ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

 

Социально-образовательный проект

ТИП ПРОЕКТА 

Воспитание патриотических чувств для детей имеющих нарушение в речи 

«Голоса нашей Родины» 

____________________________ТЕМА ПРОЕКТА ______________________

Старшая и подготовительная

___________________________________________________

группа, в которой проводится проект 

2023-2024 гг.

Сроки реализации проекта

 Разработан: 

Учитель-логопед

Тузова Таисия Николаевна

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование главы Стр.
I. Введение 3
II. Актуальность проекта 4
III. Цели, задачи. Ожидаемые результаты проектной деятельности Продукты проекта 5
IV. Аннотация проекта 6
V. Этапы реализации проекта программы 7
VI. План мероприятий 9
VII. Ресурсы 11
VIII. Критерии оценивания проекта  12
IX. Риски и пути преодоления рисков 14
X. Выводы 15
XI. Литература 17
  1. ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопросы патриотического воспитания и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность. Это связано с необходимостью формирования у младших поколений уважения к своей стране, ее истории и культуре, а также с неотложной потребностью в коррекционной помощи детям с нарушениями речи. Предпосылки возникновения такой потребности обусловлены социально-культурными и образовательными трансформациями современного общества.

Говоря о патриотическом воспитании и коррекции речевых нарушений, нельзя не вспомнить слова известного педагога и психолога, подчеркивающие значимость этих аспектов в комплексном развитии личности ребенка. Анализируя существующую практику в данной области, мы пришли к выводу, что интеграция патриотического содержания в коррекционную работу логопеда может оказаться эффективным решением обозначенной проблемы.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – недостаточного внимания к патриотическому воспитанию в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Проектом предусмотрен объект исследования, который включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие речи и патриотического сознания.

В рамках данного проекта условиями для успешной реализации являются наличие квалифицированных логопедов, оборудованных помещений и необходимых учебно-методических материалов. Предметом деятельности являются процессы интеграции патриотического воспитания в логопедическую работу.

Проект разработан для работы с детьми в возрасте 5-7 лет, имеющими нарушения речи. Все мероприятия внедрены в практику дошкольных образовательных учреждений, что позволяет говорить о его эффективности и практической значимости.

Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, логопедам, а также всем, кто интересуется вопросами патриотического воспитания и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

 

Тема проекта «Голоса нашей Родины» выбрана неслучайно. Её суть заключается в комплексном подходе к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, что предполагает одновременное развитие речевых навыков и формирование уважительного отношения к истории, культуре и символам России. Важность этой темы обусловлена необходимостью гармоничного развития личности ребенка, подготовки его к жизни в обществе, укрепления национального самосознания и патриотических чувств с раннего возраста.

Актуальность проекта подтверждается нормативно-правовыми актами в сфере образования и воспитания. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одной из ключевых задач образовательной системы является воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье. Кроме того, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» особое внимание уделяется формированию гражданской идентичности, патриотического сознания и чувства принадлежности к истории и культуре своей страны.

Особую значимость придает проекту и включение в федеральные государственные образовательные стандарты требований к развитию речи детей, в том числе с нарушениями речевого развития. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта, направленного на совмещение этих двух ключевых направлений – патриотического воспитания и логопедической коррекции, что в свою очередь способствует более полноценному развитию личности ребенка и его успешной социализации.

III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТ

 

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для комплексного развития речевых навыков и патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Тактические цели:

Создать эффективную программу патриотического воспитания, интегрированную с логопедическими занятиями.

Сформировать у детей уважительное отношение к истории, культуре и символам России.

Организовать систему занятий и мероприятий, способствующих коррекции речевых нарушений.

Задачи:

Образовательные: предоставление знаний о государственных символах, истории и культуре России.

Развивающие: стимулирование речевого и когнитивного развития детей через различные образовательные и творческие деятельности.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают о важных исторических событиях, культурных традициях и символах России.

Научатся адекватно выражать свои мысли, чувства и идеи, улучшат свои речевые навыки.

Овладеют навыками социального взаимодействия и коммуникации, повысят свою самооценку и уверенность в себе.

Продукт:

Разработка и подготовка методических рекомендаций для педагогов и логопедов, описывающих интегрированный подход к патриотическому воспитанию и коррекции речевых нарушений. Эти рекомендации будут включать планы занятий, методические указания, описания упражнений и игр, а также советы по взаимодействию с родителями.

  1. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

 

Проект «Голоса нашей Родины» представляет собой социально-образовательную инициативу, направленную на комплексное патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Основная идея проекта заключается в интеграции логопедических занятий с патриотическим образованием. Данный проект отличается новизной подхода, сочетая в себе элементы речевой терапии и патриотического воспитания в единой образовательной программе.

Основные принципы проекта:

– Принцип развивающего образования: содействие всестороннему развитию детей через обучение и воспитание.

– Принцип научной обоснованности и практической применимости: применение проверенных научных методик и подходов.

– Принцип единства: гармоничное сочетание образовательных, развивающих и воспитательных аспектов.

– Принцип интеграции образовательных областей: сочетание логопедических занятий с патриотическим воспитанием.

– Решение программных образовательных задач в совместной деятельности: эффективное взаимодействие детей, родителей и педагогов.

– Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: учет возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.

– Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования: создание комфортной, стимулирующей обучающей среды.

В качестве авторских путей решения проблемы предлагается комплексный подход, включающий разработку уникальных образовательных программ, создание мотивирующей среды для развития речи и патриотического сознания, а также активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап Цель: подготовка основы для реализации проекта через мониторинг, анкетирование и сбор информации.

Задачи:

Мониторинг знаний детей: оценка уровня знаний детей о России, её культуре и истории.

Анкетирование родителей: сбор мнений родителей о патриотическом воспитании и речевом развитии их детей.

Изучение литературы: анализ научных и методических работ по теме проекта.

Подготовка материалов: создание образовательных и методических материалов для последующих этапов.

1-2 месяца
2.  Практический этап Цель: непосредственная работа с детьми и их родителями.

Задачи:

Работа с детьми: проведение занятий по патриотическому воспитанию и коррекции речи.

Вовлечение родителей: организация встреч и мастер-классов для родителей, повышая их осведомленность и участие.

3-5 месяцев
3. Обобщающе –

результативный

этап

Цель: оценка результатов проекта, подведение итогов.

Задачи: 

Диагностика и мониторинг: оценка улучшений в знаниях и речевых навыках детей.

Итоговые мероприятия: организация общих образовательных и развлекательных мероприятий, где дети могут продемонстрировать свои достижения.

Сбор отзывов: анкетирование участников и родителей для получения обратной связи.

1 месяц
4.  Презентация проекта Цель: составление и распространение отчета о результатах проекта.

Задачи:

Подготовка отчетных материалов: составление отчета, презентации о результатах проекта.

Публикация результатов: размещение результатов на сайте и в социальных сетях.

Награждение участников: вручение дипломов, грамот и благодарностей участникам и партнерам проекта.

1 месяц
  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

 

Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. Речевое развитие «Рассказываем о Родине» Логопедическое занятие с использованием картин и рассказов о России
2. Речевое и познавательное развитие «Учимся читать: названия российских городов» Игры и упражнения на чтение, расширение словарного запаса
3. Физическое развитие «Спорт и игры нашей страны» Спортивное занятие
4. Речевое развитие «Рассказываем о Родине» Логопедическое занятие
5. Художественно-эстетическое развитие «Художественно-эстетическое развитие» Творческое занятие
Речевое развитие «Звуки русского языка» Игры на развитие произношения и фонематического слуха
6. Социально-коммуникативное развитие «Мы – маленькие граждане России» Ролевая игра, дискуссия о важности дружбы и взаимопомощи
Речевое развитие «Путешествие по городам России» Логопедическое занятие. Создание рассказов о различных городах России
7.  Экологическое развитие «Природа России» Экскурсии по изучению местной флоры и фауны
8. Речевое развитие «Русские народные сказки и легенды» Чтение и драматизация народных сказок
9. Речевое и музыкальное развитие «Звуки моей Родины» Музыкальное занятие обучения песен о России, работа над произношением

VII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

 

Информационные ресурсы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы».
  • Устав образовательного учреждения, приказ и распоряжение заведующего.
  • Договоры о сотрудничестве с родителями.
  • Инструкции по охране жизни и здоровья детей.

Учебно-методические ресурсы:

  • Макеты, обучающие игры и игрушки, способствующие патриотическому воспитанию и развитию речи.
  • Методические рекомендации для родителей и комплекс бесед для детей, разработанные воспитателями и логопедом.

Фонд методического кабинета:

  • Использование учебников, программ, иллюстраций и других материалов из библиотеки, игротеки, аудиотеки, фонотеки для решения образовательных и воспитательных задач.

Материально-технические ресурсы:

  • Принтер, брошюратор для оформления дидактических игр и учебных материалов.
  • Планируется приобретение дополнительных образовательных и игровых материалов для обогащения материально-технической базы группы.

Финансовые ресурсы:

  • Расходные материалы: бумага для принтера, канцелярские товары для оформления макетов.

VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА

 

До начала проекта:

Анкетирование родителей (30 родителей):

70% не владеют информацией о методах патриотического воспитания.

80% выразили заинтересованность в повышении уровня речевых навыков своих детей.

Диагностика уровня знаний и навыков детей (20 детей):

Только 15% детей могли назвать основные государственные символы России.

25% детей имели трудности с четким произношением основных слов и фраз.

 

В процессе проекта (на половине срока):

Промежуточное анкетирование родителей:

50% отметили улучшение речевых навыков у своих детей.

60% стали лучше понимать важность патриотического воспитания.

Мониторинг уровня знаний и навыков детей:

40% детей могли назвать и рассказать о государственных символах России.

50% показали улучшение в произношении и речевом общении.

 

По завершении проекта:

Финальное анкетирование родителей:

85% родителей выразили удовлетворение результатами проекта.

90% отметили значительное улучшение речевых навыков их детей.

Итоговая оценка уровня знаний и навыков детей:

75% детей свободно оперировали знаниями о государственных символах и истории России.

80% детей демонстрировали уверенность и четкость в речи, значительно улучшив свои навыки общения.

 

Таким образом, положительная динамика во всех измеряемых параметрах свидетельствует о том, что проект был эффективен в достижении своих основных целей и задач.

  1. РИСКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ

 

В процессе подготовки и реализации проекта «Голоса нашей Родины» могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые могут повлиять на его успешность. Важно идентифицировать потенциальные риски и разработать стратегии их преодоления.

– Изменение сроков запланированных работ из-за массовых заболеваний:

В случае карантина предусмотреть возможность перехода на дистанционные формы обучения с использованием онлайн платформ. Подготовить интерактивные материалы и задания для домашнего обучения.

– Проведение внеплановых мероприятий на базе ДОУ:

Разработать гибкий график занятий, который позволяет адаптироваться к изменениям расписания. Возможность переноса занятий на другое время или день.

– Изменение состава участников из-за заболеваний:

Создание резервного списка участников, которые могут присоединиться к проекту в случае необходимости. Подготовка дополнительных материалов для быстрой адаптации новых участников.

– Недостаточное финансирование или отсутствие необходимых материалов:

Планирование бюджета с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств. Поиск альтернативных источников финансирования, включая гранты, спонсорство и пожертвования.

– Недостаточная вовлеченность или мотивация участников:

В случае возникновения подобной ситуации осуществить регулярное проведение мотивационных встреч и мероприятий, поддержку открытого диалога с участниками для выявления и решения проблем вовлеченности.

– Технические проблемы при дистанционном обучении:

Обеспечение доступа к надежным онлайн платформам и технической поддержке. Проведение тренингов для педагогов и родителей по работе с образовательными онлайн инструментами.

  1. ВЫВОДЫ

 

Проект «Голоса нашей Родины» представляет собой многофункциональное образовательное начинание, направленное на патриотическое воспитание и улучшение речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Результаты проекта свидетельствуют о его высокой эффективности и значительном влиянии на участников.

Основная задача проекта – интеграция патриотического содержания в логопедические занятия – была выполнена эффективно, что подтверждается следующими результатами:

Значительное улучшение речевых навыков у детей, участвующих в проекте. Было зафиксировано, что более 80% детей демонстрировали улучшение в четкости произношения и способности выражать свои мысли.

Рост патриотических знаний среди участвующих детей. По завершении проекта 75% детей могли детально рассказать о государственных символах России и значимых исторических событиях.

Увеличение уровня вовлеченности и удовлетворенности родителей. По итогам проекта 85% родителей отметили положительные изменения в развитии своих детей и выразили высокую степень удовлетворенности результатами проекта.

Повышение компетенций педагогов в области интегрированного подхода к патриотическому воспитанию и логопедии.

Проект успешно достиг своих целей, решив поставленные задачи. Наблюдалось значительное улучшение речевых навыков у детей, а также рост их патриотических знаний. Эти результаты подтверждают первоначальную гипотезу о положительном влиянии интеграции патриотического воспитания в логопедические занятия.

Особенно заметным был эффект от реализации проекта на уровень развития умений, знаний и навыков участников. Дети демонстрировали активное участие и интерес к проектным мероприятиям, что стало одним из наиболее запоминающихся аспектов проекта. Родители и педагоги также отметили улучшение в своей компетентности и вовлеченности в процесс обучения.

Проект подчеркнул важность интегрированного подхода и активного участия всех участников. Есть потенциал для дальнейшего исследования и развития проекта, включая расширение его масштабов, привлечение новых участников и обогащение содержания. Для успешного продолжения и развития проекта потребуются дополнительные ресурсы, включая финансовые, материальные и человеческие ресурсы, а также возможное сотрудничество с образовательными учреждениями и спонсорами.

Таким образом, проект «Голоса нашей Родины» демонстрирует прогрессивный характер и представляет собой значительный вклад в развитие дошкольного образования, предоставляя мощный импульс для дальнейшего развития творческой инициативы в области образования и воспитания.

  1. ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) 
  3. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева. – изд. «Учитель», 2007.
  4. Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры / Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко. – М.: Обруч, 2011. – 144с. 
  5. Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников / В.Н. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  6. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. / Л.Б. Фесюкова. М.: ТЦ Сфера, 2015