Тема:   Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного  возраста в педагогической деятельности воспитателя.

Никитина Н.Н.     Лойко Н.И.

Текст  к презентации:

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию опыт работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через все образовательные области.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не умеют шнуровать ботинки. Дети с трудом собирают детали конструктора, играют с мозаиками, собирают пазлы, не любят рисовать и лепить. Это влияет и на эмоциональное состояние ребенка, на его самооценку.

У многих детей  нашей группы в младшем возрасте наблюдались  мышечная напряженность, нарушение общей и мелкой моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: держать правильно ложку, карандаш.  А вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных,  координированных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий. Развивая мелкую моторику, мы также активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

 Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с младшего возраста.

Цель и задачи по развитию мелкой моторики представлены на экране.

Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста через совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей.

Задачи: 

Образовательные:

  1. создавать условия для развития мелкой моторики рук.
  2. дать родителям знания  о значении развития мелкой моторики рук ребенка и приобщить их к играм с ребенком в условиях семьи.

Развивающие:

1.организовывать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей  

2.развивать моторику, координацию движений кисти, гибкость пальцев рук через использование разнообразных форм и методов работы.

Воспитательные:

1.Воспитывать усидчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.

2.способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в коллективе.

 

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. 

Развитие мелкой моторики нами осуществлялось через все образовательные области с использованием разнообразных форм, средств. методов и приемов работы с детьми.

    

Развитие мелкой моторики в познавательной  области осуществлялось через                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

1.Познавательно-исследовательскую деятельность: познание природного материала (горох, фасоль);

Упражнения с крупами развивают у ребенка не только мелкую моторику, но тактильные ощущения. Перебирая пальчиками горох, фасоль  ребенок стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев, тем самым совершенствуются тонкие движения пальцев рук. Кроме того. Упражнения с крупами учат ориентироваться на плоскости, помогают создавать различные изображения, работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира.

 С детьми мы проводили такие игровые упражнения, как 

– «Золушка»: дети должны  рассортировать  фасоль (белую отдельно, красную отдельно) и горох из одной емкости  по разным тарелочкам.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

– Пересыпали фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

– «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

Цель: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.

–  “Кто больше соберет фасоли?” — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. 

Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

– «Настроение колобка». На изображении лица колобка дети выкладывают горохом или фасолью рот, чтобы получились эмоции грусти, радости, удивления. А затем изображают эту эмоцию на своем лице.

Цель: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.

– «Рисование фасолью». Нарисовать различные предметы: домик, елочку, солнышко, грибок, флажок и тд. 

Цель: развитие тактильного ощущения и воображения.

 

  1. Ознакомление с предметным окружением: ознакомление с предметами быта (прищепки, пластиковые крышки) и  д/ игры  с бусинами.

Игры и массаж с прищепками развивают мелкую моторику рук, особенно, если  пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. 

Игры с прищепками развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.                                                          Очень важно заниматься последовательно – правая рука, левая рука, обе руки.

 

Самые   простые  игры  с прищепками – это открывать и закрывать прищепки, надевать поочередно на кончики  пальцев  для массажа пальцев.

Дети сортировали прищепки по цвету,  строили заборчики, дорожки из прищепок.                                                                   

Прикрепляли  прищепки к контурам различных фигур (солнышко, ежик, динозавр, дерево, божья коровка и тд.)

Короткие стишки про животных помогут озвучить прищепку и она сможет лаять, мяукать или щелкать клювом.

 

Игры с пробками, крышками.  

Цель: Познакомить детей с рукотворными предметами – крышками, продемонстрировать их разнообразие по качеству, размеру, цвету, умение сортировать, классифицировать, рассказать о применении крышек в жизни человека.

Играя с крышками, пробками  ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

 

1 Упражнение «Ловкие пальчики» – подобрать крышечки к бутылочкам и закрутить.

Баночки, крышки разного размера.

2 «Веселая мозаика» – составление узора по шаблону.

3.»Украсим елочку цветными шариками»

  1. «Подбери колеса к машинам».

 

Игры с бусинами.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения.

Игры с бусинами мы проводили в различных вариантах: дети нанизывали бусинки на шнур такого же цвета, чередовали бусинки по цвету или размеру, чередовали нанизывание бусинок по форме и цвету. Находили лишнюю бусинку и исправляли ошибку.                                                                                                                                          1.Д/ и « Разноцветные бусы»;                                                                                               2. Д/и «Собери бусы»                                                                                                   3. «Волшебные коробочки». Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

 

  1. Ознакомление с миром природы: игры с кинетическим песком.

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.  Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, способствуют развитию творческого воображения, элементарных навыков общения.  

Знакомство с кинетическим песком мы организовали   через игры с песочными наборами, затем дети  рисовали  палочками или пальчиками на песке. 

 

Речевое развитие 

 

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. 

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

 

Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики  проводили в течение всего дня в разных видах деятельности.  

Игры предполагают выполнение ребенком по подражанию различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», «коза» и др.). Игры эти очень эмоциональные и увлекательные. Их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения за взрослым, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.

 

Социально-коммуникативное

 

-игры с застежками, прищепками, пуговицами, крышками;

– мозаика;

-шнуровки;

-пирамидки.

Игры с мозаиками, с различными шнуровками, пуговицами, прищепками, бусинками, крышками предполагают совместное взаимодействие детей.

В процессе взаимодействия дети учатся общаться, развивается словарный запас ребенка, налаживаются коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»

Игры с застежками, шнуровками, пуговицами способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.

Для самостоятельно деятельности детей , чтобы улучшить нанизывать предметы на стержень, мы предлагали пирамидки разных видов, мозаики, игры со шнурками

 

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. Д/и «Посадим овощи в огороде», «Корзинка грибов»,  «Чудо-дерево», «Вагончики».
  2. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

 

Работа с мозаикой.

 

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

 

Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

 

Пуговицы

 

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок.

1.«Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, – таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2.«Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.     3. 3. «Разные пуговицы». Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.                                                                                                                              4. «Выложи узор». Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

 

Художественно-эстетическое

 

Цель: совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является художественное творчество.

Благодаря художественному творчеству развивается зрительно – двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов позволяет развивать сенсорную сферу благодаря работе с разными живописными материалами, у детей развиваются  творческие  способности.  Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребѐнка (можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, палочками.

 Как одной из форм работы в художественно-эстетическом направлении применяли пластилинографию.

Работа с пластилином способствует согласованному  движению рук ребенка, а в конечном итоге  влияет на развитие речи и мышления малыша. Детям очень нравится работать с пластичным материалом. Дети с удовольствием создают силуэты героев сказок.

Такие формы работы, как рисование ватными палочками, пальчиками, ладошками,  рисование пальчиками на манной крупе помогают сформировать координацию движений пальцев рук. 

В процессе рисования, лепки  дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Данные  техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делают деятельность детей  более увлекательной и интересной.

 

Физическое 

 

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Проводили массажи проводили в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Проводили массаж с растиранием пальчиков, массаж шариками Су-Джок, упражнения с карандашами.

 

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется “мануальный интеллект”, находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.

Упражнения улучшают циркуляцию крови.

В технику массажа входят следующие приемы:

– поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика

  до основания;
– похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
– поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев

  до локтя;
– вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение

  кисти вправо, влево;
– поворот руки ладонью вверх – ладонью вниз;
– поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.

 


С помощью карандаша

Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
– перекатывать между ладонями;
– катать по тыльной стороне руки;
– раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
– удерживать одним пальцем руки;
– раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).

Массаж с помощью грецких орехов

С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
– прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
– кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
– прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
– скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
– прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
– раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
– удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

 

Растирание ладоней

«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.

«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.

«Стряпаем» – имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок ,Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять, Будем няне (маме) помогать.

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём, После резко разожмём» –

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).

«Зажигалка» – обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю, Искры, пламя выбиваю!»

«Мельница» – сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница, Быстро мука мелется.

«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили.

«Точим ножи» – активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть, Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре, Острый ножик наточили.

«Пила» – ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно, Очень толстое оно.

Надо сильно постараться, И терпения набраться.

«Сильным я родился, А ну, стена, подвинься!»

Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.

«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

 

Работа с родителями.

 

Задача: показать родителям необходимость развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.

   Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

   В начале года мы провели  родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего  возраста».  Ознакомили  с содержанием и значением  развития мелкой моторики  детей младшего возраста.   Предложили осуществлять работу в двух направлениях:

  •   формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

Оформили  картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста для родительского уголка. Цель – наглядно продемонстрировать родителям количество игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук.

 В средней группе для родителей была проведена консультация «Ловкие пальчики-правильная речь»;

Оформлены папки-передвижки:

 «Играем пальчиками;                                                                                                      «Зачем нужны шнуровки».

«Игры с песком, или песочная терапия».

«Формы работы по развитию мелкой моторики рук».

 «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора». 

«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Сотрудничество с семьями детей по развитию мелкой моторики рук, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

 

Заключение

    Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.                                                                                                             

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество (взаимодействие) с родителями воспитанников способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.