?
- Вопрос: Когда произошло полное снятие блокады Ленинграда?
- Вопрос: Какие основные опасности угрожали водителям на «Дороге жизни»?
- Вопрос: Какую роль играла «Дорога жизни» в обороне Ленинграда?
- Вопрос: Что символизировала «Дорога жизни» для ленинградцев?
Конспект Тематической встречи «Дорога жизни – дорога надежды!»
Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся – меня зовут Коноплева Римма Васильевна, городской координатор по безопасности дорожного движения, педагог-организатор Городского дворца детского и юношеского творчества.
Сегодня наше мероприятие посвящено событию, смысл которого так велик, что рассказ о нем длится век. Много трагических событий и славных побед произошло в годы Великой Отечественной войны. В 2025 году мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. |
1 |
К сожалению, многие факты исторических событий тех лет сегодня искажаются. Поэтому, чтобы сохранить память, истинные факты о тех событиях, легендарных подвигах наших героев, мы сегодня и организовали нашу встречу. Сегодня мы поговорим с вами о важных фактах снятия блокады Ленинграда. | 2 |
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны.
С сентября 1941 года по март 1943 года, когда Ленинград был отрезан от всех сухопутных путей снабжения со всей страной, груз, боеприпасы в город доставляли по Ладожскому озеру – по «Дороге жизни». Не существуй этой дороги, погибших людей из-за голода было бы в разы больше. Проложенная по льду автодорога часто называется «Ледовой дорогой жизни». В документах она именовалась военно-автомобильной дорогой №101. Единственным сообщением с внешним миром для ленинградцев оставалась лишь дорога, начинавшаяся на берегу Ладожского озера. Эта тонкая нить, которую ценой невероятных усилий сумели протянуть защитники Ленинграда, дарила жизнь и надежду. |
3 |
Ладожское озеро – живой свидетель отечественной истории. Место больших исторических событий. Озеро, на котором впервые в истории проложили Ледяную дорогу. | 4 |
До прокладки автогужевой трассы, для перевозки небольших грузов: несколько мешков муки, две бочки бензина или нескольких человек, также для разведки, обслуживания эффективно применялись буера (легкая лодка, на металлических коньках, оснащенная мачтой и парусами). | 5 |
Опыта строительства таких дорог не существовало. Строительство Ледовой дороги осложнялось ураганными ветрами, которые сопровождались замерзанием Ладоги. Постоянные подвижки льда превращали озёрную гладь в бурелом из льдин и торосов (нагромождение льда). Поэтому строительство дороги становилось настоящим подвигом. | 6 |
17 ноября 1942 года группа разведчиков с большим запасом деревянных колышков, загруженных на сани, выходит на лед Ладожского озера. «Пробираясь через торосы и размещая колышки в направлении будущей трассы, разведчики передвигаются до 9 –ого километра, где их путь преграждает огромная полынья. Удивительно, но лошадь, тащившая сани, почуяла трещины, скрытые под снегом, что позволило разведчикам быстрее найти пути обхода» – рассказывает историк, руководитель филиала Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» Александр Войцеховский. | 7 |
«На следующий день группа доходит до Кобоны, где их ожидает большое количество дорожно-строительных частей, которые немедленно выходят на лед и начинается строительство дороги на проложенных трассах». | 8 |
Рассказывает Александр Азовсков, эксперт, военный строитель: «История Дороги жизни поражает не только стойкостью ее героев, но и большим количеством уникальных технических решений, принятых во время строительства. Даже в наше время строительство такой ледовой дороги было бы затруднительным. Транспортировка тяжелых вооружений по Ладоге кажется невозможной».
Решения находили по ходу строительства: на слабых и более опасных участках в лед вмораживали доски. Позднее в лед стали вмораживать металлическую сетку. Фашистские асы непрерывно бомбили ледовую дорогу, недоумевали глядя на грузовики, едущие по льду, покрытому трещинами и водой с колесами, ушедшими под воду. Сейчас техника таких работ широко распространена, но тогда основной труд был взвален на человеческие руки. Таким титаническим трудом в кратчайшие сроки на Ладоге было построено 6 трасс» |
9 |
Однако из-за погодных условий и бомбардировок маршрут «Дороги жизни» несколько раз менялся — только за первый месяц эксплуатации это случилось 4 раза. От двухполосной трассы тоже быстро отказались. Решили, что безопаснее проложить отдельные полосы, разнесённые друг от друга на расстояние 100–150 метров — по одной в каждом направлении. Так снижался риск разрушения льда. | 10 |
Дорогу жизни обслуживали десятки тысяч человек. В первую очередь это были водители машин и погонщики конных подвод, механики, которые чинили машины, регулировщики, которые показывали безопасные маршруты. Были еще и люди, обеспечивающие проходимость дороги, а ее ремонт проводили постоянно. Водолазы укрепляли дорогу под водой, а сверху укладывали специальные настилы. Были построены медицинские центры, по пути следования располагались склады и базы, мастерские и пункты питания. По дороге была проложена телефонная и телеграфная связь. | 11 |
Правила движения по Дороге жизни разрабатывали не в Госавтоинспекции, а в Ленинградском физтехе (Физико-технический институт, ФТИ АН СССР). Возможности ладожского льда как дорожного покрытия исследовала группа ученых Физтеха, которые определили, как деформировался ледовый покров на озере под влиянием статических нагрузок разной величины, какие колебания происходили в нем под влиянием ветра и изменений сгонно-нагонных уровней воды, рассчитали износ льда на трассах и условия его пролома. | 12 |
Для автоматической записи колебаний льда ученый Физтеха Наум Рейнов изобрел специальный прибор — прогибограф. Он мог регистрировать колебания льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток. С его помощью удалось определить причину, по которой в первые недели работы Дороги жизни ушли под лед около сотни грузовиков: проблема была в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. | 13 |
На фото – работа гидролога на трассе, а за гидрологом табличка, информирующая водителей, что дистанция между машинами на этом участке 150-200 метров и скорость движения 15 километров в час. | 14 |
Каждый километр ледовой трассы Дороги Жизни был уникальным в плане гидрологии и движение на каждом участке строго регламентировалось. Каждый день на трассу поступали данные по регламенту движения на каждом километре. Для водителей эта информация отображалась на дорожных, километровых столбах. Таких, как представлен на фотографии. | 15 |
Благодаря правилам дорожного движения «Дорога жизни» действовала до конца апреля, когда толщина льда оставалась всего 10 см.
Давайте посмотрим какие же правила дорожного движения необходимо было соблюдать: – избегать движения на скорости резонанса — 35 км/ч. -расстояние между машинами в колонне — 70–80 метров. -расстояние между встречными полосами движения — 110–120 метров. – при чистке снега оставлять на льду слой наката. -также учёные не рекомендовали вести машины колоннами и предостерегали от обгонов на льду. -в целях светомаскировки фары предписывалось гасить. |
16 |
Фронт зачастую приближался к Дороге жизни, над ней курсировала немецкая авиация. | 17 |
«Ночами уже не гасили фар, потому что было опасно водить машины в полной тьме. Да и противник, отлично знавший трассу, всё равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое бОльшее, что он мог сделать, — это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ» — написал в своих воспоминаниях водитель 804-й автобазы на Дороге жизни Леонид Баркович. | 18 |
А когда шли большие колонны, регулировщики выстраивались живым коридором, стояли вдоль трассы, как столбики, через каждые 100 метров. Мгновенно реагировали, если машины проваливались под лед, спасая людей или грузы.
Они регулировали движение транспорта на ледовой трассе при помощи флажков – днем, а ночью фонарей. Желтый флажок в правой руке, красный — в левой использовались днем. Ночью в ход шли фонарики тех же цветов. Например, красный флажок, поднятый вверх, означал «Стой!». Желтый в таком же положении оповещал об опасном участке дороги с воронками и выбоинами, где необходимо снизить скорость. Если девушка поднимала желтый флажок на уровень груди, согнув руку в локте, то можно было ехать прямо и направо. |
19 |
Тренинг «Семафорная азбука»
Предлагаю вам сейчас попробовать себя в роли водителей автомобилей, а я буду регулировщиком. Я буду поднимать флажки, а вы следуйте сигналам. Выполнять будем на месте, встаньте (поочередно поднимаю и опускаю желтый, красный флажок) |
|
Положение в Ленинграде ухудшалось с каждым днем. С уменьшением запасов продовольствия снижается не только норма выдачи, но и качество самого хлеба. В него идут всевозможные добавки: фураж (растительный корм для лошадей, скота и птицы), жмыхи от производства растительных масел и переработанной целлюлезы. Хлеб с такими добавками допустим в еду. Но на вкус он очень горький. С голодом и холодом в город приходят и болезни: брюшной тиф, дизентерия. | 20 |
Но Ленинград живет и работает. Начало перевозок по ледовой трассе планируется на 25 ноября, в ожидании увеличения толщины льда. Но положение в Ленинграде критическое: запасов хлеба остается менее чем на 2 суток – выход один рисковать.
21 ноября обоз из 350 упряжек выходит по Ладожскому льду из Осиновца в Кобону, чтобы в обратный рейс взять всего по 2 мешка муки на одни сани. Количества хлеба, привезенного обозами ничтожно мало. Но для поддержания духа ленинградцев значение его огромное. Город вновь имеет транспортную дорогу к большой земле. |
21 |
Открыли движение по Ладоге легендарные полуторки — маломощные грузовики ГАЗ-АА. В ледяных торосах они зачастую буксовали. В первое время водитель, сбившийся с пути, рисковал расстаться с жизнью — шансов на то, что в метели или ночной темноте его хватятся и обнаружат, были невелики. Большинство водителей, заплутавших в первые дни на незнакомой, заснеженной дороге, погибли. | 22 |
22 ноября по ледовой трассе жизни едет первая колонна машин. Рассказывает Александр Войцеховский: «Для этой цели выбрана самая массовая машина Великой Отечественной Войны- 1,5 –ка. Имея собственную массу 1750 кг, она являлась самым легким грузовиком, и как никакая другая подходила для перевоза грузов по тонкому льду». В кратчайшие сроки собирают около 3000 автомобилей – целая колонна 1,5-ок выезжает с Горьковского автозавода уже загруженные продовольствием. Позднее, когда лед укрепится, для перевозок по ледовой переправе станут использовать и другие автомобили: ЗИЗ -5 весом 3 тонны и Ярославские 5 -ти тонники, перевозившие в основном топливо. | 23 |
Для работы ледовой дороги выставляются через каждые 400-500 метров регулировщики: ежедневно 350 бойцов на 40 градусном морозе в пургу и метель стоят с флажками и фонарями ночью, указывая водителям путь и поддерживая моральный дух водителей. В первую блокадную зиму – это мужчины, а во вторую их сменяют женщины, ласково прозванные водителями «богини». | 24 |
Вспоминает Вера Рогова, сержант 37 –ого отдельного дорожно-эксплуатационного батальона: «Мы для них были как родные. Вы бы видели этих богинь: нос картошкой, лица черные от холода. Было очень холодно. На нас были брюки, ватник, сверху еще масхалат. Мы друг друга одевали, потому что сами не могли надеть столько одежды». | 25 |
Кажется, что учтено все, но за первые 2 недели работы Ледовой трассы под лед уходит 157 машин. Вспоминает Вера Рогова: «Я помню, когда ушла машина с молодым водителем. Обычно машина проламывала лед задним бортом. Не всегда успевали ее вытащить. Водители всегда ездили с открытыми дверками, чтобы выскочить. А здесь был молодой водитель, и когда машина стала проваливаться не задним бортом, а вперед, и он ушел под лед. Пока мы вызывали службу спасения, конечно, он погиб. А лед был прозрачный- мы стояли плакали» | 26 |
Для массированных атак с воздуха враг выбирает в первую очередь ледовую дорогу, здесь на заснеженном поле жизни машины – легкая мишень. Рассказывает Вера Рогова, сержант 37 –ого отдельного дорожно-эксплуатационного батальона: «Когда начинает работать немецкая авиация, то наши бойцы включали прожекторы, они очень быстро проецировали лучи – и в этот момент у вас нет страха. Наша задача, как регулировщиц, заключалась в том, чтобы не было скученности машин. А когда все заканчивалось, вот тут появлялось чувство страха». | 27 |
На льду работают заправочные и ремонтные группы. Через каждые 7 км дороги ставят медицинские палатки с печками-буржуйками внутри. В этих палатках оказывали первую помощь. Тяжело раненых, с обморожениями, если ранили в голову, грудную клетку отправляли до Кобоны. Тех, кто ранен в плечо, в руку – легкие ранения, отправляли в Ленинград. | 28 |
Дорога жизни находилась близко к линии фронта, и поэтому охранялась воинскими подразделениями охраны. Автодорогу защищал 284-й стрелковый полк. На льду было сооружено две оборонительных полосы из ледовых укреплений. Для защиты трассы от авианалётов, вдоль ледовой дороги, через каждые 3 км устанавливались орудия малокалиберной зенитной артиллерии, а через каждый 1 км попарно ставились зенитные пулемёты. С воздуха маршрут перевозки грузов прикрывался истребителями. | 29 |
На Дороге жизни работал сводный отряд ленинградского областного управления милиции. Опергруппы располагались на линии, на стоянках транспорта и на погрузо-разгрузочных базах. В начале работы Дороги жизни на ее отдельных участках возникали пробки — эту проблему удалось решить к 26 декабря.
Сотрудники милиции оказывали водителям техническую помощь: помогали шоферу восстановить машину, а при перегрузке становились еще и грузчиком. |
30 |
Игра-кроссворд «Кто быстрее?»
(вопросы о военной технике и профессиях на «Дороге жизни») Ребята, я сейчас вам рассказала о военной технике, транспорте и людях героических профессий на Ладоге. Предлагаю сейчас разгадать кроссворд. Кто будет быстрее, заработает маленький, но полезный приз (СВЭ). Кто знает ответ на вопрос – поднимает руку. Ответ не выкрикиваем. Мы начинаем: 1.Легкая лодка, на металлических коньках, оснащенная мачтой и парусами, которая использовалась для перевозки грузов и людей до прокладки автомобильной трассы (БУЕР) 2.Человек, регулирующий движение транспорта на «Дороге жизни» (РЕГУЛИРОВЩИК) 3. Специальный работник, укрепляющий дорогу под водой (ВОДОЛАЗ) 4. Специальный прибор для регистрирования колебаний льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток (ПРОГИБОГРАФ) 5.Ученый, который разрабатывал правила дорожного движения на Дороге жизни (ФИЗИК) 6. Посмотрев, на него водители, понимали на какой дистанции между машинами и скоростью можно ехать на данном участке дороги (СТОЛБ) 7.Атрибут, при помощи которого осуществляли регулирование транспорта на Дороге жизни (ФЛАЖОК) Благодарю вас за активность. |
31,32 |
Враг, не ожидавший рождения такой «артерии» – Дороги жизни, бомбит переправу с особой яростью. Опыт приходит не сразу: в первые недели хлеб доставляли целыми колоннами, которые не отправлялись в путь, пока не загрузят последнюю машину. В этом случае уже загруженные автомобили теряют драгоценное время. И город получает менее четверти необходимого хлеба. Поняв причину неправильной организации транспортировки, колонны расформируют. И погруженные машины стали отправлять по-одиночке с суровым приказом не останавливаться ни при каких обстоятельствах. | 33 |
Рассказывает Александр Войцеховский: «Однажды водитель увидел на лютом морозе машину своего отца. Сын не смог не остановиться, и автомобиль отца он доставил на буксире. После чего был арестован за нарушение приказа. Этот случай закончился благополучно – на машине отца он доставил такой бесценный груз». | 34 |
Морозы укрепляют лед, и скорость движения увеличили до 40 км в час. Теперь опытные водители за сутки могут совершать не один, а 3-4 рейса. К концу января в город доставляют до 1000 т продовольствия в сутки. Норму выдачи можно увеличить: 500 г хлеба – рабочим, 300 и 400 г – остальным гражданам. Улучшается и качество самого хлеба. Из его состава убирают добавки. Город начинает оживать, даже удается сделать некоторые запасы. Статистика первой блокадной зимы страшна и жестока: от голода, холода и болезней умирает 540 тысяч ленинградцев. 10 тысяч жизней отнимают бомбежки и обстрелы. Но Ленинград живет и работает для фронта – для Победы. | 35 |
С января по апрель 1942 года проводится 3-я самая неудачная и трагическая попытка прорыва блокады. Главной атакующей силой является 2-ая ударная армия, попавшая во вражеское окружение. Ее разгром заставляет армейское командование в будущем тщательнее готовить операции такого размах и значения. А в апреле страна со скорбью узнает о ликвидации Невского пяточка (плацдарм на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки). Для осажденного города, это означало, что грузы во второе блокадное лето будут доставлять только по Ладоге. | 36 |
С марта 1942 года начинается строительство причалов и пирсов в портах. Ладога бушует, но сдается перед натиском защитников и жителей Ленинграда. Завозится много строительных материалов и работа идет быстрыми темпами. 28 мая причалы обоих портов начинают работать. И с первым же потоком, количество провизии увеличивается, в город доставляется все необходимое, усиливая оборону Ленинграда. | 37 |
На судостроительных заводах Ленинграда создают грузоперевозящие судна из найденного и собираемого из других заводов металла. Простая конструкция названная «Тендером» позволяет в кратчайшие сроки произвести и доставить к Ладоге 118 таких судов. Несмотря на скромные характеристики, всю тяжесть блокадного лета, они возьмут на себя. Рассказывает Александр Войцеховский: «Единственным уцелевшим на сегодня Тендером является тот, что находится в Центральном военно-морском музее, оснащенный автомобильным двигателем, мощностью всего 73 л.с. и скоростью до 11 км/ч – всю навигацию 1942 года он взял на себя. Одних только взрывчатых на Тендерах было перевезено свыше 40 тысяч тонн. Именно он считался самым надежным судном для эвакуации людей». | 38 |
Эвакуация населения также наращивает темп по Ладоге. По установившейся вскоре практике в город машины шли, груженые продуктами, и в первую очередь мукой. Оттуда — с людьми, которых нужно было бы вывезти из голодающего города. Большую часть пассажиров составляли ленинградские дети. | 39 |
Помогла спасти Дорога жизни и многие хранившиеся в городе исторические ценности. Так, например, потолочные плафоны, сейчас установленные на станции метро «Новокузнецкая» в Москве, были вывезены из Ленинграда по ладожскому льду. | 40 |
Дорога жизни служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие, обратным рейсом отправляли военную продукцию, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли даже танки КВ, которые в 1941 году делали только в Ленинграде.
Также с ленинградских заводов по Ладоге переправлялись минометы, артиллерийские орудия так необходимые в битве за Москву. |
41 |
Морозы запаздывают, и ледовую трассу удается открыть только 26 декабря 1942 года, на месяц позже, чем в 1941 году. Сильные северные ветра приводят к постоянной подвижке льда и делают эвакуацию невозможной. Работники Дороги жизни жили в палатках прямо на льду. На саночках палатку перевозили в другое безопасное место. | 42 |
Появлялись трещины во льду и находится на нем было опасно. Позже, когда статистики проанализируют потери, выяснится, что за 2 блокадные зимы ушла под лед каждая 4-ая машина. План по перевозке грузов не выполняется и принимается решение о строительстве железной дороги. | 43 |
Для сцепа судов на воду прокладывают железнодорожные пути прямо по дну Ладоги до необходимой глубины. Позже, с этих путей разработали уникальный способ транспортировки пустых железнодорожных цистерн. Герметически закрытые цистерны вывозят на глубину, где они всплывают с железнодорожных катков и буксируются на другой берег Ладоги. | 44 |
Известие о том, что русские строят по дну Ладоги железную дорогу приводит Гитлера в бешенство. Коса просматривалась очень далеко. | 45 |
Сначала на всем пути забивали сваи в землю. «Богини» пробивали лунки ото льда, в которых пропускали сваи. Проложили 5-7 км дороги – это 19 тысяч свай. | 46 |
По сути, эта дорога должна была стать железнодорожным мостом через водную преграду на деревянных сваях длиной более 30 км. Такие размеры моста и сейчас являются редкостью. Тогда же такая переправа казалась чудом.
У этой дороги есть еще секретная цель- стройка идет шумно, чтобы враг не заметил, что идет перегон военной техники для наступления. После строительства железной дороги 7 февраля 1943 года ее назвали, как приемницу Дороги жизни – Дорога Победы. После закрытия ледовой дороги всю тяжесть снабжения Ленинграда она взяла на себя. Работала Дорога Победы до 27 января 1944 года, когда блокада великого города была снята полностью. |
47 |
Вспоминает Иван Крылов, боец отдельного рабочего батальона: «Шофера пошли за борта, водили корабли до Берлина. В Берлине я оставил фамилии водителей Дороги жизни» | 48 |
Шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье повторяет сухопутный участок дороги из Ленинграда до Ладоги, вдоль него расположены памятники, посвящённые Дороге жизни.
Первые семь километров, по которым проходили транспортные колонны от станции Ржевка по Ленинграду — вдоль Рябовского шоссе и шоссе Революции — названы «Ржевским коридором» (автор концепции мемориальной трассы — архитектор В. С. Лукьянов, 1985 год). Этот, проходящий по городу отрезок пути, на котором установлено четыре памятных стелы, является неотъемлемой частью Мемориального комплекса «Дорога жизни». Мемориальный комплекс «Цветок жизни» на 3 км Дороги жизни, состоящий из монумента, установленного в 1968 году по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, П. И. Мельникова, и восьми стел (страницы блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой), установленных в 1975 году. На Румболовской горе на 10 км Дороги жизни во Всеволожске: бронзовая скульптура в натуральную величину с надписью «Памяти машины-солдата» — памятник легендарной ГАЗ-АА, в народе — «полуторке» (2012 г., арх. С. М. Исаков). |
49 |
Монумент «Балтийские крылья» между 5 и 6 км Дороги жизни (1968 г., арх. А. Д. Левенков).
Монумент «Катюша» на 17 км Дороги жизни у деревни Корнево (1966 г., арх. А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Л. В. Чулкевич, констр. Г. И. Иванов и Л. В. Изъюров). |
50 |
Мемориал Блиндаж, где находился узел связи («Тройка-1»), обеспечивавший связь блокадного Ленинграда со страной на 38-м километре Дороги жизни, в Ваганово (восстановлен и преобразован в мемориал в 1975 году).
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40-м км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорева (монумент и зенитная пушка, 1966 г.; арх. В. Г. Филиппов, ск. К. М. Симун, инж. И. А. Рыбин) |
51 |
Значение Дороги жизни невозможно переоценить, она не только спасла Ленинград от захвата немецкими войсками, а жителей от голодной смерти, но и внесла огромный вклад в общую борьбу нашей страны с фашизмом. | 52 |
Ребята, еще один важный момент, лично для меня. Когда я погружаюсь в какую-то тему, историю событий, пытаюсь найти следы прошлого в современности. Поэтому, я задумалась, где я могу увидеть своими глазами легендарный автомобиль Дороги жизни. И нашла я его очень близко – в Музее военной техники в городе Верхняя Пышма. Предлагаю и вам со своими родственниками посетить музей, прикоснуться к истории лично. | 53 |
Ребята, как думаете, почему нашу встречу я назвала «Дорога жизни – дорога надежды»?
…. потому, что именно со словом «надежда» у меня ассоциируется это место. Именно там, на «Дороге жизни» ленинградцы надеялись, что доберутся до другого берега живыми и что обязательно вернутся в свой любимый Ленинград и увидятся со своими родными, регулировщики и водители Ледяной дороги каждый день надеялись, что сегодня никто не провалится под лед, авианалеты фашистов будут безуспешны, медики надеялись, что сегодня никто не будет ранен смертельно, военные надеялись, что доставят боеприпасы и военную технику невредимой, а ленинградцы каждый день надеялись, что их не оставят без хлеба, провизии… Надежда объединяла всех, кто был там на «Дороге жизни»… |
54 |
Мирного неба над головой всем нам! Благодарю вас за встречу! | 55 |