МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МДОУ «Д/с № 16 о.в.» города Магнитогорска

Семинар-практикум для педагогов дошкольной образовательной организации

«Элементарное музицирование как инструмент в работе над художественным словом»

Составила:

музыкальный руководитель

Комарова Елена Николаевна

2023 г

 

Цель: Обогащение педагогического опыта внедрением в практическую деятельность элементарного музицирования как методического приёма в работе над художественным словом.

Задачи:

  1. Обучение педагогов методам и приёмам использования элементарного музицирования при работе над литературными произведениями;
  2. Стимулирование стремления участников сделать образовательный процесс интересным и увлекательным.
  3. Развитие интереса к методу элементарного музицирования с целью его использования в различных видах деятельности.

Качественный прогнозируемый результат:

Разученные на семинаре-практикуме игры и упражнения будут применяться педагогами в образовательном процессе.

Применение элементарного музицирования на практике сделает обучения более интересным и увлекательным для детей.

Повысится результативность образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

План семинара

  1. Вступительное слово.

Элементарное музицирование как инструмент даёт широкие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Этот метод действительно универсальный, он с успехом можно использовать в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации и т.д. Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.

Элементарное музицирование можно использовать в таких творческих заданиях:

 – озвучивание стихотворений, сказок,

 – озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах,

 – сочинение собственных рассказов и озвучивание их,

 – сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины),

 – придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребёнка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Другими словами, научить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнёрские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. 

В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая находки друг друга.

Вполне допустимо, что взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребёнку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно.

В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В.Бианки), к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель при желании может использовать чтение таких рассказов и одновременное их озвучивание при помощи доступных музыкальных игрушек и предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности (от лат. creatio — созидание, сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.) Вот когда воспитателю пригодятся музыкальные игрушки из музыкального уголка.

Элементарное музицирование помимо использования инструментов предполагает и музыкально-ритмическую деятельность. Поэтому в арсенале педагога ещё одним инструментом в работе над литературным произведением может стать и пластическая импровизация. Педагог предлагает детям показать в движениях то, что они услышали, тогда итогом работы над текстом становится речевая музыкально-ритмическая модель: воспитатель произносит текст, часть детей играет на инструментах, аккомпанируя танцором. Только конечно, это не танец с фиксированными движениями, а пластическая двигательная импровизация.

 

  1. Практические задания:

Озвучивание стихотворений на примере стихотворения С.Маршака «Апрель».

 

Апрель! Апрель! Треугольник
На дворе звенит капель,- Глиссандо по металлофонам (или отдельные удары)
По полям бегут ручьи, – Глиссандо по металлофонам
На дорогах лужи. Музыкальный молоточек
Скоро выйдут муравьи Тихое шуршание любым предметом
После зимней стужи.
Пробирается медведь Трещотки, маракасы
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, Свистулька
И расцвёл подснежник. колокольчик

Инструменты для аккомпанемента любого литературного произведения могут быть разными. Надо отметить, что в младшей группе этот выбор скорее всего сделает педагог, так как у малышей слухового опыта ещё недостаточно, а вот в старшем дошкольном возрасте важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Ещё одна особенность использования этого метода – педагог должен понимать, что темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.

Озвучивание стихотворения с двигательной импровизацией. 

Шла зима, снежком играя, Румба
В пышной шубе меховой,
Тучи снежные сгребая Шуршащие звуки (кубики, погремушки)
У меня над головой.
Мне попал снежок в ладошки, Румба или металлофон
Пусть погреется немножко…
Не послушался снежок
И водичкою утёк! Глиссандо на металлофоне

Озвучивание придуманных детьми рассказов о явлениях природы.

Например:

 

Сильный осенний ветер Маракасы, погремушки
Пригнал большие облака,
Из который на землю полетели капли дождя. Металлофон
Сначала они были маленькие и почти незаметные.
Потом их стало больше, Темп постепенно ускоряется
И они полились рекой!
Капли шумели в ветках деревьев, сбивая листья Хлопки по коленям, в ладоши, по столу и др.
По крышам, зонтам,
И всё вокруг наполнилось звуками сильно осеннего дождя Tutti на инструментах, хлопками

 

– Озвучивание русской народной сказки на примере сказки «Курочка Ряба».

Все русские народные сказки богаты яркими образами. Это делает их очень привлекательными для использования при чтении музыкальных инструментов. 

Жили были Дед да Баба – 

Да была у них курочка Ряба:

Шарманка
«Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах!» Коробочка
Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.

Чайм бары или металлофон
Дед бил, бил – не разбил, Удары в определённом равномерном ритме
Баба била, била – не разбила. Удары на октаву выше, ритм учащается
Мышка бежала, хвостиком махнула, Колокольчик
Яичко упало и разбилось… Удары по чайм барам или металлофону в сторону высоких звуков, глиссандо и в конце один удар
Плачет дед. Рубель, равномерный ритм, четвертные
Плачет баба. Рубель, ритм учащается (восьмые)
А Курочка кудахчет: «Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!» Коробочка
Не плачь, дед! Бумвокерсы до
Не плачь, баба! Бумвокерсы соль
Я снесу вам яичко другое, не золотое, Удар по чайм бару или металлофону
А простое! Коробочка

 

 – Озвучивание рассказа по репродукциям на примере картины В.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять
Пошли они через поле в лесок. Клавесы
Стали собирать ягоды, грибы, аукаться, Дудочки, свирельки
Птичек слушать. Свистульки
Не заметила Машенька, как набежали тучи, Маракасы, шейкеры
Потемнело кругом, загремел гром. Барабан
Тут посмотрела девочка на небо – ахнула.
Взяла Ванечку за ручку и побежала. Клавесы
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал. Румба
А тучи всё темнее, гром всё громче. Усиление звучания барабана, добавление бумвокерсов
Тогда схватила сестричка братика, посадила себе Клавесы
За плечи и припустилась со всех ног по полю. Ускорение темпа
Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром. Маракас, шейкеры, барабан, тарелки
Упали первые капли дождя, было страшно. Чайм бары
Но Машенька не бросила малыша, добежала до деревни.
И когда начался ливень, Тремоло на треугольнике
Брат и сестричка были уже дома. Глиссандо на металлофоне

Проведение подобных занятий требует подготовительной работы с детьми. Во-первых, необходимо педагогу вместе с детьми рассмотреть картину, обращая внимание на детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные определения. На первых порах воспитатель подсказывает детям, как это нужно сделать, поскольку задание очень сложное и требует развитого мышления, внимания, фантазии и воображения, высокой речевой культуры. Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования вносит элемент сюрприза, игры и позволяет многогранно проявиться детской фантазии. 

 

  1. Круглый стол. Подведение итого семинара. Рефлексия.

Приведённые выше примеры озвучивания стихов, сказок и картин позволяет объединить работу различных специалистов дошкольного образовательного учреждения: музыкального руководителя, воспитателя, руководителя изостудии и др.

Включать подобные игры-упражнения можно включать в занятия по речевому, художественно-эстетическому, познавательному развитию. Прекрасно они впишутся и в культурно-досуговую деятельность: играть на инструментах могут родители, а дети расскажут и покажут сказку.