1Добрый день, уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию опыт нашей работы с детьми по сюжетно-ролевым играм в старшем дошкольном возрасте.

В нашем современном мире очень много различных гаджетов, и наши дети погружены в этот компьютерный мир.  Дети меньше играют между собой, с  трудом находят общий язык со своими сверстниками, скуднеет их речевая активность, а большинство родителей заняты на работе, и на ребёнка остаётся мало времени. Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие.

Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день, не всегда соблюдают правила и ход сюжетных игр.  В основном дети играют в такие сюжетно-ролевые игры, как «Дом», «Семья», «Поликлиника», «Магазин», так как детям знакома сфера ближайшего окружения.

Учитывая многообразие сюжетных игр, мы решили расширить кругозор детей и познакомить с играми в сфере социального обслуживания «Кафе», «Почта». «Библиотека», «Ателье», так как в этих играх формируются представления детей о многообразии и взаимосвязи видов труда и профессиях, развивается ценностное отношение к труду взрослых.

  1. Мы определили  цель и задачи работы по проекту (задачи на экране)

Цель нашего проекта: Освоение социальных отношений  и  социальных ролей  через сюжетно-ролевую игру.

Вид нашего проекта: 

Долгосрочный,  познавательный -игровой.

Сроки реализации: 

 октябрь-февраль .   Реализуется в режиме дня.

.Участники проектной деятельности: 

дети подготовительной  группы,  воспитатели . родители.

 

Сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательной сферы ребенка. 

Инсценируя фрагменты реального взрослого мира, ребенок в игре открывает новые возможности окружающей его действительности, знакомится с современными предметами быта.  Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет, и в которой развивается.

В Сюжетно-ролевой игре формируются представления детей о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий, развивается ценностное отношение к труду взрослых.

В игре воспитываются привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.

Опираясь на то, что игра  – основной вид деятельности в дошкольный период, считаем, что сюжетно-ролевая игра – это форма организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы работы формировать личность ребенка, ее общественную направленность, познать окружающий мир.

  1. Мы   разработали этапы работы над проектом. ( на экране)

Сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательной сферы ребенка. 

Инсценируя фрагменты реального взрослого мира, ребенок в игре открывает новые возможности окружающей его действительности, знакомится с современными предметами быта.  Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет, и в которой развивается.

В Сюжетно-ролевой игре формируются представления детей о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий, развивается ценностное отношение к труду взрослых.

В игре воспитываются привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.

Опираясь на то, что игра  – основной вид деятельности в дошкольный период, считаем, что сюжетно-ролевая игра – это форма организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы работы формировать личность ребенка, ее общественную направленность, познать окружающий мир.

  1. Одним из непременных условий реализации проекта является взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие  с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане формирования коммуникативных навыков и социальных отношений  у дошкольников через сюжетно-ролевую игру. 

С родителями осуществлялась следующие формы работы

 информационно-ознакомительная форма работы – в родительском уголке представлены папки  «Общие задачи развития ребенка в сюжетно-ролевой игре», « Игры и игрушки  у ребенка старшего дошкольного возраста в вашей семье» «Роль игры в жизни ребенка» «Как привить ребенку любовь к чтению», «Вместе весело играть».

 Эта форма работы была  направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста через организацию и проведение сюжетно-ролевых игр социальной сферы.                                                                                                   Привлечение родителей к проектной деятельности способствовало созданию дружеской атмосферы в семье: сблизило родителей и детей общими интересами при подготовке атрибутов к играм, совместному чтению художественной литературы,  посещению семьей кафе, а также  написанию и оформлению бандеролей для членов семьи.

Мы считаем, что работа с родителями  по проекту помогла лучше изучить родителям характер ребенка, понять интересы, потребности складывающейся личности.

  1. Ожидаемый результат в конце проекта 

У детей возрос  интерес к сюжетно-ролевой игре

Расширились знания о труде и профессиях работников кафе, почты, ателье, библиотеки.

 

Дети приобрели опыт, умения играть вместе, сообща, проявляют доброжелательность, соблюдают культуру  поведения, взаимоотношений, создают различные игровые сюжеты, благодаря чему у них улучшилось воображение, фантазия, внимание к окружающей действительности, 

В игре у детей появились первые ростки дружбы, общие переживания.

  В процессе проведения сюжетных игр, к концу проекта 

 дети      договариваются с партнерами по игре о создании игрового замысла; вносят предложения по его совершенствованию.

Отбирают и придумывают сюжеты для игры; объединяют несколько отдельных сюжетов в общую смысловую линию; вносят изменения в сюжет в ходе игры.

Взаимодействуют с партнерами по ходу игры, подчиняются правилам, анализируют игровой процесс, корректируют ролевые действия и правила игры.

-Появился опыт диалога со сверстниками,   обогатился словарный запас,  

Дети научились вести структурированную информативную беседу.

Дети бережнее относятся к  игровым атрибутам, игрушкам. 

  1. Свою работу мы выстроили в соответствии с этапами развития сюжетно-ролевой игры ( этапы на экране)

Знакомство детей с сюжетно-ролевыми играми начали с предварительной работы. Для этого    определили формы работы с детьми: 

Информационно – познавательные беседы.

  • Речевые игры, Д/игры
  • Чтение художественной литературы.
  • Работа с родителями – подготовка атрибутов к игре.
  • Просмотр видеороликов.
  • Художественный труд (изготовление атрибутов)
  • Экскурсии

На первом этапе работы мы провели беседы и посмотрели презентации о профессиях работников кафе, почты, библиотеки, ателье, о труде взрослых в сфере обслуживания. В дидактических играх закрепляли правила поведения в общественных местах. Чтение художественной   литературы способствовало  расширению кругозора детей о различных профессиях,  закреплению правил поведения  в    общественных  местах.                                                                                                                           7. На  втором этапе, при подготовке к сюжетно-ролевым играм, в совместной деятельности мы с детьми изготовили различные атрибуты к каждой игре, например для игры в «Кафе» картинки «Меню», карточки готовых блюд.

  1. для игры «Почта России» приготовили конверты с марками, открытки, штампы, почтовый ящик, сумочки с деньгами для клиентов почты. Большую помощь при подготовке к игре оказали родители: дома, совместно с детьми изготовили посылки, бандероли. Помогали детям написать письмо другу.
  2. Для игры «Библиотека семейного чтения» изготовили детские формуляры,  закладки для книг,  организовали «Книжную мастерскую» по ремонту книг, оформили выставку книг в книжном уголке. В свободной деятельности дети рисовали иллюстрации к любимым произведениям.
  3. Мы знакомили детей с различными художественными произведениями,  разных  жанров и стилей, тем самым расширяя  читательский   кругозор детей  и  на  этой основе  решали  целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Наши родители стали помощниками в организации библиотеки в группе при проведении акции «Подари книгу детскому саду».
  4. Для игры «Ателье» родители принесли  для нас разные виды  ткани,  мы вместе с детьми  сделали  бумажные  выкройки, образцы  ткани и ниток, папку «Модели сезона».

По нашей рекомендации родители вместе с детьми посетили почту, кафе, ателье, библиотеку.

  1. На третьем этапе обучали детей ролевым действиям. На четвертом этапе дети  уже самостоятельно выбирали роли и обыгрывали сюжет игры, согласно своему замыслу. Реализовывали сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Предварительная работа помогла обогатить развитие сюжетных линий в каждой игре. Дети с интересом включались в игру.

  1. 13. так играя в игру кафе «Вкусняшка» дети узнали, что посетители кафе –это гости. 

14.Выполняя роли официанта, кассира, повара, дети учились проигрывать взятую на себя роль,  взаимодействовать друг с другом.

  1. Играя, дети  выполняли игровые действия с  современными игрушечными предметами быта: тостер, кофеварка, кофемолка, блендер, миксер, микроволновка, электрический чайник, посудомоечная машина. 

 

Почта.

16 .В настоящее время такая профессия, как почтальон малознакома детям. 

Дети видят, что для связи используется интернет ресурсы, мобильная связь, а, что такое письмо, написанное на бумаге, отправленное по почте, дети не знают, Получение через почту периодической литературы, заменяет покупка ее в магазине, а современные операторы почтовой связи работают на компьютерах.

  1. Мы решили провести сюжетно-ролевую игру «Почта» и проиграть эпистолярный жанр, чтобы улучшить, обогатить и развивать взаимоотношения детей  в игре.

Перед началом игры проводилось обучение игровым действиям:

– упаковывать посылки

-Сортировать письма и газеты

-Клеить аккуратно марки

-Раскладывать почту по ящикам.

  1. -Взвешивать посылки

-Отвечать на телефонные звонки.

-доставлять почту.

  1. Проигрывая разные роли – почтальона, оператора дети получили 

представления о труде работников почтового отделения.

В процессе игры мы постоянно побуждали детей к общению друг с другом, развитию диалогической речи, что способствовало обогащению словаря детей.

  1. В дальнейшем дети к праздникам и дню рождения друг друга стали делать небольшие подарки, оформляя их бандеролью, письмом или открыткой, что способствовало межличностным отношениям дошкольников.

 

Библиотека 

  1. . В современном мире изменился способ получения информации. 

Всё чаще люди обращаются к электронным источникам, интернету. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.

Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения.

   Мы организовали экскурсию в библиотеку семейного чтения, во время которой дети увидели, что в современном мире услуги библиотеки расширились,  в библиотеке есть электронная картотека, интерактивные ,  мультимедийные  доски, на которых дети с удовольствием позанимались.                                                                                                                

  1. Экскурсия в библиотеку способствовала расширению и систематизации знаний детей о работе библиотекаря, воспитанию уважительного отношения к труду работников библиотеки. 
  2. Организаторские способности дети продемонстрировали при распределении ролей для игры «Библиотека».  Посетителями библиотеки были не только дети, но и дети в роли родителей, которые совместно с ребенком посещали «Библиотеку семейного чтения».                                                                                                                                 24. Играя в сюжетно-ролевую игру, дети – читатели  выбирали  на книжных полках книги по жанру. 
  3. Библиотекари  заполняли формуляры читателей, предлагали книги для чтения, с читателями закрепляли правила бережного отношения к книгам, как источнику знаний.
  4. Приобщение детей к чтению осуществлялось в ходе игры через посещение организованного в книжном уголке детьми читального зала. В ходе игры дети проявляли самостоятельность, активность.

Ателье 

  1. 27. К Новогоднему празднику мы с детьми примеряли костюмы, и дети отметили, что все костюмы разного размера, что они сшиты индивидуально на каждого ребенка. У детей появился интерес, где  можно сшить одежду.

Мы решили расширить представления детей о процессе создания  предметов одежды и познакомить с профессиями работников ателье.

  1. В  предварительной работе познакомили детей с некоторыми свойствами ткани: прочность, лёгкость, сминаемость,  чтобы дети в процессе игры могли выбирать ткань для необходимого изделия. Научились подбирать нитки, пуговицы, молнии по цвету к ткани.
  2. 29. Игру проводили в три этапа: сначала дети учились заказывать одежду для себя, 
  3. 30. Затем заказывали шить одежду куклам, 
  4. 31. и русские народные костюмы для праздника. Проигрывая разные роли работников ателье, дети самостоятельно вносили свой стиль взаимодействия и выполнения игровых действий.

Участники игры брали на себя роль, соответствующую своим интересам и склонностям. 

  1. В игре дети проиграли все роли работников ателье:                                                  приёмщик, закройщик(кроит), 
  2. 33. Оператор швейного оборудования,
  3. 34. Мастер по ремонту швейного оборудования, Утюжильщик (гладит),
  4. Беседы и просмотр видео о профессиях работников ателье, помогли детям выполнять ролевые действия, применяя игровые атрибуты – швейную машинку, лекала, сантиметровую ленту, линейки, отвертки для ремонта машинки, что позволило обогатить сюжет.

36  К концу проекта  у детей появилась самостоятельно развёрнутая детская сюжетно-ролевая игра, объединённая с другими сюжетно-ролевыми играми.

Например, играя в «Дом-семья» возникла потребность сходить на почту и отправить бабушке посылку.

 

Разыгранные с детьми сюжетно-ролевые игры имели продолжение в самостоятельной деятельности детей. По нашим наблюдениям за самостоятельной игровой деятельностью детей увидели, что

  во время самостоятельной игры в «Ателье», дети сказали, что швейные машинки могут сломаться  во  время работы и нужен мастер, который их починит. Так возникла новая роль в игре мастер по ремонту швейного оборудования. Самостоятельно в ходе игры в «кафе», дети  организовали игру «Пиццерия.», добавив роль доставщик пиццы.

Мы считаем, что сюжетно – ролевая игра имеет большое значение в освоении социальных отношений и социальных  ролей , социальной адаптации ребенка дошкольника, реализации его возможностей в будущем.