Интегрированное занятие «Космическая подготовка» для детей разновозрастной группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата с элементами межполушарного взаимодействия.
Цель: Создание условий для развития моторики ребенка и межполушарного взаимодействия в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию познавательной активности.
Формировать умение выполнять упражнения на межполушарное взаимодействие.
Формировать умения координировать свои действия в соответствии с эталоном.
Развивающие:
Способствовать развитию эмоциональной и когнитивной (развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, наглядно-образного и логического мышления, зрительного восприятия) сфер.
Активизировать межполушарное взаимодействие.
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Способствовать развитию мелкой и крупной моторики, ориентировки в пространстве, творческого потенциала детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.
Формировать умение работать в команде.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Материалы и оборудование:
Пособие для зарядки для рук («кулак-ребро-ладонь»), минерал, карточки «Повтори позу», шапочка «Спутник», карточки «Перестроение», Оборудование ИНТОКС «Сырный ломтик», стикерсы «космос», блестки, цв.соль, жидкость для рисования «Эбру», шаблоны планет. Фотографии (Ю. А. Гагарин, листы для рисования «Ракеты», маркеры, аудиозапись «Зарядка для рук», космической музыки, пластиковые подносы, краски, кисти.
Ход занятия.
I этап. Организационный
Дети заходят в группу под музыку
Психолог: Добрый день, друзья и гости! (Психолог предлагает встать детям в круг).
Сегодня утром в коллекции моих минералов я увидела лучик света. Он был теплым и ласковым. Мне так захотелось поделиться этим теплом с вами. Что я принесла этот минерал в детский сад, чтобы подарить хорошее настроение каждому из вас. Передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения. (По аналогии «Колечко-колечко, выйди на крылечко»). Искра будет передаваться по кругу, начиная с меня, пока не вернется обратно ко мне. Искорка вернулась ко мне, пройдя всех!
– Что вы чувствовали, когда получали искорку добра и хорошего настроения? (ответы детей)
- Мотивационный
Психолог:
Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на ракете. Куда? на Луну,
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
Скажите ребята, о чем это стихотворение?
Дети:..
А вы бы хотели побывать в космосе? Почему?
Психолог: Сегодня, 12 апреля, наша страна отмечает «Всемирный день авиации и космонавтики». В 1961 году первый человек полетел в космос. А кто знает, как его зовут?
Дети: Ю. А. Гагарин (портрет космонавта)
Психолог: Какими качествами должен обладать космонавт?
Дети.: трудолюбивым, добрым, сильным, быстрым, аккуратным, веселым, спокойным, смелым, выносливым, целеустремленным, здоровым.
II этап. Основной (практический)
Сегодня у вас есть уникальная возможность пройти космическую подготовку, проверить свои силы, здоровье, ум и сообразительность. Насколько хорошие, грамотные и умелые космонавты из вас получились бы.
Я приготовила для вас «Космическую тренировку»
«КОСМИЧЕСКИЙ ПАРОЛЬ»
Космонавты загадочные люди. У них много тайн, секретов, кодов, паролей. Для начала, чтобы стать учеником Космической тренерской школы, вам нужно назвать и показать космокод.
(На карточках «Повтори позу» приклеены буквы, либо слоги. Дети вместе встают в позу и называют букву/слог.) Слово СПУТНИК.
Вот вы и назвали мой позывной. Я ваш Спутник. Кто такой спутник? (Небесное тело, которое движется вокруг планеты.) Либо другое значение – Тот, кто сопровождает, совершает путь вместе.
«ПЕРЕСТРОЕНИЕ»
Каждый космонавт должен безошибочно ориентироваться в пространстве, будь он на космическом корабле, либо в открытом космосе.
Итак, чтоб вам легче было двигаться в пространстве, покажите легкость звездочек, под музыку вы изящно летаете, но как только музыка останавливается, собираетесь в нужную фигуру. Будьте внимательны.
(4 построения)
«СЕКРЕТЫ КОСМОНАВТОВ» (сидя)
Когда космонавты работают, то пользуются знаками, понятными лишь им.
«Привет» (упр. «Коза»)
«Все в порядке» (упр. «Кулак»)
«Производим стыковку» (упр. «Лезгинка»)
«Пора переодеться и перекусить» («Голова-живот»)
(Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Руки работают одновременно.)
Для того, чтобы в космосе организм космонавта был готов к перегрузкам, на Земле им необходимо тренироваться. А как вы думаете, что важно тренировать космонавтам?
Дети: …зрение, слух, память…
«ВИЗУАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ».
Предлагаю потренировать зрение.
Надеваем тренировочные ракеты на палец. Рисуем большую горизонтальную восьмерку, сначала молча. Затем подключаем к движению язык (язык выполняет движения восьмеркой). Затем добавляем реч.нагрузку.
«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам»
«РАКЕТА» (рисование двумя руками)
Хотите стать проектировщиками собственной ракеты? Перед вами эскизы ракет, можете выбрать любую. Ваша задача: дорисовать ракету, ее элементы двумя руками.
«ПРИМЕРЬ КОСТЮМ КОСМОНАВТА»
Настало время примерить скафандр.
Снизу вверх «надеваем скафандр, шлем» – «ш-ш-шик», застегиваем молнию» – резко «вжик».
Проверяем герметичность – повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш»-«ш»-«ш».
Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (перекрестные движения левый локоть-правое колено, правый локоть-левой колено)
Руки защищены перчатками (ладонь вверх-ладонь вниз-шик-шик)
Обувь удобная, на плотной подошве (перекат с пятки на носок)
На спине за плечами баллоны для воздуха («Мельница» пш-пш-пш)
Раз, два, три, (хлопки ладошами). Стартовать готовы вы?
«ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЛАНЕТЕ»
Вот и я вам предлагаю пройти путь до выбранной вами планеты на тренажере. (Планшет) (Каждый выбирает наугад).
Как вы думаете, какие эмоции испытывает космонавт, когда добирается до желанной планеты?
РИСОВАНИЕ «Эбру».
Предлагаю вам сегодня нарисовать планету своей мечты. Цвет, размер – на ваше усмотрение. Рисовать можете по желанию – одной, двумя руками.
Планеты можно украсить космической пылью. (цветная соль)
III. Заключительный.
Рефлексия. Подведение итогов.
Итак, друзья, вспомним космоупражнения. Какое упражнение было самым сложным? Какое упражнение было расслабляющим? А какое упражнение захотелось повторить?
Закончим наше занятие прощальным косможестом «Дерево».
И в память о нашей тренировке примите в дар космостикерсы.