Сценарий театрализованной постановки
«Дети БЕЗ будущего»
Автор: Макарова Светлана Валерьевна.
Сценарий по мотивам художественных фильмов:
«Мы из будущего» реж. Андрей Малюков
«Список Шиндлерав» реж. Стивен Спилберг
«Судьба человека» Сергей Бондарчук
Возрастные ограничения 12+
Оформление постановки: свет, звук, видеопроектор
Действующие лица:
Подростки – Борман, Катя, Ботаник, Спичка;
Массовка – дети и подростки в возрасте от 4 до 12 лет.
1 сцена «Мы из будущего»
Играет музыка «День Победы». На экране проектор выводит сцену праздника: парад Победы, салют, общее веселье. На сцену выбегают подростки в праздничных одеждах, все веселые. Один из молодых из них раздражён и сердит (Борман).
Борман – Достали уже! Сил больше нет моих! В школе учат, предки учат, дед вообще под старость из ума выжил.
Катя – Эй, Борман, че бузишь? Праздник же! На расслабоне …
Борман – Да достали со своим праздником! Вот почему я должен про эту войну слушать?! Старик целый вечер вчера загонял про то, как он босиком пол Европы к Берлину шел, батя в нос его ордена сует … Я возьми да скажи, что эту войну вообще америкосы выиграли! «Так, мол, и так …. Ты – то здесь, дед, причем?!» …. Ой, потом воплей дома было!!!! Думал, предки от бешенства лопнут. А старик целую ночь валерьянку глотал..
Ботаник – Ха! А дальше чё?
Борман – Извиняться пришлось, а то сегодня из дома не выпустили бы….
А за что?! Чё они ко мне все со своей победой прицепились? Тоже мне вояки! Подумаешь.
Ботаник – Эх, я бы тоже с удовольствием в настоящие танки погонял, а не в компьютерные. Вот им подфартило. Прикинь, Борман, едем мы с тобой такие на танке, а Катька нам патроны подает (смеются). А потом, прикинь, еще и орден получили.
Борман – Я, кстати, с утра, пока старик своимедали на грудь не нацепил, одну стырил! Смотри! (Достает орден).
Ботаник – Крутяк! Дай сфоткаться! Ну, дай!
Начинает выхватывать орден. В это время подкидывает его, а на экране крупным планом орден проецируется на экране. Орден падает. Свет гаснет.
На экране начинается кинохроника в обратном порядке. Бессмертный полк, современный парад Победы, День Победы 50 лет назад, парад Победы 45 года и начало войны. Показывают толпу пленных: женщины, дети, которых гонят в концлагерь. Свет включается, слышны отдельные выстрелы, лай собак, отдельный плач детей. На сцене без сознания лежат молодые люди. Девушки Кати с ними нет. Первый очнулся Ботаник. Рядом с ними немецкие «ежи», Ботаник тормошит Бормана.
Борман – Эй ты, чё разлегся? Это ты мне так по башке треснул? Борман, ты жив?
Борман – Эх, приложил ты меня! Было бы из-за чего драться – из-за железки какой-то чуть друга не убил.
Ботаник – Да не трогал я тебя. А Катька где?
Борман – А я почем знаю? Где мы? Эх, башка трещит.
Слышна немецкая речь. С экрана на ребят надвигаются немцы с собаками и автоматами. Один из немцев «подходит» к ребятам, наставляет на них автомат, слышна автоматная очередь, свет в зале гаснет.
2 Сцена «Концлагерь»
На экране идут кадры детского концлагеря.
В это время через зал в полной темноте к сцене идут люди в чёрном в светоотражающих перчатках, которые руками показывают летящих к сцене птиц. На сцене тоже «летают птицы». С балкона в зрительный зал с двух сторон светят прожектора. Они высвечивают зрителей.
Все «птицы» поднимаются на сцену, они «летают», пытаясь вырваться на волю. Слышны отдельные автоматные очереди, после которых птицы поочерёдно исчезают, а вместо них высвечиваются номера – нашивки на одеждах.
Когда птиц не остаётся, включается свет. На сцене стоят дети – узники концлагеря с номерами на груди. Среди них Борман и Ботаник. Там же и Катя – она одета в красное современное пальто с номером. Свет гаснет, экран тоже.
3 Сцена «Крестик»
В тусклом свете на сцене е показывают спящих на полу детей. Слышен шум ливня. Дети спят раздетые. В углу сидят Борман, Ботаник и Катя, они одеты в робы, прижались друг к другу и пытаются согреться Катиным красным пальто. Их высвечивает луч.
Ботаник – У меня до сих пор в голове не укладывается. Неужели мы в прошлом? Война! Концлагерь! Как? Почему? Неужели это не кино? Может это сон? ОООООЙ, сыро-то как… Как они спать могут, когда вода вокруг?
Катя – Что вы наделали??? Это ты, Борман, во всем виноват! Кто орден у деда стащил? Железяка, железяка….. Вот тебе и железяка…. Это из-за него мы здесь…
Борман – А чё сразу я? Кто хотел танчики настоящие посмотреть?! Подфартило, подфартило… Как есть-то хочется! Сейчас бы пиццы горячей. А дома мамка сегодня праздничный ужин готовит. 9 мая отмечают.
Катя – Замолчи! Надо думать, что делать будем. Не оставаться же тут. У меня экзамен через 2 недели, готовиться надо. Мне аттестат портить нельзя плохой оценкой. Как же холодно здесь.
Голос из темноты (Спичка): Ребята, ползите сюда, здесь не так сыро. Только тихо, а то услышат, не поздоровится нам – овчарками затравят….
Вся троица ползком переползает к маленькому худому парнишке, он делится с ними маленьким клочком тряпки – «одеялом»
Спичка: Это ещё повезло, что не расстреляли вас. ЧуднЫе вы…. Девчонка в своём смешном пальте как с неба к нам свалилась – фрицы аж рот открыли от удивления. Нарядная, прям как … барышня. Немцы расстерялись: бегают, гогочут что гусаки и не поймут – отколь взялась? Не было никого – и на тебе! Прям чудеса… И вы тоже смешные…
Ботаник – Слышь, парень, помоги нам отсюда выбраться. Мне домой очень надо. Меня родаки прибьют, если я домой опоздаю, компьютера лишат.
Спичка: А кто такие родаки?.
Ботаник: Ну, это типа….. предки, черепа, родители. Как тебе ещё объяснить? Ммать с отцом! Вот кто!
Спичка: Странное какое имя – родаки! А я вот и не знаю как мою маму звали – я её никогда не видел. Но я ей своё имя придумал – МАМУЛЕЧЬКА! Я часто с ней разговариваю. Она, наверное, у меня самая красивая была! А папка, наверное, командиром был! Красной армии!
Ботаник (зло и хмуро) Каким ещё командиром?!!
Спичка (обиженно) Каким-каким!!!! Самым главным, конечно же!!! (вздыхает) И у меня имени нет. До войны в деревне тётеньки, что меня жалеюче подкармливали да растили, Спичкой прозвали, а в концлагере я просто номер 749. (Слышен лай собак и немецкая речь. Дети затихают, потом продолжают тихонько)
Катя: Эй, Спичка, а у тебя вообще никого-никого нет?
Спичка (радостно): Есть, конечно же! Смотри, у меня БОЖЕНЬКА есть!!! (показывает маленький деревянный крестик на верёвочке, Борман хмыкает)
Мне его тётка Маланя дала, когда немцы нас всей деревней в плен погнали и сказала, что он мне помогать будет.
Борман: И чего же тебе твой Боженька не помог, раз ты здесь очутился. Невезучий какой-то твой Боженька…
Спичка: Не говори так!!! Вот смотри: я жив? Жив!!! А тётка Маланья не дошла – старенькая была, фрицы забили. Моего земляка немецкие овчарки на части разорвали, по земле растащили, а мне только руку погрызли, да шрам на пузе оставили – вот, смотри! (показывает шрам)
Борман (с иронией) Да уж, везунчик.
Катя: Храни своего Боженьку, Спичка, не потеряй… .И память о тётке Маланье храни, Спичка. Помни её. Кто умеет память своих предков чтить, того беда не возьмёт. Это теперь я уж точно знаю.
Дождь закончился. Давайте спать, ребята….
.
4 Сцена «Дружба»
Прожектор выключается, мёртвая тишина… Слышен немецкий окрик, свет включается, дети начинают синхронно работать: на экране фон концлагеря, дети перетаскивают тяжёлые мешки, падают. Поднимаются. Помогают друг другу.
На фоне этой картины на авансцену выбегает Ботаник, кричит:
Третий день мы здесь…
А как год истёк..
Я не чую рук, я не чую ног!!!!
(снова работают)
Выбегает Борман:
Я в 15 лет стал седым как мой дед
А неделя в плену – это целый век…
Дед, за всё ты меня прости!
БОЖЕНЬКА! Спаси нас и сохрани!
(снова работают)
Медленно, без сил выходит Катя:
Вот и смерть за мною вдруг пришла
Две недели назад я такой не была….
Я умела смеяться, могла любить,
Не умела я только всё это ценить…
Не могу так больше я, не могу!!!
Моё детство осталось в фашистском плену….
Катя падает, к ней подходят Борман и Ботаник, поднимают её, забирают у неё из рук ношу, подставляют плечо. Вдруг Спичка что-то видит в стороне, начинает быстро раскапывать руками с краю сцены и «выкапывает» полбуханки чёрствого хлеба. Оглядывается, прячет за пазуху, шепчет Кате, Борману и Ботанику:
– Ребята, ребята, идите скорее сюда!!!
Все остальные дети синхронно уходят под музыку за кулисы.
Спичка: Глядите, глядите, что я нашёл!!! Немецкие овчарки хлеб не доели, в землю зарыли, а я откопал…. Смотрите, сколько!!!
Ботаник: Молодец, Спичка, сегодня у тебя будет пир! Уснёшь на сытый желудок.
Спичка: Конечно! Сегодня после отбоя, как все улягутся, у нас такой пир будет!!!
Ботаник: Ты чего же, Спичка? Сам от голода еле живой ходишь, а хлеб хочешь на четверых поделить?
Спичка: Почему же на четверых?! А остальные ребята? Всем! Поровну!
(Борман встаёт перед ним на колени, свет гаснет.)
5 Сцена «15 граммов хлеба»
Ночь. Темно. Слышно соловьиное пение, звуки весенней ночи. Дети на сцене не спят, слышен радостный шёпот: «Это мой хлеб!» и строгий голос Бормана :«Ещё твои 3 грамма. Забирай! Следующий».
Прожектор высвечивает Ботаника, который взвешивает хлеб с помощью самодельного устройства, рядом с ним Катя и Борман, которые раздают малюсенькие кусочки хлеба детям, которые выстроились в очередь.
Борман: Вот, Ботаник, вот голова! Как это он догадался? Да без весов и поровну?
Катя: А у него пуговица металлическая. Она ровно 3 грамма весит. Вот тебе и весы. Он в классе у нас самый сильный по математике. А тут как раз на каждого ровно по 15 грамм. 3 грамма лишних получилось, так он их Спичке отвесил. А то пропадёт пацанёнок, еле ходит… Только Спичке ничего не говори – есть не станет….
(Дети укладываются спать)
Сцена «Письмо маме»
(Прожектор высвечивает спящего ребёнка. Голос ребёнка за кадром:
-Дорогая моя мамочка! Я не могу написать тебе письмо… Я даже не знаю где ты сейчас, но каждую ночь тебе рассказываю как прошёл день! Представляешь? У нас сегодня был настоящий праздник! Да-да! Праздник! Мы…. Не поверишь!!! Мы кушали настоящий хлеб!!!! Мамочка, он такой вкусный. Правда он был весь грязный, потому что был закопан в земле, но я даже землю скушал, потому что она пахла ХЛЕБОМ!
Мамочка, у меня всё хорошо, я почти не болею. А вот сегодня утром похоронили ещё одну девочку. Она кашляла-кашляля всю ночь и не проснулась.
А днём один мальчик упал, когда мы работали и его загрызли немецкие овчарки.
Мамочка, а знаешь, мне каждую ночь снится, как мы с папкой ходили на рыбалку. А ты потом меня ругала, что я промочил ноги. Жаль, что папки уже с нами нет.
Мамочка, я ведь знаю, что ты тогда погибла в бомбёжке. Я видел как тебя уносили. И сестрёнка Машенька погибла. Я даже помню как осталась лежать на земле её маленькая туфелька. Я долгое время хранил её. А немцы отняли и выкинули….
Мамочка, а всё равно буду каждую ночь рассказывать тебе как прошёл мой день. Спокойной ночи, родная!
(Прожектор высвечивает на сцене женскую фигуру в тёмном, которая подходит к ребёнку на его голос и пытается убаюкать. Она мечется от одного голоса к другому)
Голос 1 ребёнка:
– Мама, мамочка, ты где?
Я скучаю по тебе!
Сегодня видел я во сне:
Бежал на встречу я тебе!
Меня ты крепко обняла,
Но началась тут вдруг война.
Голос 2 ребёнка:
Мамочка, во сне сегодня
Я была недолго дома…
Там был папа и вы все…
Жаль, что это всё во сне….
Голос 3 ребёнка:
Мама, ты всегда со мной,
Я хочу скорей домой
Голос 4 ребёнка:
Мама, милая моя,
Забери скорей меня!
Детские голоса в разнобой: Я хочу к тебе, мамочка. Домой. Я замёрз. Я хочу кушать. Я люблю тебя, мама!
Сцена «Евреи»
Свет гаснет. На сцене рассвет. Сидят Борман и Ботаник. К ним подходит Спичка:
Ребята, я такое слышал! Фрицы между собой говорили, что Катька ваша на еврейку похожа. Представляете?
Борман: И что?
Спичка: Как что? Не знаю почему ей волосы не обрили, наверное замешкались, когда она внезапно появилась. А теперь поздно – сообразили они. Что теперь будет-то с ней? Беда!
Борман: Да говори яснее – какая разница – какие у неё волосы…
Спичка: Ты что? Это ей ещё повезёт, если просто расстреляют. Скорее всего в лагерь смерти для евреев угонят, а там уж… Ой, Боженька, помоги Катьке!
Ботаник: Прав ты, Спичка. В годы Второй мировой войны нацисты преследовали и массово уничтожали людей разных национальностей, но в основном жертвами Холокоста стали евреи. Холокост означает “всесожжение».
(На экране, пока он рассказывает, идут кадры гонения евреев.)
Исторический факт – за годы Второй мировой войны погибла треть евреев мира, около 6 млн человек. Нацисты не щадили ни взрослых, ни стариков, ни детей. По указу Гитлера – еврейская нация полностью подлежала истреблению. В 1945 году, когда наступающие союзные войска вошли в эти лагеря, их взору открылись страшные последствия фашистской политики: сотни тысяч голодных и больных заключенных, запертых в помещениях, газовые камеры, крематории, тысячи братских могил, а также документы, описывающие ужасающие медицинские эксперименты, фото замученных до смерти людей и многое другое.
Спичка: Откуда ты всё это знаешь???
Ботаник: Историю учил, Спичка. Из будущего мы… у нас уже давно 21 первый век наступил. А к вам мы по своей глупости попали…
Спичка: Вот это да. Будущее! Ребята, а война скоро закончится?
Борман: Не скоро ещё, Спичка. Для вас не скоро. Но война обязательно закончится. 9 мая 1945 года придёт долгожданная Победа! Советские войска окончательно разгромят фашистскую Германию. Историю, Спичка, не перепишешь…. Мы обязательно победим! НАШ народ победит! Это ВЫ, Спичка, ВАШЕ поколение стало победителями!!!!! (тишина)
С Катей что теперь делать будем, ребята? Нельзя ей здесь оставаться. Нельзя. Надо ей волосы остричь – может, не заметят фрицы?
Уходят.
Сцена «Красное пальто»
На сцене идёт хореографическая композиция, во время которой Катя выходит на сцену без волос. В это время её уводит немецкий солдат. Она возвращается и вышивает себе на красном пальто нашивку – жёлтый крест. После чего её забирают. Из-за кулис выбрасывают на сцену краснное пальто с нашивкой.
Сцена «Орден»
Внезапно слышны звуки бомбёжки взрывов и боя. Дети кидаются врассыпную. На сцене остаются Борман, Ботаник и Спичка. В руках у Ботаника Катино пальто.
Ботаник: Бежим отсюда! Самое время, пока фрицы нас не заметили.
Борман: А Катя? Как же мы без неё?!! Как???
Ботаник: Неужели ты так ничего и не понял? Если мы вернёмся в своё время, Катя, по теории вероятности, уже будет там – живая и невредимая. Но чтобы это получилось, нам надо найти потерянный дедов орден, без него нам обратного пути нет! И Катю мы можем спасти только если вернёмся обратно. Побежали, пока идёт бой!
Борман: Спичка, а ты как же? Я не могу тебя оставить здесь, бежим с нами.
Спичка: Нет, ребята, мне с вами нельзя. У каждого своё время. Наше поколение рождено, чтобы вы – наши потомки, жили счастливо! Бегите, ищите орден, а я внимание немцев пока на себя отвлеку. Слышишь, Борман, возьми с собой моего Боженьку – он вам обязательно поможет! (отдаёт свой крестик)
Борман (плача, с надрывом) Меня Витька зовут. Слышишь!!? ВИКТОР я!!!!!
Спичка: Хорошее у тебя имя. Виктор – это победитель! Бегите! И храните моего Боженьку….
(ребята убегают, кричат «Прощай!» В это время слышна немецкая речь, выстрелы, Спичка падает на пол…. После чего голос за кулисами: «Витька, я нашёл его! Орден! Вот он! Смотри!!!!» Свет гаснет. Тишина.)
Сцена «Возвращение домой»
Зажигается свет на сцене. Молодые люди лежат на полу, в руках у Ботаника красное пальто. Кати с ними нет. Вновь слышна музыка «День Победы», звуки праздника. Борман молча уходит за кулисы и возвращается с гвоздиками в руке. Выходитна авансцену и встаёт на колени, бережно держа в руке орден и крестик. Рядом с ним стоит Ботаник с красным пальто в руках. На экране крупным планом лицо ветерана.
Борман:
Я тебя на коленях о прощенье молю,
Ты прости, ветеран за обиду мою,
Ты прости за слова, что сказал я в сердцах,
Ты прости за неверие, глупость и страх.
Помню подвиг я твой и тобою горжусь,
Ты прости меня, дед! Перед тобой повинюсь!
Мы в гранит облачим ваши все имена,
Помнит вас и гордится родная страна!
Орден твой как святыню я стану хранить,
О прощенье тебя на коленях молить.
Мы – потомки твои, продолженье твоё…
Ты прости меня, дед, за неверье моё….
В это время на сцену выходит Катя. К ней кидаются Борман и Ботаник.
Катя: Ребята, вы куда пропали? Что случилось? Я вас нигде найти не могу…
Ботаник: Катя, Катя, ты жива?! Катюша, родная моя!!!
Катя: Да что это с вами? Я все дворы обежала, дома у вас была. Так и не поняла – куда вы делись.
Борман: Так ты ничего не помнишь?
Катя: Конечно же, помню. Гуляли с вами по площади, веселились, вдруг поворачиваюсь, а вас нет….. и телефоны не отвечают. Я, Борман, к тебе домой, а там, а там……Родители тебя везде ищут. Ты прости за такую новость. Прадедушка твой сегодня… в общем, нет больше его с нами.
Музыка обрывается, на экране высвечиваются слова «Мы помним, мы гордимся». Все трое молодых людей разворачиваются спинами к зрителям под метроном, разворачиваются обратно и в их руках фотографии «Бессмертного полка». В это время под музыку из зрительного зала начинают выходить дети и взрослые с фотографиями в руках. Они заполняют всю сцену и расстояние перед сценой, а в это время с проектора к зрителям «устремляется» огромный «Бессмертный полк».
В центре стоят трое главных героев и обращаются в зал: «Они умирали стоя, чтобы не жили стоя на коленях!»