Данилова Н.А._Приложение 2_Презентация_Развитие ловкости

Аннотация

Описанный опыт направлен на развитие у детей качества ловкость. Данное качество формируется через игровые упражнения, игры и движения с мячом.

Этому есть подтверждение в научных разработках исследователей и психо-физиологов.

В опыте представлены способы улучшения показателей ловкости у ребенка. Вся работа с детьми построена в два возрастных этапа и рассчитана на детей с различным уровнем физического развития. В играх с детьми используются мячи разного размера, веса, материла, из которого они изготовлены.

Приведены примеры основных движений по возрастным группам, а также примеры игровых упражнений с мячом с различной степенью усложнения.

 

Ключевые слова: мяч, ловкость, игровое упражнение.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Яранска Кировской области

Формирование психофизического качества ловкость через игры и игровые упражнения с мячом

Данилова Наталия Анатольевна,

инструктор по физической культуре

Детство – это уникальный насыщенный многосторонним развитием период жизни человека. Одна из загадок детства заключается в том, что приобретенный навык закрепляется так прочно, что остается с человеком на всю жизнь. Пусть ребенок успеет освоить как можно больше физических упражнений, пусть пробует, учится, побеждает. Этот опыт он непременно возьмет с собой и в другие сферы жизни, будет расти ловким, подвижным, спортивным ребенком. Наблюдая за детьми в течение занятий, я заметила, что дети недостаточно ловки, плохо ориентируются в окружающей обстановке, недостаточно развита моторика рук (дети роняют инвентарь, не могут увернуться в игре, падают на ровном месте). Уровень развития ловкости играет большую роль в двигательной деятельности ребёнка, где необходимо умение приспосабливаться к изменяющейся обстановке. В соответствии с Федеральной Образовательной Программой дошкольного образования одной из основных задач образовательной деятельности в области физического развития является – формирование психофизических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Ловкость – это завершающий этап овладения ребенком движениями. Ловкость формирует у детей точность, ритмичность, согласованность отдельных движений, ориентировку в пространстве, чувство равновесия, умение подчинять свои действия внезапным изменениям обстановки. Советский психо-физиолог Н.А. Бернштейн изучал такое качество как ловкость, и он доказал, что ловкость тесно связана с работой коры больших полушарий и является качеством упражняемым. Ю. Лагранж писал: «Ловкость зависит прежде всего от точного согласования мышц, совершающих движение, управляет же мышцами и согласует их действие мозг». Наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ловкости – это дошкольный и младший школьный возраст. Исследователями Н.А. Фоминым, В.И. Лях, С.М. Михайловой установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте от 6-13 лет ловкость не только прекращает процесс развития, но и нередко ухудшается. И если был упущен этот период, то после окончания школы ловкость практически не поддается совершенствованию. Это обязывает педагогов целенаправленно развивать данное психофизическое качество у детей дошкольного возраста.

К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх, координированно выполнять двигательные действия.

Есть два основных пути, следуя которым, можно улучшить показатели ловкости у ребенка:

1) ввести в его жизнь новые упражнения для развития ловкости, постепенно их усложняя;

2) усложнять уже знакомые ребенку упражнения, изменяя привычные условия для их выполнения.

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, чем лучше ребенок владеет мячом, тем выше у него показатель ловкости. Такой ребенок легко изменяет направление бега в игре, быстрее реагирует на изменение в обстановке, меньше совершает промахов и никогда не падает. Мяч является самой доступной игрушкой для ребенка. Его можно взять с собой на прогулку, на пляж, игры с мячом интересны и увлекательны.

Игры и упражнения с мячом развивают не только ловкость, но и точность, гармоничность, согласованность, меткость, глазомер, выразительность движений, пространственную ориентировку. Укрепляют мышечную силу, усиливают работу важнейших органов, воспитывают выдержку, коллективизм, справедливость, умение считаться с другими. Для дальнейшей работы ставлю цель – создание условий для развития ловкости детей дошкольного возраста на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приёмы, способствующие развитию ловкости детей дошкольного возраста через игровые упражнения и игры с мячом.
  2. Ввести данные игры и упражнения в повседневную жизнь детей.

Работу по развитию ловкости делю на два этапа. Первый этап – подготовительный – предполагает работу с детьми младшего дошкольного возраста. Игровые упражнения, которые использую в младшем дошкольном возрасте, служат основой для развития ловкости в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Маленькому ребенку для игры требуются мячи большего размера – их диаметр не менее 20 см.

В младшем возрасте учу детей бросать мяч вверх и об пол; через шнур; прокатывать мяч друг другу в ворота, и между кеглями, по скамейке и наклонной доске. Учу бросать мяч в парах. Не требую от ребенка точного броска, главное, чтобы ребенок бросил мяч с силой. Для этого использую упражнения: «Кто дальше бросит», «Добрось до меня», «Докати до мишки». Для поддержания интереса, мотивации к действиям с мячом использую зрительные ориентиры: игрушки, фишки.

 На втором, основном этапе, а он начинается со средней группы, ставлю цель – развитие психофизического качества ловкость. В средней группе при катании мячей добиваюсь правильного отталкивания мяча обеими руками, придавая движению нужное направление. Для этого использую в своей работе такие игровые упражнения: «Сбей кеглю», «Прокати точно по дорожке», «Отбей одной рукой», «Кто дальше бросит мяч из-за головы» и т.д.

В среднем возрасте учу бросать мяч из-за головы, подбрасывать мяч вверх и ловить его после отскока от пола, перебрасывать мяч друг другу стоя в круге. Учу детей ловить мяч пальцами, не прижимая к себе, отбивать мяч от пола. В старшем дошкольном возрасте предлагаю отбивать от пола мяч   из разных исходных положений (стоя на коленях, сидя или стоя на скамейке). С детьми старшего возраста использую игры: «Кого назвали, тот и ловит», «Вызови по имени», «Обгони мяч», «Мяч водящему». В подготовительной группе использую упражнения с мячом для пинг-понга, теннисным мячом. Применение мячей различных по размеру, материалу, весу поддерживает интерес детей к двигательной деятельности. Приведу примеры игровых упражнений, которые вызывают у детей наибольший интерес.

Так в игровом упражнении «Не урони мяч» дети строятся в два круга и передают мяч по кругу, не пропуская игроков. Побеждают те дети, которые   уронили мяч меньшее количество раз. Но развивает ли это ловкость? Повторение хорошо освоенных действий развитию ловкости не способствует. Поэтому я усложняю данное упражнение:

-увеличиваю количество мячей в игре;

-ввожу в игру мячи разные по размеру;

-увеличиваю вес мяча (использую набивные);

-изменяю темп игры (в виде соревнований).

Намного сложнее игра становится, если проходит в быстром темпе. В данном игровом упражнении развиваю ручную ловкость, мелкую моторику рук, необходимую для успешного обучения в школе. Упражнение «Успей подпрыгнуть». Два участника, сидя на корточках, прокатывают друг другу мяч, третий участник старается перепрыгнуть через катящийся мяч. По команде участники игры меняются местами. Упражнение станет сложнее, если увеличить размер мяча, или уменьшить расстояние между игроками. (Предлагаю мяч большего размера). В данном упражнении ребенку необходимо не только подпрыгнуть, но и правильно рассчитать время прыжка, вовремя совершить поворот вокруг себя, то есть суметь сориентироваться. Детям с низким уровнем физического развития предлагаю перепрыгивать через мяч меньшего размера.

Следующее игровое упражнение «Мяч в игре». Для данного упражнения дети делятся на пары по желанию.  Один участник в паре отбивает мяч от пола 4 раза. Второй участник должен успеть подхватить мяч и начать отбивать. Выигрывает та пара, где мяч продержался в игре как можно дольше. И это упражнение можно усложнить: участников можно посадить на стульчики напротив друг друга, а можно поставить на скамейку. Данное упражнение развивает кисть, чувство мяча, координацию движений. В целях познавательного развития детей, традиционными стали сюжетные занятия: «Как мяч прыгать научился» (средняя группа), «Какие бывают мячи» (старшая группа), «Посещение выставки мяча» (подготовительная группа).

Опыт работы по использованию упражнений с мячом даёт положительные результаты. Согласно диагностике у детей подготовительной группы на 5% увеличился уровень освоения программы по физическому воспитанию. Увеличилось количество победителей и призёров районных спортивных соревнований, фестивалей («Мы выбираем ГТО», «Моя семья», смотра юнармейских отрядов и др.) Педагогические наблюдения показывают, что дети стали более выдержанными, сопереживают друг другу, умеют считаться с другими, стали решительными, уверенными.

Современный мир изменяется, ритм жизни становится стремительнее, чтобы прожить в нем успешно, достичь определенных целей, человеку без ловкости будет непросто. Дошкольникам, как и взрослым, необходимо научиться реагировать на смену условий, переключать внимание. Это касается повседневной жизни, игр, спортивных соревнований – ребёнку необходимо быть ловким, чтобы достойно выйти из любой ситуации.