Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Сулпан» городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

УТВЕРЖДЕНО: Методическим советом 

МАОУДО «ЦДТ «Сулпан» 

ГО г. Уфа РБ

«__» апреля 2024 года

Протокол № _3_ 

Методические рекомендации

«Как создать диагностический инструментарий для программы?»

                                                  (опыт разработки)

Разработал педагог дополнительного образования:

                                                               Григорьева Елена Александровна 

Уфа 2024

 

Передо мной, как перед вновь принятым педагогом, была поставлена задача: разработать программу по своему направлению обучения, а к ней приложить диагностический инструментарий ее усвоения. Оценка качества усвоения программного материала – неотъемлемая часть образовательного процесса. Это главный показатель результативности обучающихся.

Моя дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп» включает в себя разделы бисероплетения и лепки из воздушного пластилина. На данный момент такой программы в учреждении не было. Я ознакомилась с массой публикаций в Интернете и пришла к выводу, что овладение диагностическими методиками значительно расширяют компетентность педагога. 

Очень важно правильно выбрать критерии оценки и установить уровень, от которого определяется рост знаний обучающихся. Ведь дети приходят с различными знаниями, кто-то еще никогда не пробовал этот вид деятельности, а у кого-то уже есть навыки, и он пришёл учиться чему-то более сложному.

В процессе составления учебной программы дополнительного образования «Калейдоскоп» по направлению бисероплетение и лепка я разработала систему оценки процесса усвоения программы. При этом я руководствовалась собственными знаниями в области бисероплетения и лепки, а также нормативным документом “Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р)”.

Для удобства и доступности оценки усвоения учениками знаний, умений и навыков, предоставляемых программой, я выбрала следующие параметры.

  1. Организация рабочего места, техника безопасности  при работе с материалом и инструментами.

Правильно организовать рабочее место и знать технику безопасности важно не только потому, что безопасное хранение рабочих инструментов отвечает основам безопасности жизнедеятельности. Удобное расположение инструментов и материалов на рабочем столе обеспечивает быстрый доступ к ним и значительно облегчает работу, сокращает время создания поделок.

  1. Работа над эскизом, над схемой изделия.

Чтение схемы изделия является основой изучения бисероплетения, так как оно предполагает создание упорядоченной, повторяющейся структуры из нитей, лески или проволоки и орнамента из нанизываемого бисера. А работа над панно из пластилина также может начинаться с карандашного наброска, по крайней мере для обучающихся этому ремеслу, поскольку, чтобы реалистично изобразить предметы окружающего мира, необходимо передать на бумаги их пропорции, форму, а также игру света и теней. Всё это проще сделать при помощи корректируемого карандашного рисунка. 

  1. Нанизывание бисера на леску или проволоку, создание базовых форм из пластилина.

Я выбрала, казалось бы, такой простой показатель не безосновательно. Дело в том, что дети, только-только начавшие учиться бисероплетению, особенно младшего возраста, сначала не могут справляться с низанием бисера, с трудом берут маленькие бусинки и надевают на леску, пользуясь пинцетом, и только в процессе обучения приобретают навык ловкого низания. А поскольку изготавливаемые изделия всё усложняются, быстрое и ловкое нанизывание бисера — необходимое требование для успешного и быстрого изготовления сложных поделок. То же самое с изделиями из пластилина. Каждая поделка начинается с создания простых форм: шариков, жгутов, цилиндров. Если научиться быстро лепить эти формы, можно на их основе легко создавать сложные фигурки.

  1. Сочетание цветов.

Для создания изделия, представляющего художественную ценность, необходимо знание основ цветоведения и гармоничного сочетания цветов, чтобы изделие как из бисера, так и из пластилина выглядело красиво и эффектно. Поэтому на уроках дети учатся гармоничному сочетанию цветов.

  1. Владение основными способами, приёмами и базовыми техниками плетения из бисера, лепки сложных составных форм из пластилина.

В процессе обучения по программе “Калейдоскоп” изделия из бисера и пластилина всё усложняются. Но основные виды плетения, такие как “крестик”, “мозаика” “параллельное” и “петельное” плетение на проволоке, ложатся в основу сложных композиций. Также в лепке: статуэтки состоят из отдельных элементов, которые можно создать на основе базовых форм. Поэтому владение базовыми техниками плетения без потребности обращаться к схемам является неотъемлемым условием усвоения программы и достижения мастерства в бисероплетении и лепке.

Каждый из перечисленных критериев оценивается по пятибалльной системе –

от состояния «не владеет» до состояния «владеет навыком самостоятельно»

В связи с большим количеством направлений, которое я преподаю кроме дисциплин, включенных в программу «Калейдоскоп», я разработала программу на 1 год обучения. Однако поскольку повышения от базового уровня образования до углублённого предполагает усложнение требований к изучаемому материалу, при составлении диагностической карты для 2-го года обучения я буду учитывать это требование и переходить от модели критериев «ученик научится» к модели «ученик получит возможность самостоятельно научиться».

Например, можно будет включить в критерии диагностики ЗУН вместо пункта «Владение основными способами, приёмами и базовыми техниками плетения из бисера, лепки сложных составных форм из пластилина» пункт «умение самостоятельно учиться понимать сложные схемы плетения и работать по ним, умение самостоятельно учиться создавать сложные формы из пластилина на основе базовых форм». Также можно включить более сложные параметры оценки усвоения программы, такие как способность самостоятельно придумывать схему изделия из бисера либо модель фигурки из воздушного пластилина и реализовать её через создание изделия.