Логопедические  задания, посвященные

ДНЮ  ПОБЕДЫ

  1. Беседа  с  детьми о  празднике, посвященном  Дню  Победы. 

Прежде, чем наступил день Победы, была страшная, жестокая война, в которой погибло очень много людей.  В каждой  семье есть  свой  герой! Он в  годы  войны  сражался  за  нашу  Родину. Среди  них  были и наши  с  вами  дедушки и прадедушки..  Мы  всегда  будем  помнить о  них, о  их смелости, храбрости,  подвигах. 

ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЁНКУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ: 

– Какой праздник мы отмечаем 9 мая?

– В какой стране мы живём?

 -Что такое государство? Родина?

 -Что такое граница?

 – Почему нужно охранять Родину?                                                                                      

  – Кто напал  на  нашу  страну? 

 – Почему День Победы отмечают 9 мая?

 – Почему в этот день поздравляют ветеранов? 

-Сколько лет  прошло  с  тех  пор,  как  закончилась война? 

Наша страна огромна, и защищали её наши войска и с воздуха, и на море, и 

на суше. 

– Как можно назвать войска, которые защищают нашу страну с воздуха? 

(военно-воздушные войска)

 – на море? (военно-морской флот)

 – на суше?  (сухопутные войска) 

Часто солдатам приходилось  на фронте расшифровывать письма, записки. 

Посмотрите, на экране одно из таких посланий.  Нам надо восстановить 

слова, вставляя пропущенные буквы. Давайте  потренируемся, как  можно  

расшифровывать записки: 

  1. Дети вместе с мамами читают  слова: 

( МИР,  МАЙ, ПОБЕДа, УРА!) 

А теперь попробуйте “расшифровать” эти  слова, самостоятельно  

поставив  вместо  точки   нужную  букву 

М .  Р 

М . Й 

П . Б . Д . 

У. А !  

2). -А кто знает, как  называются  разные  военные  профессии?                                    

– Дети  вспоминают  вместе с родителями: 

РА-КЕТ-ЧИК     

ТАН-КИСТ                                                             

ПЕ-ХО-ТИ-НЕЦ 

ЛЕТ-ЧИК 

МО-РЯК  

 (Чтение   этих  слов  детьми  вместе с мамой)

Ребята, попробуйте   расшифровать слова,  в  которых  слоги 

“перепутались”, и вы еще  раз  вспомните, солдаты каких войск сражались 

за нашу Родину.                                                                                                                      (Самостоятельное чтение  детьми перепутанных  слогов в словах  

военных  профессий  и  составление из  них  слов)

РЯК-МО              

ЧИК – ЛЕТ         

(моряк) 

(летчик) 

ПЕ-ТИ-ХО-НЕЦ            

( пехотинец)

КИСТ-ТАН           (танкист)                                                                                        

ЧИК-РА-КЕТ         (ракетчик) 

Родителям  можно  распечатать  эти  слова,  разрезать  каждое  слово   на  

отдельные  слоги  и  затем  предложить   ребенку  собрать  снова  все  слова  

из  частей  (слогов). 

(Дети выполняли эти задания на  логопедических  

занятиях, поэтому должны  успешно  справиться.)             

3). Игра «Составь предложение» 

Перед вами картинки с изображением людей разных военных 

специальностей и их военная техника. Ваша задача:                                                              –  Составить предложения о том, что делает каждый военный.                                         – Попросите ребенка ответить на  вопрос:  ” Что военным  пригодится  из  тех  

предметов, которые  расположены с ними рядом?   И для  чего?” 

Например:                                                                                                                      

Танкист управляет танком. Ему  нужен  танк,  нужен  шлем. 

Артиллерист стреляет из пушки… 

Летчик сидит за штурвалом самолета… 

Пулеметчик строчит из пулемета ….                                                                         

Разведчик ходит в разведку… 

Моряк служит на корабле и т.д. 

                                                                               

 

4). Упражнение «Один – много»  Измени  слова  по  образцу: 

Солдат – солдаты – много солдат 

Ветеран – ветераны – много ветеранов 

Враг- 

Танкист – 

Герой – 

Награда – 

5). Упражнение «Сосчитай до пяти»  

Часто дети  допускают  ошибки  при  согласовании  существительных  с  

прилагательными  и   с числительными (особенно  при  согласовании чисел 

(2) и (5)).  

Чтобы  избежать  подобных  ошибок,  чаще пересчитывайте  с  детьми  

разные  предметы  от  1  до 5. 

Один орден, два … три … четыре … пять … 

Одна медаль, две … три … четыре … пять … 

Одна награда, две … три … четыре … пять… – Один храбрый солдат, два храбрых солдата , 3…,  4 ….,  5 храбрых солдат – Одна золотая медаль …. – Один красивый обелиск …. – Одна  солдатская пилотка…. -Одна  военная  гимнастерка…. – Одно полковое  знамя, … 

6).  Упражнение “Скажи по-другому” 

(учимся подбирать синонимы). 

Смелый – храбрый, 

Отважный – …                                                                                                                            

Геройский -. 

7).  Упражнение “Скажи наоборот” 

(учимся подбирать антонимы). 

Военный – мирный  

Водный – сухопутный                                                                                                             

Смелый   – трусливый. 

Молодой – 

Сильный – 

Умный – 

Добрый – 

Смелый- 

Враг- 

Мир – 

8). Учимся подбирать однокоренные слова: 

Герой – ……  (геройский, героический, героизм).  

Защита –  …..     (защитник, защищать, защищенный).  

9).  “Добавь слоги”  ( Взрослый  начинает  проговаривать  слово,  а  ребенок  

его  заканчивает) 

Наши солдаты:   сме…,          

решитель…,  ум…          

отваж…,      силь…,        

храб… 

бесстраш…, 

8.”Что делали наши ветераны на войне?”   (Добавь  слог) 

Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева …,  

Родину защища …, сража…, с врагом  би…, в боях погиба … 

9) . Упражнение на развитие речевого слуха.  

Игра «Что лишнее?». 

1.Воин, воинский, воет, война. 

  1. Рана, раненый, охрана, ранение. 
  2. Генерал, майор, автомат, полковник. 

4.Снайпер, сапёр, танкист, артист. 

10). Игра «Кто где служит?» 

Цель: обогащать словарный запас существительными, обозначающими 

военные профессии.                                                                                                         

Ход игры: попросите закончить начатую Вами фразу. 

В артиллерии служат (кто?) … артиллеристы. В зенитных войсках служат … 

(зенитчики). В небе нашу Родину охраняют …(летчики). В пехоте служат 

…(пехотинцы). В море несут службу …(моряки). На границе охраняют 

Родину … (пограничники). В кавалерии служат …(кавалеристы). 

11). Игра «Кем я хочу быть?»    

Цель: употреблять существительные в творительном падеже, 

актуализировать словарный запас по теме.                                                                      

Ход игры: попросите детей рассказать о том, кем они хотят стать, когда 

вырастут. 

         Я хочу быть артиллеристом (зенитчиком, танкистом, пограничником, 

вертолетчиком, автоматчиком, парашютистом, пулеметчиком, пехотинцем, 

моряком…) 

12). Игра «Не ошибись» 

Цель: образовывать прилагательные от существительных, составлять 

предложения с предлогом (-В-), расширять  активный  словарь. 

Ход игры: попросите ребенка рассказать, в каких родах войск служат 

военные. 

 Артиллеристы служат … (в артиллерийских войсках). Танкисты служат … (в 

танковых войсках). Пехотинцы служат … (в пехотных войсках). Ракетчики 

служат… (в ракетных войсках).  Пограничники служат … (в пограничных 

войсках). Зенитчики служат… (в зенитных войсках). Десантники служат… (в 

десантных войсках). 

13). Игра «Один – много»  

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа 

существительных, обогащать словарь по теме. 

Ход игры: предложите назвать много предметов, употребляя слово «много». 

Один пистолет – много пистолетов,                                                                              

один пулемет – много пулеметов,                                                                                      

один герой – много героев и т.д. 

 

      Для  речевого развития  ваших  детей  эти  упражнения  будут  очень  полезны. Не  нужно  стараться  выполнить  все  задания  в  один  день. Разбейте  их  выполнение  на  несколько  раз, желательно, учитывая  настроение вашего ребенка.                                                Старайтесь  правильно  распределять  силы  ребенка. Не  задерживайте  его  внимание  больше, чем  на  25-30  минут, иначе ваша  работа с  ним  не  будет  продуктивной!