ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Социально-образовательный проект
ТИП ПРОЕКТА
Воспитание патриотических чувств для детей имеющих нарушение в речи
«Голоса нашей Родины»
____________________________ТЕМА ПРОЕКТА ______________________
Старшая и подготовительная
___________________________________________________
группа, в которой проводится проект
2023-2024 гг.
Сроки реализации проекта
Разработан:
Учитель-логопед
Тузова Таисия Николаевна
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование главы | Стр. |
I. | Введение | 3 |
II. | Актуальность проекта | 4 |
III. | Цели, задачи. Ожидаемые результаты проектной деятельности Продукты проекта | 5 |
IV. | Аннотация проекта | 6 |
V. | Этапы реализации проекта программы | 7 |
VI. | План мероприятий | 9 |
VII. | Ресурсы | 11 |
VIII. | Критерии оценивания проекта | 12 |
IX. | Риски и пути преодоления рисков | 14 |
X. | Выводы | 15 |
XI. | Литература | 17 |
- ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросы патриотического воспитания и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность. Это связано с необходимостью формирования у младших поколений уважения к своей стране, ее истории и культуре, а также с неотложной потребностью в коррекционной помощи детям с нарушениями речи. Предпосылки возникновения такой потребности обусловлены социально-культурными и образовательными трансформациями современного общества.
Говоря о патриотическом воспитании и коррекции речевых нарушений, нельзя не вспомнить слова известного педагога и психолога, подчеркивающие значимость этих аспектов в комплексном развитии личности ребенка. Анализируя существующую практику в данной области, мы пришли к выводу, что интеграция патриотического содержания в коррекционную работу логопеда может оказаться эффективным решением обозначенной проблемы.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – недостаточного внимания к патриотическому воспитанию в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Проектом предусмотрен объект исследования, который включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие речи и патриотического сознания.
В рамках данного проекта условиями для успешной реализации являются наличие квалифицированных логопедов, оборудованных помещений и необходимых учебно-методических материалов. Предметом деятельности являются процессы интеграции патриотического воспитания в логопедическую работу.
Проект разработан для работы с детьми в возрасте 5-7 лет, имеющими нарушения речи. Все мероприятия внедрены в практику дошкольных образовательных учреждений, что позволяет говорить о его эффективности и практической значимости.
Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, логопедам, а также всем, кто интересуется вопросами патриотического воспитания и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
- АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
Тема проекта «Голоса нашей Родины» выбрана неслучайно. Её суть заключается в комплексном подходе к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, что предполагает одновременное развитие речевых навыков и формирование уважительного отношения к истории, культуре и символам России. Важность этой темы обусловлена необходимостью гармоничного развития личности ребенка, подготовки его к жизни в обществе, укрепления национального самосознания и патриотических чувств с раннего возраста.
Актуальность проекта подтверждается нормативно-правовыми актами в сфере образования и воспитания. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», одной из ключевых задач образовательной системы является воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье. Кроме того, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» особое внимание уделяется формированию гражданской идентичности, патриотического сознания и чувства принадлежности к истории и культуре своей страны.
Особую значимость придает проекту и включение в федеральные государственные образовательные стандарты требований к развитию речи детей, в том числе с нарушениями речевого развития. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта, направленного на совмещение этих двух ключевых направлений – патриотического воспитания и логопедической коррекции, что в свою очередь способствует более полноценному развитию личности ребенка и его успешной социализации.
III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТ
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для комплексного развития речевых навыков и патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Тактические цели:
Создать эффективную программу патриотического воспитания, интегрированную с логопедическими занятиями.
Сформировать у детей уважительное отношение к истории, культуре и символам России.
Организовать систему занятий и мероприятий, способствующих коррекции речевых нарушений.
Задачи:
Образовательные: предоставление знаний о государственных символах, истории и культуре России.
Развивающие: стимулирование речевого и когнитивного развития детей через различные образовательные и творческие деятельности.
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают о важных исторических событиях, культурных традициях и символах России.
Научатся адекватно выражать свои мысли, чувства и идеи, улучшат свои речевые навыки.
Овладеют навыками социального взаимодействия и коммуникации, повысят свою самооценку и уверенность в себе.
Продукт:
Разработка и подготовка методических рекомендаций для педагогов и логопедов, описывающих интегрированный подход к патриотическому воспитанию и коррекции речевых нарушений. Эти рекомендации будут включать планы занятий, методические указания, описания упражнений и игр, а также советы по взаимодействию с родителями.
- АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект «Голоса нашей Родины» представляет собой социально-образовательную инициативу, направленную на комплексное патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Основная идея проекта заключается в интеграции логопедических занятий с патриотическим образованием. Данный проект отличается новизной подхода, сочетая в себе элементы речевой терапии и патриотического воспитания в единой образовательной программе.
Основные принципы проекта:
– Принцип развивающего образования: содействие всестороннему развитию детей через обучение и воспитание.
– Принцип научной обоснованности и практической применимости: применение проверенных научных методик и подходов.
– Принцип единства: гармоничное сочетание образовательных, развивающих и воспитательных аспектов.
– Принцип интеграции образовательных областей: сочетание логопедических занятий с патриотическим воспитанием.
– Решение программных образовательных задач в совместной деятельности: эффективное взаимодействие детей, родителей и педагогов.
– Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: учет возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.
– Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования: создание комфортной, стимулирующей обучающей среды.
В качестве авторских путей решения проблемы предлагается комплексный подход, включающий разработку уникальных образовательных программ, создание мотивирующей среды для развития речи и патриотического сознания, а также активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Цель: подготовка основы для реализации проекта через мониторинг, анкетирование и сбор информации.
Задачи: Мониторинг знаний детей: оценка уровня знаний детей о России, её культуре и истории. Анкетирование родителей: сбор мнений родителей о патриотическом воспитании и речевом развитии их детей. Изучение литературы: анализ научных и методических работ по теме проекта. Подготовка материалов: создание образовательных и методических материалов для последующих этапов. |
1-2 месяца |
2. | Практический этап | Цель: непосредственная работа с детьми и их родителями.
Задачи: Работа с детьми: проведение занятий по патриотическому воспитанию и коррекции речи. Вовлечение родителей: организация встреч и мастер-классов для родителей, повышая их осведомленность и участие. |
3-5 месяцев |
3. | Обобщающе –
результативный этап |
Цель: оценка результатов проекта, подведение итогов.
Задачи: Диагностика и мониторинг: оценка улучшений в знаниях и речевых навыках детей. Итоговые мероприятия: организация общих образовательных и развлекательных мероприятий, где дети могут продемонстрировать свои достижения. Сбор отзывов: анкетирование участников и родителей для получения обратной связи. |
1 месяц |
4. | Презентация проекта | Цель: составление и распространение отчета о результатах проекта.
Задачи: Подготовка отчетных материалов: составление отчета, презентации о результатах проекта. Публикация результатов: размещение результатов на сайте и в социальных сетях. Награждение участников: вручение дипломов, грамот и благодарностей участникам и партнерам проекта. |
1 месяц |
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | Речевое развитие | «Рассказываем о Родине» | Логопедическое занятие с использованием картин и рассказов о России |
2. | Речевое и познавательное развитие | «Учимся читать: названия российских городов» | Игры и упражнения на чтение, расширение словарного запаса |
3. | Физическое развитие | «Спорт и игры нашей страны» | Спортивное занятие |
4. | Речевое развитие | «Рассказываем о Родине» | Логопедическое занятие |
5. | Художественно-эстетическое развитие | «Художественно-эстетическое развитие» | Творческое занятие |
Речевое развитие | «Звуки русского языка» | Игры на развитие произношения и фонематического слуха | |
6. | Социально-коммуникативное развитие | «Мы – маленькие граждане России» | Ролевая игра, дискуссия о важности дружбы и взаимопомощи |
Речевое развитие | «Путешествие по городам России» | Логопедическое занятие. Создание рассказов о различных городах России | |
7. | Экологическое развитие | «Природа России» | Экскурсии по изучению местной флоры и фауны |
8. | Речевое развитие | «Русские народные сказки и легенды» | Чтение и драматизация народных сказок |
9. | Речевое и музыкальное развитие | «Звуки моей Родины» | Музыкальное занятие обучения песен о России, работа над произношением |
VII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Информационные ресурсы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы».
- Устав образовательного учреждения, приказ и распоряжение заведующего.
- Договоры о сотрудничестве с родителями.
- Инструкции по охране жизни и здоровья детей.
Учебно-методические ресурсы:
- Макеты, обучающие игры и игрушки, способствующие патриотическому воспитанию и развитию речи.
- Методические рекомендации для родителей и комплекс бесед для детей, разработанные воспитателями и логопедом.
Фонд методического кабинета:
- Использование учебников, программ, иллюстраций и других материалов из библиотеки, игротеки, аудиотеки, фонотеки для решения образовательных и воспитательных задач.
Материально-технические ресурсы:
- Принтер, брошюратор для оформления дидактических игр и учебных материалов.
- Планируется приобретение дополнительных образовательных и игровых материалов для обогащения материально-технической базы группы.
Финансовые ресурсы:
- Расходные материалы: бумага для принтера, канцелярские товары для оформления макетов.
VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА
До начала проекта:
Анкетирование родителей (30 родителей):
70% не владеют информацией о методах патриотического воспитания.
80% выразили заинтересованность в повышении уровня речевых навыков своих детей.
Диагностика уровня знаний и навыков детей (20 детей):
Только 15% детей могли назвать основные государственные символы России.
25% детей имели трудности с четким произношением основных слов и фраз.
В процессе проекта (на половине срока):
Промежуточное анкетирование родителей:
50% отметили улучшение речевых навыков у своих детей.
60% стали лучше понимать важность патриотического воспитания.
Мониторинг уровня знаний и навыков детей:
40% детей могли назвать и рассказать о государственных символах России.
50% показали улучшение в произношении и речевом общении.
По завершении проекта:
Финальное анкетирование родителей:
85% родителей выразили удовлетворение результатами проекта.
90% отметили значительное улучшение речевых навыков их детей.
Итоговая оценка уровня знаний и навыков детей:
75% детей свободно оперировали знаниями о государственных символах и истории России.
80% детей демонстрировали уверенность и четкость в речи, значительно улучшив свои навыки общения.
Таким образом, положительная динамика во всех измеряемых параметрах свидетельствует о том, что проект был эффективен в достижении своих основных целей и задач.
- РИСКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ
В процессе подготовки и реализации проекта «Голоса нашей Родины» могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые могут повлиять на его успешность. Важно идентифицировать потенциальные риски и разработать стратегии их преодоления.
– Изменение сроков запланированных работ из-за массовых заболеваний:
В случае карантина предусмотреть возможность перехода на дистанционные формы обучения с использованием онлайн платформ. Подготовить интерактивные материалы и задания для домашнего обучения.
– Проведение внеплановых мероприятий на базе ДОУ:
Разработать гибкий график занятий, который позволяет адаптироваться к изменениям расписания. Возможность переноса занятий на другое время или день.
– Изменение состава участников из-за заболеваний:
Создание резервного списка участников, которые могут присоединиться к проекту в случае необходимости. Подготовка дополнительных материалов для быстрой адаптации новых участников.
– Недостаточное финансирование или отсутствие необходимых материалов:
Планирование бюджета с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств. Поиск альтернативных источников финансирования, включая гранты, спонсорство и пожертвования.
– Недостаточная вовлеченность или мотивация участников:
В случае возникновения подобной ситуации осуществить регулярное проведение мотивационных встреч и мероприятий, поддержку открытого диалога с участниками для выявления и решения проблем вовлеченности.
– Технические проблемы при дистанционном обучении:
Обеспечение доступа к надежным онлайн платформам и технической поддержке. Проведение тренингов для педагогов и родителей по работе с образовательными онлайн инструментами.
- ВЫВОДЫ
Проект «Голоса нашей Родины» представляет собой многофункциональное образовательное начинание, направленное на патриотическое воспитание и улучшение речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Результаты проекта свидетельствуют о его высокой эффективности и значительном влиянии на участников.
Основная задача проекта – интеграция патриотического содержания в логопедические занятия – была выполнена эффективно, что подтверждается следующими результатами:
Значительное улучшение речевых навыков у детей, участвующих в проекте. Было зафиксировано, что более 80% детей демонстрировали улучшение в четкости произношения и способности выражать свои мысли.
Рост патриотических знаний среди участвующих детей. По завершении проекта 75% детей могли детально рассказать о государственных символах России и значимых исторических событиях.
Увеличение уровня вовлеченности и удовлетворенности родителей. По итогам проекта 85% родителей отметили положительные изменения в развитии своих детей и выразили высокую степень удовлетворенности результатами проекта.
Повышение компетенций педагогов в области интегрированного подхода к патриотическому воспитанию и логопедии.
Проект успешно достиг своих целей, решив поставленные задачи. Наблюдалось значительное улучшение речевых навыков у детей, а также рост их патриотических знаний. Эти результаты подтверждают первоначальную гипотезу о положительном влиянии интеграции патриотического воспитания в логопедические занятия.
Особенно заметным был эффект от реализации проекта на уровень развития умений, знаний и навыков участников. Дети демонстрировали активное участие и интерес к проектным мероприятиям, что стало одним из наиболее запоминающихся аспектов проекта. Родители и педагоги также отметили улучшение в своей компетентности и вовлеченности в процесс обучения.
Проект подчеркнул важность интегрированного подхода и активного участия всех участников. Есть потенциал для дальнейшего исследования и развития проекта, включая расширение его масштабов, привлечение новых участников и обогащение содержания. Для успешного продолжения и развития проекта потребуются дополнительные ресурсы, включая финансовые, материальные и человеческие ресурсы, а также возможное сотрудничество с образовательными учреждениями и спонсорами.
Таким образом, проект «Голоса нашей Родины» демонстрирует прогрессивный характер и представляет собой значительный вклад в развитие дошкольного образования, предоставляя мощный импульс для дальнейшего развития творческой инициативы в области образования и воспитания.
- ЛИТЕРАТУРА
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020)
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева. – изд. «Учитель», 2007.
- Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры / Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко. – М.: Обруч, 2011. – 144с.
- Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников / В.Н. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. / Л.Б. Фесюкова. М.: ТЦ Сфера, 2015