Логопедические задания, посвященные
ДНЮ ПОБЕДЫ
- Беседа с детьми о празднике, посвященном Дню Победы.
Прежде, чем наступил день Победы, была страшная, жестокая война, в которой погибло очень много людей. В каждой семье есть свой герой! Он в годы войны сражался за нашу Родину. Среди них были и наши с вами дедушки и прадедушки.. Мы всегда будем помнить о них, о их смелости, храбрости, подвигах.
ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЁНКУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
– Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
– В какой стране мы живём?
-Что такое государство? Родина?
-Что такое граница?
– Почему нужно охранять Родину?
– Кто напал на нашу страну?
– Почему День Победы отмечают 9 мая?
– Почему в этот день поздравляют ветеранов?
-Сколько лет прошло с тех пор, как закончилась война?
Наша страна огромна, и защищали её наши войска и с воздуха, и на море, и
на суше.
– Как можно назвать войска, которые защищают нашу страну с воздуха?
(военно-воздушные войска)
– на море? (военно-морской флот)
– на суше? (сухопутные войска)
Часто солдатам приходилось на фронте расшифровывать письма, записки.
Посмотрите, на экране одно из таких посланий. Нам надо восстановить
слова, вставляя пропущенные буквы. Давайте потренируемся, как можно
расшифровывать записки:
- Дети вместе с мамами читают слова:
( МИР, МАЙ, ПОБЕДа, УРА!)
А теперь попробуйте “расшифровать” эти слова, самостоятельно
поставив вместо точки нужную букву
М . Р
М . Й
П . Б . Д .
У. А !
2). -А кто знает, как называются разные военные профессии?
– Дети вспоминают вместе с родителями:
РА-КЕТ-ЧИК
ТАН-КИСТ
ПЕ-ХО-ТИ-НЕЦ
ЛЕТ-ЧИК
МО-РЯК
(Чтение этих слов детьми вместе с мамой)
Ребята, попробуйте расшифровать слова, в которых слоги
“перепутались”, и вы еще раз вспомните, солдаты каких войск сражались
за нашу Родину. (Самостоятельное чтение детьми перепутанных слогов в словах
военных профессий и составление из них слов)
РЯК-МО
ЧИК – ЛЕТ
(моряк)
(летчик)
ПЕ-ТИ-ХО-НЕЦ
( пехотинец)
КИСТ-ТАН (танкист)
ЧИК-РА-КЕТ (ракетчик)
Родителям можно распечатать эти слова, разрезать каждое слово на
отдельные слоги и затем предложить ребенку собрать снова все слова
из частей (слогов).
(Дети выполняли эти задания на логопедических
занятиях, поэтому должны успешно справиться.)
3). Игра «Составь предложение»
Перед вами картинки с изображением людей разных военных
специальностей и их военная техника. Ваша задача: – Составить предложения о том, что делает каждый военный. – Попросите ребенка ответить на вопрос: ” Что военным пригодится из тех
предметов, которые расположены с ними рядом? И для чего?”
Например:
Танкист управляет танком. Ему нужен танк, нужен шлем.
Артиллерист стреляет из пушки…
Летчик сидит за штурвалом самолета…
Пулеметчик строчит из пулемета ….
Разведчик ходит в разведку…
Моряк служит на корабле и т.д.
4). Упражнение «Один – много» Измени слова по образцу:
Солдат – солдаты – много солдат
Ветеран – ветераны – много ветеранов
Враг-
Танкист –
Герой –
Награда –
5). Упражнение «Сосчитай до пяти»
Часто дети допускают ошибки при согласовании существительных с
прилагательными и с числительными (особенно при согласовании чисел
(2) и (5)).
Чтобы избежать подобных ошибок, чаще пересчитывайте с детьми
разные предметы от 1 до 5.
Один орден, два … три … четыре … пять …
Одна медаль, две … три … четыре … пять …
Одна награда, две … три … четыре … пять… – Один храбрый солдат, два храбрых солдата , 3…, 4 …., 5 храбрых солдат – Одна золотая медаль …. – Один красивый обелиск …. – Одна солдатская пилотка…. -Одна военная гимнастерка…. – Одно полковое знамя, …
6). Упражнение “Скажи по-другому”
(учимся подбирать синонимы).
Смелый – храбрый,
Отважный – …
Геройский -.
7). Упражнение “Скажи наоборот”
(учимся подбирать антонимы).
Военный – мирный
Водный – сухопутный
Смелый – трусливый.
Молодой –
Сильный –
Умный –
Добрый –
Смелый-
Враг-
Мир –
8). Учимся подбирать однокоренные слова:
Герой – …… (геройский, героический, героизм).
Защита – ….. (защитник, защищать, защищенный).
9). “Добавь слоги” ( Взрослый начинает проговаривать слово, а ребенок
его заканчивает)
Наши солдаты: сме…,
решитель…, ум…
отваж…, силь…,
храб…
бесстраш…,
8.”Что делали наши ветераны на войне?” (Добавь слог)
Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева …,
Родину защища …, сража…, с врагом би…, в боях погиба …
9) . Упражнение на развитие речевого слуха.
Игра «Что лишнее?».
1.Воин, воинский, воет, война.
- Рана, раненый, охрана, ранение.
- Генерал, майор, автомат, полковник.
4.Снайпер, сапёр, танкист, артист.
10). Игра «Кто где служит?»
Цель: обогащать словарный запас существительными, обозначающими
военные профессии.
Ход игры: попросите закончить начатую Вами фразу.
В артиллерии служат (кто?) … артиллеристы. В зенитных войсках служат …
(зенитчики). В небе нашу Родину охраняют …(летчики). В пехоте служат
…(пехотинцы). В море несут службу …(моряки). На границе охраняют
Родину … (пограничники). В кавалерии служат …(кавалеристы).
11). Игра «Кем я хочу быть?»
Цель: употреблять существительные в творительном падеже,
актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите детей рассказать о том, кем они хотят стать, когда
вырастут.
Я хочу быть артиллеристом (зенитчиком, танкистом, пограничником,
вертолетчиком, автоматчиком, парашютистом, пулеметчиком, пехотинцем,
моряком…)
12). Игра «Не ошибись»
Цель: образовывать прилагательные от существительных, составлять
предложения с предлогом (-В-), расширять активный словарь.
Ход игры: попросите ребенка рассказать, в каких родах войск служат
военные.
Артиллеристы служат … (в артиллерийских войсках). Танкисты служат … (в
танковых войсках). Пехотинцы служат … (в пехотных войсках). Ракетчики
служат… (в ракетных войсках). Пограничники служат … (в пограничных
войсках). Зенитчики служат… (в зенитных войсках). Десантники служат… (в
десантных войсках).
13). Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа
существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».
Один пистолет – много пистолетов,
один пулемет – много пулеметов,
один герой – много героев и т.д.
Для речевого развития ваших детей эти упражнения будут очень полезны. Не нужно стараться выполнить все задания в один день. Разбейте их выполнение на несколько раз, желательно, учитывая настроение вашего ребенка. Старайтесь правильно распределять силы ребенка. Не задерживайте его внимание больше, чем на 25-30 минут, иначе ваша работа с ним не будет продуктивной!