Аналитическая записка г.  Братск

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Мелентьева Мария Александровна, учитель технологии

Конкурсная номинация №1. «Лучшая методическая разработка урока, реализуемого в рамках основной образовательной программы». 

Поисково-исследовательская деятельность + практический урок по теме: 

«Глина мифы и легенды. Свойства глины».

Аналитическая записка урока по технологии в 7В классе(девочки), учитель технологии (Приложение 1), ссылка на видеозапись урока https://youtu.be/6PQaksa19ow?si=FQAo02djFRdFLVJS

Критерий 1. Актуальность 

Мною был проведен урок технологии в 7 классе по теме «Глина мифы и легенды. Свойства глины». Тема и цель урока является возрождению интереса забытому в современном мире декоративно-прикладному исскуству гончарного дела. Урок был разработан в современной концепции: ученицы  знакомились с понятием глина, через поисково-исследовательскую деятельность, учились находить необходимую информацию с использованием современного источника: Интернет, анализируя предложенные мифы и легенды. 

Критерий 2. Оптимальность в подборе дидактических средств

На каждом этапе были продуманы методы обучения и формы организации познавательной деятельности. Моя задача – стимуляция активной работы учащихся в достаточно быстром темпе, соответствующем уровню способностей данного класса, а также увлечение класса отработанным материалом в соответствии с их возрастными потребностями и интересами. Учащиеся с опорой на раздаточный и демонстрационный материал, достаточно активно оперировали фактами подтверждения или опровержения данного мифа, что позволило им усваивать материал осознанно и прочно, а также попутно происходило развитие интеллектуальных способностей учеников (внимание, память, мышление, воображение). Отрабатывались общие учебные навыки и умения (умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, подготовить устный ответ, работать в команде и распределять роли, способность к самооценке), воспитывался не только интерес к предмету, но и трудолюбие, желание проявить себя, умение слушать.

На уроке помимо карточек с заданием применялся компьютер и мультимедиа для демонстрации материала и создания доброжелательной атмосферы с целью повышения интереса учениц к теме урока.

Критерий 3. Целостность

Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был переход от простых заданий сложным.

В ходе урока были использованы фронтальная, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы работы. Виды деятельности постоянно изменялись, благодаря чему поддерживался положительный настрой и достаточно быстрый темп проведения занятия. Время было распределено рационально, что позволило пройти весь запланированный материал. 

Развитие учащихся на уроке осуществлялось в полной мере, были задействованы все дети, в том числе и слабоуспевающие.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей являлось создание условий вовлеченности и поиске новой информации для учениц.

Критерий 4. Результативность

Все этапы урока взаимосвязаны, каждый логично вытекает из предыдущего. На уроке использовались различные методы и приемы обучения: наглядно – демонстрационный метод постановки вопросов, поисково-исследовательская деятельность, а также практическая работа в ходе которой у учениц на руках было наглядное изделие, созданное своими руками из природного материала, что позволило больше проникнуться темой выбранного урока и осознать ценность личного труда. В ходе урока использовалась нетрадиционная форма организации учебной деятельности учащихся.

На уроке были использованы средства ИКТ – самостоятельно-разработанный медиа продукт (наглядная презентация учебного материала).

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения. В целом, подводя итог, можно выделить, что урок оказался весьма эффективным с точки зрения выполнения цели и задач урока и соответствия возрастным особенностям учащихся. Урок соответствует своей структуре и содержанию. В процессе учебной деятельности осуществлялось оптимальное взаимодействие между учителем и учащимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению.

Критерий 5. Интегративность

Показ демонстративного материала в начале урока дал толчок для включения аналитических способностей учениц, постановки целей и темы урока. 

Использование игровой минутки необходимо во время урока для предупреждения утомления и снижения работоспособности, поэтому включила данный элемент как один из эффективных способов разгрузки.

Метапредметность на уроке можно проследить через прием, который я использовала на этапе закрепления изученного — это прием «Лови ошибку». Для этого дала учащимся задание с целью контроля изученного материала, где спрятан заведомо ложный факт, который необходимо обнаружить и исключить из числа имеющих место быть, доказать, что это ложь. Практическая работа позволила закрепить знания, полученные в ходе урока и поработать непосредственно с предметом изучения.

Рефлексия, дала возможность дать оценку и провести самоанализ от работы и вовлеченности в тему урока. 


Критерий 6. Индивидуальный подход

В зависимости от интересов детей мною стимулируются следующие виды деятельности: обсуждение, ответы на вопросы.

Этап урока – самоконтроль и самоанализ, способствует развитию навыков, поэтому постепенно подвожу учащихся к этому через приемы взаимоконтроля и взаимопроверки.

При выполнении индивидуального задания учащимся было предложено найти информации о достоверности предложенных мифов, что способствовало возможности анализировать и оценивать достоверность или ложность суждений, а также высказывать свою точку зрения по данному факту. 

Работая в команде ученицы, обсуждали найденную информацию и вместе решали какие суждения лучше подойдут для опровержения или подтверждения данного мифа или легенды.

Также после выполнения задания ученицы работали над созданием своего изделия, что позволило полно ощутить новую роль, развить творческие способности, а также самовыражение себя как творца. 

В конце урока ученицы могли оценить в доступной и знакомой им форме ход урока и их индивидуальную работу.

 

Приложение 1

Технологическая карта урока технологии в 7В классе (девочки), учитель технологии Мелентьева Мария Александровна

(https://youtu.be/6PQaksa19ow?si=FQAo02djFRdFLVJS)

Учебный предмет: технология (девочки)

Класс: 7

Учитель: Мелентьева М.А.

Тема урока:  «Глина мифы и легенды. Свойства глины».

Тип урока: поисково-исследовательская деятельность + практический урок.

Цель урока: Изучить свойства глины.

Задачи урока:

  • Организовать деятельность учащихся для самостоятельного поиска информации о свойствах глин и сформировать понятие глина. 
  • Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
  • Развивать умение работать в паре, группе, согласовывая свои действия, выполняя работу в отведенное время.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД: обеспечить учащимся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, развивать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, самооценку на основе критерия успешности.

Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта, использовать знаково-символические средства, выполнять действия моделирования, по алгоритму.

Регулятивные УУД: формировать коррекционную деятельность, учить фиксировать и преодолевать затруднения в собственных учебных действиях, умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: обеспечить возможности учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументацию своего мнения и позиции в коммуникации, умение слышать, слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: компьютер, презентация Power Point, ноутбук, карточки, глина и стеки.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: история, литература.

План урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Методические средства УУД
Мотивационно-целевой

Организационный момент

(1 мин.)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Приветствие учителя, готовность к уроку Организация деятельности детей на уроке Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свою деятельность на уроке

Актуализация знаний

Целеполагание

(2 мин.)

Задает наводящие вопросы.

Подводит учащихся к формулировке темы и цели занятия.

– На столе расположены предметы повседневной жизни.

-Предположите, из какого материала сделаны предметы, находящиеся на столе?

-Какой из данных материалов был самым популярным в жизни древнего человека?

-Да действительно это глина, а в каких сферах своей жизни человек использовал глину?

– Вы правы, а теперь давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 1,2)

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему и цель урока. В тетрадях пишут число, название темы урока

Систематизация имеющихся знаний учащихся Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные
Изложение нового учебного материала

 (20 мин)

– Ребята вы что-нибудь, слышали о мифах? (Слайд 3)

– Вы разделены на группы. У каждой группы находиться карточка (Приложение №1), на которой записан миф, связанный с глиной. Вашей задачей является, используя интернет обосновать, имеет ли право на существование данный миф или это всего лишь выдумка? (Слайд 4)

– в первую очередь для того чтобы дать верный ответ, вам необходимо знать: что такое глина и какими свойствами она обладает? (Слайд 5,6)

Ребятам дается 10 мин. на поиск информации.

5мин. на анализ и формулировку ответа.

5мин.

Командиры каждой команды зачитываю с карточки миф, обосновывают свой ответ: выдумка или имеет место быть.

Просматривают слайды, задают вопросы,  Умение воспринимать и анализировать полученную информацию Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные
Физкультминутка

(2 мин)

Организует активную деятельность учащихся, гимнастика  для глаз (Слайд 7) Выполняют зрительные, физические упражнения Проявление физической активности, активный отдых, смена деятельности Личностные, регулятивные
Выполнение практической работы

(15 мин)

Подведение итогов урока

Слайд (8,9,10)

Озвучивает правила техники безопасности 

Раздаёт глину, делает поделку вместе с детьми 

Задаёт вопросы: Что такое глина? Как добывают глину?

Виды глины и ее свойства?

Выполняют практическое задание вместе с учителем

Отвечают на вопросы учителя.

Умение делать из данного материала различные поделки Личностные, регулятивные, познавательные, развитие моторики
Рефлексия

(2мин)

Задает вопросы учащимся: Что нового вы узнали на этом уроке? О чем он? Все ли у вас получилось? Почему? Что необходимо сделать, чтобы это не повторилось? (Слайд 11) Отвечают на поставленные учителем вопросы, озвучивают свои пожелания. Самоанализ деятельности, умение формулировать свои результаты Личностные, регулятивные, коммуникативные

 

План занятия:

  1. Приветствие. Введение в тему занятия ……………………………….2мин.
  2.  Теоретическая часть……………..…………………………………….20 мин.
  3. Практическая работа по лепке ……………. …………………………15мин.
  4. Завершение занятия ……………………………………………………2мин.

Ход занятия:

1.

        Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Сформировано 3 рабочих группы, вам необходимо выбрать командира вашей команды, придумать имя команде и небольшой девиз. Также на ваших столах находятся ноутбуки и все необходимые инструменты для работы на сегодняшнем уроке. 

 

– На столе  расположены предметы повседневной жизни. 

-Предположите, из какого материала сделаны предметы, находящиеся на столе?

-Какой из данных материалов был самым популярным в жизни древнего человека?

-Да действительно это глина, а в каких сферах своей жизни человек использовал глину?

– Вы правы, а теперь давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формируют тему урока.

Тема урока: «Глина мифы и легенды. Свойства глины».

2.

– Ребята вы что-нибудь, слышали о мифах?

– Вы разделены на группы. У каждой группы находиться карточка( Приложение №1), на которой записан миф, связанный с глиной. Командиры встаньте и зачитайте миф с вашей карточки. Вашей задачей является, используя интернет обосновать, имеет ли право на существование данный миф или это всего лишь выдумка?

– в первую очередь для того чтобы дать верный ответ, вам необходимо знать: что такое глина и какими свойствами она обладает?

Ребятам дается 10 мин. на поиск информации, используя интернет.

5мин. на анализ и формулировку ответа.

5мин. Командиры каждой команды повторно зачитываю с карточки миф, обосновывают свой ответ: выдумка или имеет место быть.

3.

        Сегодня мы с вами будем лепить из глины, и пользоваться острыми инструментами.

Во время работы нужно соблюдать:

Правила ТБ при работе с глиной:

  1. Работать с глиной нужно чистыми и сухими руками. Для этого у вас есть мокрые тряпочки  и сухие салфетки.
  2. Острыми предметами нужно пользоваться осторожно: не размахивать ими, не направлять остриё в сторону соседа или к себе, передавать их друг другу только тупым концом.
  3. В муфельной печи изделие обжигает только педагог. После обжига нельзя открывать печь до полного её остывания.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь обжигать поделки из глины в домашних условиях в печи, духовке или костре. Это может привести к тяжелейшим травмам лица и глаз во время взрыва изделия!

Практическая работа

Кулон лепится из небольшого, цельного куска глины.

Материалы: Глина, зубочистка, штамп.

Ход работы:

  • Скатать из глины шар;
  • Придать шару сплюснутую форму толщиной 5-8мм;
  • Отступить от края 2мм и сделать посередине отверстие для шнура зубочисткой;
  • С помощью штампа легким надавливанием сделать оттиск на кулоне;
  • Кулон готов! После сушки в естественной среде мы его покроем глазурью и обожжем в печи.  

Игровая минутка:

Комплекс специальных упражнений для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
  3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
  4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

 

4.

– Скажите, вам понравилось лепить из глины?

Если не понравилось, то почему?

Завершение занятия.

 Уборка рабочих мест.

        Вывод: В содержание урока я включила: занимательный материал по теме, самостоятельный поиск информации, представление его в классе. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался хороший темп работы учащихся. Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был по силам для учениц. Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретенных знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока, позволяют сделать вывод о раскрытии темы урока. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса, учению. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Считаю, поставленные задачи решенными, доступными, это доказывает активность детей на уроке.

 

Приложение №1

 

Миф 1.

В одном из древних мифов сказано, что Бог создал человека из глины. В этом мифе, дошедшем до наших дней, сохранилась одна загадка. Почему именно глина, по древним представлениям, послужила материалом для создания человека?

Миф 2.

Люди приписывали глине поистине чудотворные свойства. Как вы думаете, глина способна поглощать болезни?

А глинистые минералы способны поглощать своей поверхностью ароматические вещества?

Миф 3.

Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Верно ли это утверждение, почему?