Воспитание доброты и гуманности.

«Добрые чувства необходимо воспитывать с детства» 

                                                     В.А. Сухомлинский      

      Показателем и стержнем нравственной воспитанности человека является характер его отношений к людям, самому себе, ко всему окружающему миру.

      Гуманные чувства – это моральные качества, которые включают в себя: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброту, эмпатию, стремление к подавлению зависти…

   Все эти качества закладываются в дошкольном возрасте.  Главную роль воспитанию этих качеств отводил А.С.Макаренко. Вся его педагогика построена на принципе гуманизма – вера в человека в сочетании с требовательностью.

   Нам взрослым  (и родителям, и педагогам) в процессе воспитания гуманности необходимо стараться создавать соответствующие благоприятные условия развития ребенка. А именно: организовать содержательную и интересную жизнь с постоянной занятостью детей (меньше возникает споров, конфликтов); регулировать правильное отношения со стороны взрослых и сверстников, основанное на взаимопомощи и уважении (это способствует формированию доброжелательности, уверенности в себе, чувства морального удовлетворения); использовать  гуманные методы воспитания, исключающие оскорбления, унижение (дети чувствуют себя спокойно, уверенно, перенимают манеру общения).

   Также, с учетом  психологических  особенностей детей в каждом возрастном периоде необходимо ставить определённые задачи по формированию гуманных чувств. В младшем дошкольном возрасте (2-4 года) – это формирование элементарных представлений о доброте, дружбе, накопление положительного эмоционального опыта. У детей 4-5 лет – формирование доброжелательности, честности, правдивости, радости (дети понимают что такое «хорошо», «плохо»), нравственных ценностей, закрепление представлений о положительных поступках. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) рекомендуется продолжать воспитательную работу по формированию представлений о нормах и правилах поведения в обществе, содействовать формированию опыта положительного поведения и умению выполнять эти нормы без контроля взрослых, способствовать осознанию детьми моральных ценностей.

   Интересно, что у детей дошкольного возраста понятия «красивый» и «хороший» сближены – красивый не может быть плохим. Недоброжелательность дошкольники чаще проявляют к сверстникам, чем к детям старше и взрослым.

   В период дошкольного детства у ребёнка появляется чувство «эмоциональной привязанности» – способности понимать чувства других, на основе которого в более старшем возрасте формируется сопереживание; а потом появляется чувство симпатии; которая перерастает в дружбу и товарищество. Как важно не упустить момент в воспитании этих чувств, предпосылки и условия развития которых заложены в дошкольном возрасте!

  Стоит отметить, что процесс формирования нравственных качеств, проходит свои «возрастные стадии». Например: сопереживание в младшем дошкольном возрасте является ещё, по сути, сочувствием (ему плохо, мне его жаль…); у ребёнка 4-5 лет сопереживание можно приравнять к утверждению (ему плохо – я так не хочу…); и только в старшем дошкольном возрасте переживание переходит в действие (ему плохо, я хочу ему помочь). 

   Так как же нам, взрослым, помочь маленькому человеку стать Человеком среди людей? В первую очередь, несомненно, личным примером. Наше собственное поведение, доброе отношение к окружающим, умение любить (жертвовать личным для блага ближнего) способны заложить крепкие «семена» нравственности в души наших детей. И, конечно же, детей требуется побуждать к проявлению доброжелательности (скажи  «здравствуй», помоги…). При этом важна положительная оценка действий ребёнка  (похвала, поощрение, улыбка, ласковое отношение). Эффективно и создание специальных ситуаций (давайте поможем малышам). Различные игры творческого характера («Больница», «Дом», «Школа») помогают ребёнку закрепить полученные представления о человеческих чувствах и поступках, о правилах поведения в обществе. Величайшее значение в воспитании нравственных качеств имеет художественная литература (анализ поступков героев), а также этические беседы с детьми. 

   Мы, взрослые, должны помнить, что самым действенным и важным условием при воспитании нравственных качеств ребёнка является соблюдение культурных традиций своего народа. Если мы хотим, чтобы растлевающий дух времени не касался наших детей, нужно искоренять его сначала в себе и следовать принципам семейного воспитания, завещанного нашими благочестивыми предками.    

   Величайший подвижник, современник А.С. Пушкина, иеромонах Порфирий (Левашов), оставивший нам замечательные книги о семье и воспитании детей говорил: «Отцы и матери!….дети ваши своим счастьем могут быть обязаны…не богатству, а своим добродетелям и благонравию…».

Педагог-психолог МДОУ детский сад № 22 Юлия Викторовна Бершова