Из опыта работы группы раннего возраста №1 «Капельки»

 «Ритуалы и традиции»

Воспитатель: Сухоева Римма Михайловна

                   

(Слайд 1)   Большую роль в создании образовательного  процесса для детей раннего возраста  имеет уклад жизни в группе детского сада, которую он посещает, ее традиции и ритуалы. 

Проектирование постепенного введения, расширения традиций и ритуалов, обеспечивает успешную адаптацию ребенка в новых для него условиях детского сада.

(Слайд 2) Актуальность этой задачи возрастает в современных условиях в связи с особенностями окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит «живого общения». Практика показывает, что в последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет) и высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения общения детей со взрослыми и сверстниками. 

 В моей педагогической практике группы детей были с 2- х лет. А это как правило дети уже говорящие. В этом учебном году я впервые набрала детей с году. Многие малыши приходят в детский сад, не владея речью, что создает трудности для ребенка. 

       Попав в новую среду, ребенку приходилось усваивать новые модели поведения, освоить новые для него формы человеческих отношений. Каждый ребенок – неповторимый, особенный. Таких разных и непохожих детей может объединить что–то значимое для каждого. Этим значимым, объединяющим вокруг себя всех могут и должны стать ритуалы и традиции детской группы. 

 (Слайд 3)  Ритуал – это установленный порядок действий. 

Традиция – это события, следующие одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, год за годом и то, что они соблюдаются несмотря ни на что. 

   Ритуалы и традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей и позволяющее ребенку почувствовать свою принадлежность к коллективу группы, войти в рабочий ритм, устанавливать доброжелательные отношения со всеми детьми, а в этом возрасте прежде всего со взрослыми.

     Многие традиции и ритуалы, которые соблюдаются не первый год с успехом в нашем детском саду, стали частью образовательной деятельности и в группах раннего возраста. 

      Каждая такая традиция в моей группе прежде всего направлена на сплочение родителей и соответственно детского сообщества.

 Создавая комфортные условия для родителей и детей в образовательном пространстве группы, мы решаем задачи основной образовательной программы.

      Работа в этом направлении начинается с первых дней пребывания ребенка в детском саду. 

      В первые дни в детском саду дети осторожно идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Поэтому в эти дни знакомства с родителями и детьми, в процессе общения, в играх нам, мы, как воспитатели, старались установить доверительные личные контакты, проявляли индивидуальную заботу и оказывали помощь родителям и детям, старались быть надежной опорой для каждого воспитанника. 

Этот период очень важен всем участникам образовательного процесса: детям, родителям и воспитателям для того чтобы сложилось взаимное доверие в самом начале нашего дальнейшего сотрудничества.

Все первое полугодие мы стремились помочь родителям и детям, как можно быстрее и безболезненно освоиться в новых условиях, почувствовать детям себя защищенными и уверенными.

А уверенным и доверчивым малыш будет тогда, когда поймет и почувствует, что его здесь любят и ждут. 

(Слайд 4)  Одним из ритуалов нашей группы является ежедневный ритуал «Утро начинается с улыбки», которое настраивает детей на спокойное, веселое дальнейшее пребывание в группе.  Каждого воспитанника мы встречаем в приемной только с улыбкой и спокойной речью приглашаем в группу.

 (Слайд 5) Ритуал «Льется чистая водица, не пора ли всем умыться». Процесс умывания мы всегда сопровождаем художественным словом (потешки и стихи). Это помогает закреплять алгоритм умывания, способствует формированию связной речи, обогащает словарь, развивает эмоциональную сферу ребенка. Дети с удовольствием умываются, повторяют и приговаривают за воспитателем.

 (Слайд 6)  Традиция «Вместе веселее». Занятия любимым делом. Для этого в группе сдвигаем несколько столов вместе, и дети с воспитателем    садятся за столы, чтобы позаниматься своим любимым делом: рисовать, смотреть книжку, играть со строительным материалом, собрать пирамидку или матрешку. Это традиция очень им нравится. Они общаются между собой, конечно пока по-своему (лепечут), но они друг друга понимают. При этом они стараются не мешать друг другу, а наоборот мы видим, что они помогают, если что – то не получается.

С возрастом меняются потребности детей. Многому они уже научились. Меняются их потребности в играх и игрушках.  У каждого дома и в группе имеются любимые игрушки. 

 (Слайд 7)  С этого года мы будем традиционно проводить «Встречи с любимой игрушкой». Родителям предлагаем принести любимую игрушку ребенка. Все игрушки располагаем в одном месте. И с помощью взрослого детки рассказывают, а скорей всего показывают, как можно играть с игрушкой, разрешают поиграть другим детям. Дети учатся делиться своим сокровенным.

 (Слайд 8) Традиция «Сказка в гости к нам спешит» – к нам в гости приходит сказка. В этот день во вторую половину вместе с музыкальным руководителем мы показываем театрализованное представление для своих малышей. 

Сказки для детей все знакомые. Представление происходит рядом с детьми. Используем разные театры (пальчиковые, настольные, магнитный, плоскостной и др.). Постепенно и детей подключаем к действиям. Радость и открытость которые дети переживают можно наблюдать с самого начала представления. После представления дети стараются в игре передавать некоторые движения и мимику сказочных героев.

 (Слайд 9) Традиция «День рождения».  

Утром на шкафчике именинника, к его приходу прикрепляется   воздушный шарик. Первые радостные эмоции именинник получает с самого утра. А в группе воспитатель и все детки обнимают именинника. С детьми раннего   возраста используется традиционная хороводная игра «Каравай» и танцевальные игры под музыку с детьми.  

(Слайд 10) В этом году мы начали вводить традиционные календарные праздники. Наши малыши с удовольствием играли с Дедом Морозом, танцевали с Матрешкой и  маршировали как солдаты. 

(Слайд 11) Очень важно, чтобы родители поддерживали все начинания и были активными помощниками. Для этого мы запланировали и провели совместные досуговые мероприятия с родителями: 

  • Встречи с родителями по интересам 
  • Выставки семейного творчества. 
  • Помощь родителей в жизни группы и детского сада (участие в акциях, конкурсах и т. п.) 

(Слайд 12)   Родители с удовольствием и интересом участвуют в конкурсах внутри МБДОУ. 

Благодаря совместной работе с родителями на нашей площадке всю зиму жила сказка «Колобок». 

(Слайд 13)  Так же участвовали в акциях «Покормите птиц зимой» и «Огород на окошке». Родители изготовили кормушки для птиц. Поскольку наш детский сад находится в экологически чистом районе города, мы можем наблюдать большое количество птиц. 

(Слайд 14)   Мамы нашей группы изготовили вязаный пальчиковый театр и изготовили настольный театр.

(Слайд 15) Ежедневно на страничке нашей группы ВК рассказываем о том, как прошел наш день в саду и выкладываем в группе наглядную информацию (папки передвижки, буклеты, памятки и т.п) для обмена информацией по различным вопросам.

(Слайд 16)     Большую роль в успешной социализации детей играет развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует включению ребенка в разнообразную деятельность. В деятельности центров развития царит атмосфера психологической творческой свободы, реализовать свой выбор.

К концу учебного года для родителей планируем подвести итог и дать родителям возможность самим рассказать:     

  • Какие изменения произошли в жизни их детей (родители сами будут рассказывать о своих наблюдениях) 
  • Что было нового и интересного в группе, какие ритуалы и традиции стоит продолжить и возможно что-то предложат новое  

         А мы со своей стороны будем только поддерживать этот увлекательный процесс.