Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «подготовительная группа Варсковской СШ»

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе 

                                                                               Провела учитель-логопед:

                                                                           Ракочая Анна Сергеевна

Рязань, 2024  г.

 Конспект логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе 

Цель: Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизировать и обогащать  словарь по теме “Космос”: 

Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных, родственных слов. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения. Закреплять умения анализировать предложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.

Развивать фонематическое восприятие, творческое воображение, мышление,  координацию речи с движением внимание, память.

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; 

Воспитательные задачи. 

Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть  похожими на них. 

Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность. 

Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия

 

Ход занятия.

Логопед: Здраствуйте, ребята.Сегодня мы с вами поговорим о чудесном мире. А о каком, вы узнаете, отгадав загадки.

1.Освещает ночью путь,

 Звездам не дает заснуть. 

Пусть все спят, ей не до сна, 

В небе светит нам… (Луна)

2. Планета голубая,

 Любимая, родная. 

Она твоя, она моя, 

А называется… (Земля)

  1. Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

  1. Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

Логопед: Ну и каком же чудесном мире будет наш разговор?

Дети: О космосе.

Логопед: Правильно, о космосе.Часто, когда мы с вами  выходим вечером на улицу,  поднимаем глаза вверх перед нами открывается огромное чёрное пространство и мы  пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. 

Логопед:А кто изучает космическое пространство?

Дети:  Космонавты.

Логопед:Какими должны быть космонавты?

Дети:Сильными, выносливыми, умными, отважными, смелыми.

Логопед: Для этого они проходят специальную подготовку. А вы хотите сегодня попробовать стать космонавтами? 

Дети: Да

Логопед:. В начале у нас с вами будет небольшая разминка, мы вспомнимисторию покорения Космоса. Кто первым поднялся в космос и когда это произошло?

Дети: Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт —  Юрий Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года.

Логопед: Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Он первый в мире человек увидел землю из космоса.

Логопед: Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика

«Часики» – Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо 

Язычок наш потянулся,

«Улыбка» – Широко нам улыбнулся 

«Почистим зубы» – Зубки он почистил.. 

«Блинчик» – Блинчик он покушал 

«Чашечка» Выпил чаю чашку 

«Вкусное варенье» Запачкался вареньем 

«Качели» На качелях покачался 

«Горка» И на горке покатался.

Логопед: Необходима космонавтам тренировка пальцев  рук, мы её проведём с  помощью специальных тренажеров (су-джок):

В руки мячик мы возьмем. 

И разминку проведем! 

Летит, летит ракета 

Вокруг земного света,

А в ней сидит Гагарин,

Простой советский парень. 

Логопед: Продолжаем подготовку и приступаем к выполнению следующего задания. Для этого приглашаю сесть за столы.

Упражнение “Закончи предложение”

(образование сложноподчиненных предложений)

Вы сейчас мне поможете закончить предложение. Логопед показывает картинки и начинает предложение, дети его заканчивают.

Космический корабль – аппарат, в котором ………….(летают в космос).

Космонавт – это человек, который…………(летает в космос).

Космодром – это площадка, с которой …………(взлетает ракета).

Космонавтика – это наука, которая…….(изучает космос).

Скафандр – это одежда, которая…….( защищает космонавта в полёте).

Луноход – это аппарат, который……..(ходит по луне).

Логопед:С заданием справились. Встанем на линию и продолжим свою подготовку.

Игра «Наоборот» (антонимы)

Логопед бросает мячребёнку говорит слово, ребёнок возвращает мяч и говорит противоположное слово

Нам с тобой пришел черед 

Сыграть в игру «Наоборот». 

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …. («близко»). 

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь … («пол»). 

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты … («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). 

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай … («конец»).

Логопед:Сейчас мы будем готовиться к невесомости

Физ.минутка :имитирование движений невесомости под музыкудвижения хаотичные, плавные между предметами 

Логопед: Что такое невесомость? 

Дети: Невесомость – это такое состояние, когда  космонавты, предметы,  вещи в космосе  не могут стоять, висеть все и всё плавают как рыбки  в аквариуме.

Вот так новость, вот так новость – 

Мы попали в невесомость! (Имитация плавающих движений)

Где же верх и где же низ?( Дети  укладываются  на ковёр)

Ноги вверх, а руки вниз! (Поднимают ноги  вверх, руки вниз)

Ходим мы по потолку, (Ходят на руках и ногах, торс приподнят)

Плыть мы можем на боку.(Плывут)

Оттолкнулись, повернулись

И нечаянно столкнулись! (Отталкиваются, поворачиваются, сталкиваются)

Логопед: А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и следующее упражнение мы будем с вами выполнять с закрытыми глазами.

 Упражнение “Космический сон”

(относительные прилагательные) 

Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)

Сон о Луне – (какой?)…….

Сон о космосе -(какой)…..

Сон о Солнце – (какой?)……

Сон о планетах – (какой?)…….

Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру ” Семейка слов”

Игра с мячом «Семейка слов».

Логопед:Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вамастероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.

Логопед:Как можно назвать звезду ласково?

Дети:Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, 

летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова 

«звезда».

Дети: Звездолет.

Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! 

Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают» 

с неба?

Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у 

нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.

Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

Логопед: Вы все молодцы. Успешно прошли школу подготовку космонавтов, можете смело лететь в Космос. 

Логопед: А пока вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети:Проходили подготовку в школе будущих космонавтов, говорили о Космосе.

Логопед: Что нового вы узнали о Космосе?

Дети: Мы узнали, что космонавтами быть не просто, необходимо много учиться, быть сильными, смелыми. Мы выполняли различные задания подбирали противоположные слова, собирали «семейку слов», рассказывали какой приснился сон, помогали закончить предложение.

Логопед: А за ваше старание во время прохождения подготовки вы получаете значки космонавтов.