Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в педагогической деятельности воспитателя.
Никитина Н.Н. Лойко Н.И.
Текст к презентации:
Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию опыт работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через все образовательные области.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не умеют шнуровать ботинки. Дети с трудом собирают детали конструктора, играют с мозаиками, собирают пазлы, не любят рисовать и лепить. Это влияет и на эмоциональное состояние ребенка, на его самооценку.
У многих детей нашей группы в младшем возрасте наблюдались мышечная напряженность, нарушение общей и мелкой моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: держать правильно ложку, карандаш. А вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий. Развивая мелкую моторику, мы также активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с младшего возраста.
Цель и задачи по развитию мелкой моторики представлены на экране.
Цель проекта: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста через совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей.
Задачи:
Образовательные:
- создавать условия для развития мелкой моторики рук.
- дать родителям знания о значении развития мелкой моторики рук ребенка и приобщить их к играм с ребенком в условиях семьи.
Развивающие:
1.организовывать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей
2.развивать моторику, координацию движений кисти, гибкость пальцев рук через использование разнообразных форм и методов работы.
Воспитательные:
1.Воспитывать усидчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
2.способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в коллективе.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Развитие мелкой моторики нами осуществлялось через все образовательные области с использованием разнообразных форм, средств. методов и приемов работы с детьми.
Развитие мелкой моторики в познавательной области осуществлялось через
1.Познавательно-исследовательскую деятельность: познание природного материала (горох, фасоль);
Упражнения с крупами развивают у ребенка не только мелкую моторику, но тактильные ощущения. Перебирая пальчиками горох, фасоль ребенок стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев, тем самым совершенствуются тонкие движения пальцев рук. Кроме того. Упражнения с крупами учат ориентироваться на плоскости, помогают создавать различные изображения, работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира.
С детьми мы проводили такие игровые упражнения, как
– «Золушка»: дети должны рассортировать фасоль (белую отдельно, красную отдельно) и горох из одной емкости по разным тарелочкам.
Усложненный вариант: попросите ребенка брать
горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
– Пересыпали фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
– «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
Цель: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.
– “Кто больше соберет фасоли?” — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком.
Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
– «Настроение колобка». На изображении лица колобка дети выкладывают горохом или фасолью рот, чтобы получились эмоции грусти, радости, удивления. А затем изображают эту эмоцию на своем лице.
Цель: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.
– «Рисование фасолью». Нарисовать различные предметы: домик, елочку, солнышко, грибок, флажок и тд.
Цель: развитие тактильного ощущения и воображения.
- Ознакомление с предметным окружением: ознакомление с предметами быта (прищепки, пластиковые крышки) и д/ игры с бусинами.
Игры и массаж с прищепками развивают мелкую моторику рук, особенно, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.
Игры с прищепками развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно – правая рука, левая рука, обе руки.
Самые простые игры с прищепками – это открывать и закрывать прищепки, надевать поочередно на кончики пальцев для массажа пальцев.
Дети сортировали прищепки по цвету, строили заборчики, дорожки из прищепок.
Прикрепляли прищепки к контурам различных фигур (солнышко, ежик, динозавр, дерево, божья коровка и тд.)
Короткие стишки про животных помогут озвучить прищепку и она сможет лаять, мяукать или щелкать клювом.
Игры с пробками, крышками.
Цель: Познакомить детей с рукотворными предметами – крышками, продемонстрировать их разнообразие по качеству, размеру, цвету, умение сортировать, классифицировать, рассказать о применении крышек в жизни человека.
Играя с крышками, пробками ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
1 Упражнение «Ловкие пальчики» – подобрать крышечки к бутылочкам и закрутить.
Баночки, крышки разного размера.
2 «Веселая мозаика» – составление узора по шаблону.
3.»Украсим елочку цветными шариками»
- «Подбери колеса к машинам».
Игры с бусинами.
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения.
Игры с бусинами мы проводили в различных вариантах: дети нанизывали бусинки на шнур такого же цвета, чередовали бусинки по цвету или размеру, чередовали нанизывание бусинок по форме и цвету. Находили лишнюю бусинку и исправляли ошибку. 1.Д/ и « Разноцветные бусы»; 2. Д/и «Собери бусы» 3. «Волшебные коробочки». Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
- Ознакомление с миром природы: игры с кинетическим песком.
В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, способствуют развитию творческого воображения, элементарных навыков общения.
Знакомство с кинетическим песком мы организовали через игры с песочными наборами, затем дети рисовали палочками или пальчиками на песке.
Речевое развитие
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики проводили в течение всего дня в разных видах деятельности.
Игры предполагают выполнение ребенком по подражанию различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», «коза» и др.). Игры эти очень эмоциональные и увлекательные. Их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения за взрослым, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.
Социально-коммуникативное
-игры с застежками, прищепками, пуговицами, крышками;
– мозаика;
-шнуровки;
-пирамидки.
Игры с мозаиками, с различными шнуровками, пуговицами, прищепками, бусинками, крышками предполагают совместное взаимодействие детей.
В процессе взаимодействия дети учатся общаться, развивается словарный запас ребенка, налаживаются коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»
Игры с застежками, шнуровками, пуговицами способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.
Для самостоятельно деятельности детей , чтобы улучшить нанизывать предметы на стержень, мы предлагали пирамидки разных видов, мозаики, игры со шнурками
- Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
- перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
- «прошагать» по лесенке из шнурка;
- Д/и «Посадим овощи в огороде», «Корзинка грибов», «Чудо-дерево», «Вагончики».
- Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
Работа с мозаикой.
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Пуговицы
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок.
1.«Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, – таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
2.«Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. 3. 3. «Разные пуговицы». Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. 4. «Выложи узор». Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.
Художественно-эстетическое
Цель: совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является художественное творчество.
Благодаря художественному творчеству развивается зрительно – двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов позволяет развивать сенсорную сферу благодаря работе с разными живописными материалами, у детей развиваются творческие способности. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребѐнка (можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, палочками.
Как одной из форм работы в художественно-эстетическом направлении применяли пластилинографию.
Работа с пластилином способствует согласованному движению рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша. Детям очень нравится работать с пластичным материалом. Дети с удовольствием создают силуэты героев сказок.
Такие формы работы, как рисование ватными палочками, пальчиками, ладошками, рисование пальчиками на манной крупе помогают сформировать координацию движений пальцев рук.
В процессе рисования, лепки дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делают деятельность детей более увлекательной и интересной.
Физическое
Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
Проводили массажи проводили в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Проводили массаж с растиранием пальчиков, массаж шариками Су-Джок, упражнения с карандашами.
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется “мануальный интеллект”, находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Упражнения улучшают циркуляцию крови.
В технику массажа входят следующие приемы:
– поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика
до основания;
– похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
– поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев
до локтя;
– вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение
кисти вправо, влево;
– поворот руки ладонью вверх – ладонью вниз;
– поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.
С помощью карандаша
Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
– перекатывать между ладонями;
– катать по тыльной стороне руки;
– раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
– удерживать одним пальцем руки;
– раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
Массаж с помощью грецких орехов
С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
– прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
– кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
– прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
– скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
– прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
– раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
– удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Растирание ладоней
«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.
«Стряпаем» – имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок ,Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять, Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём, После резко разожмём» –
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Зажигалка» – обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю, Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» – сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница, Быстро мука мелется.
«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили.
«Точим ножи» – активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть, Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре, Острый ножик наточили.
«Пила» – ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно, Очень толстое оно.
Надо сильно постараться, И терпения набраться.
«Сильным я родился, А ну, стена, подвинься!»
Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Работа с родителями.
Задача: показать родителям необходимость развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
В начале года мы провели родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста». Ознакомили с содержанием и значением развития мелкой моторики детей младшего возраста. Предложили осуществлять работу в двух направлениях:
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
Оформили картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста для родительского уголка. Цель – наглядно продемонстрировать родителям количество игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук.
В средней группе для родителей была проведена консультация «Ловкие пальчики-правильная речь»;
Оформлены папки-передвижки:
«Играем пальчиками; «Зачем нужны шнуровки».
«Игры с песком, или песочная терапия».
«Формы работы по развитию мелкой моторики рук».
«Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора».
«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Сотрудничество с семьями детей по развитию мелкой моторики рук, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Заключение
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество (взаимодействие) с родителями воспитанников способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.