Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №127»
Интеллектуальная игра для старшего дошкольного возраста «Клуб Почемучек» приглашает друзей»
(интеграция познавательной, социально – коммуникативной, речевой и художественно – эстетической областей)
Выполнила воспитатель ГБДОУ №127
Макарова Елена Ивановна
г. Севастополь 2024 год
Задачи:
- учить навыку работы в команде;
- продолжать учить выполнять правила обшей игры;
- расширять знания и представления о родном крае, о весенних изменениях в природе, о человеке и способов сохранения его здоровья, о разнообразии жанров живописи, о цветоведении в изобразительной деятельности;
- закреплять умения отвечать на вопросы, развёрнуто высказывать свои суждения, составлять логические цепочки с учётом причинно-следственных связей;
- развивать чувство собственной компетенции в решении познавательных задач;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному краю, его достопримечательностям;
- воспитывать у детей любовь к Родине;
- воспитывать умение работать в коллективе, сообща приходить к правильному ответу;
- воспитывать умение в процессе общего дела быть внимательным друг к другу, проявлять заинтересованность в достижении результата.
Оборудование и материалы:
- фонограммы: Гимн Российской Федерации, звуки фанфар и гонга, весёлые мелодии;
- слайдовая презентация для большого экрана;
- магнитная доска;
- эмблемы команд – участников игры и жюри;
- большой игральный кубик;
- квадратные карточки с цифрами от 1 до 5;
- демонстрационные карточки с символами тем игры в количестве 5 штук;
- две карты, обозначающие дорожки зелёная – длинная и красная – короткая;
- карта полуострова Крым;
- фото иллюстрации: достопримечательности г.Севастополя, значимых для города людей, крымских первоцветов, природных зон Крыма, дельфина, рыбы, подводной лодки;
- репродукции картин разных жанров живописи, в том числе репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»;
- экологические схемы правил поведения в лесу;
- дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
- дидактическая игра «Времена года»;
- призовые медали с изображением совы на каждого участника.
Предварительная работа:
- рассматривание фотографий достопримечательностей родного города, карты Крыма, замечательных людях, связанных с нашим городом;
- беседы с детьми о России, Крыме, о его природных особенностях, об истории г.Севастополя;
- рассматривание репродукций картин разных жанров живописи;
- разучивание загадок, стихов, народных пословиц и поговорок о весне;
- дидактические игры типа «Логические цепочки»;
- разучивание Гимна Российской Федерации, знакомство с государственной символикой России.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности:
- игровой метод;
- командный метод;
- интригующее начало;
- вопросы;
- логические цепочки;
- использование метода моделирования;
- метод двигательной активности;
- метод наглядности;
- художественное слово.
Ход игры:
Дети под звук фанфар заходят в зал. Они поделены на две команды и расположены по обе стороны от стола жюри.
Воспитатель: – Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодня нас ждёт игра – соревнование «Клуб Почемучек»! Девиз нашего клуба:
Орешек знаний твёрд,
Но мы не привыкли отступать,
И расколоть его поможет –
Желание всё знать!
Воспитатель: – Соревнуются лучшие команды нашего детского сада! Капитан команды «Звезда» – Макар Д..
Капитан команды делает шаг вперёд.
Капитан команды «Звезда»: – Команда «Звезда», наш девиз!
Подари миру добро –
Всем вокруг станет тепло!
Капитан команды «Ракета» – Тимур М..
Капитан команды «Ракета»: – Команда «Ракета», наш девиз!
Мы – летящая ракета,
Нас узнает вся планета!
Воспитатель: – Судить команды будет уважаемое жюри!
– Правила нашей игры таковы:
- Каждая команда выполняет задание по пяти темам (категориям) игры.
- Жеребьёвка с помощью игрального кубика определяет команду, которая делает первый ход.
- Капитан команды, посоветовавшись с товарищами, выбирает цвет дорожки, зелёный или красный, и номер вопроса с заданием. Цвет дорожки определяет сложность вопросов.
- Вопросы на зелёной дорожке – самые простые. Их стоимость 1 балл. Ошибиться можно 1 раз и попытаться ответить ещё на один вопрос. В случае ошибки , ответ может дать другая команда. Она то и заработает дополнительный балл.
- На красной дорожке – вопросы сложнее. Ошибаться здесь нельзя! Цена правильного ответа – 2 балла. Ответить на этот вопрос и заработать дополнительные баллы может команда соперников.
- Пока одна команда отвечает, другая думает, не подсказывает!
- Выиграет та команда, которая наберёт большее число баллов и будет старательно и дружно работать.
Что ж, пора нам начинать!
Я хочу вам пожелать,
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на всё вы отвечали!
Воспитатель: – Любое соревнование начинается с разминки. Отгадайте загадку. О каком художнике она?
У этого художника – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава. (Весна.)
– Итак, разминка команд – задание: «Кто больше назовёт поговорок о весне и марте, в частности?». Отвечают те, кто знает. За каждый ответ команда получает по 1 баллу.
Воспитатель: – Нас ждёт первая тема: «Родной край». (На экране и магнитной доске появляется соответствующий слайд и эмблема первой темы.)
– Оба капитана бросают игральный кубик. У кого выпадает большее число, тот и начинает.
– Какую дорожку зелёную или красную выбирает ваша команда? Капитан может посоветоваться с командой. Капитан команды выбирает номер задания от 1 до 5.
Зелёная дорожка:
- Что означает название нашего города?
- Что такое Родина? Что для тебя большая и малая Родина?
- Как называется наш полуостров? Какой город является столицей Крыма?( Симферополь «город – собиратель».)
- На какой улице находится наш детский сад? В честь кого она названа?
- Назови имя нашего земляка – космонавта , героя Российской Федерации.
Красная дорожка:
- На берегу какого моря расположен наш город Севастополь? Почему наше море носит такое название?
- Назовите самую главную площадь г. Севастополя. В честь кого она названа?
- Какие моря омывают наш полуостров Крым? Знаете ли вы их тайны?
- Стараниями какого прославленного русского генерала двести сорок лет назад полуостров Крым был присоединён к России и основан наш город Севастополь?
- Какие природные зоны есть в Крыму? (Степи, лесостепи, леса, горы. горные луга – яйлы, южное побережье Крыма – субтропики.)
Воспитатель: – Переходим ко второй теме: «Весна».Весна, Весна красная! Приди весна с радостью!
Физкультминутка: «Пришла Матушка – Весна, отворяй-ка ворота!» (По русской народной потешке.)
Каждая команда выбирает цвет дорожки и номер вопроса.
Зелёная дорожка:
- Назовите Крымские первоцветы. (Подснежник, примула крымская, сон-трава или прострел крымский, пролесок, цикломен Кузнецова.)
- От чего происходит смена времён года?
- Почему снег в лесу тает медленнее, чем в других местах?
- Какие из перелётных птиц весной прилетают последними? (Ласточки и стрижи.)
- Какие звуки можно услышать весной?
Красная дорожка:
- Почему ранней весной в заснеженном лесу около стволов появляются воронки?
- Зачем садовники весной белят известью стволы фруктовых деревьев?
- Куда девается весной вода от растаявшего снега?
- Какое название носит этот крымский первоцвет? Почему у него такое название? Почему его лепестки так интересно окрашены?
- Объясните слово «половодье». Почему возникает это явление?
Воспитатель: – А сейчас дополнительный конкурс «Домашнее задание»: стихи о перелётных птицах. Чтецы приносят своей команде по 3 балла ( «Грач», «Жаворонок» В.А.Жуковского).
Воспитатель: – Третья тема «Человек».
Зелёная дорожка:
- Какой орган определяет, что трава зелёная, а цветок красный? Могут ли глаза быть заменены другими органами? (Да, уши, руки, ноги, язык, нос, помогут в этом.)
- Какой орган узнаёт, что комар больно кусается, или определяет, что чай, налитый в стакан, очень горячий? (Кожа.)
- Какой орган подсказывает, что мама зовёт к обеду?
- Что надо делать прежде, чем баловаться с острыми предметами? (Думать.) Какой орган это делает? (Мозг.)
- Назовите все органы чувств человека. (Нос, глаза, нос, уши, язык, кожа.)
Красная дорожка:
- Что человек должен беречь всю свою жизнь? (Здоровье.) Как его сохранить?
- Для чего нужна кровь человеку? (Переносит кислород, питательные вещества всему организму и уносит все ненужные.)
- Как сохранить зубы здоровыми? Как помочь человеку при зубной боли?
- Как нужно себя вести, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм?
- Что является двигателями нашего тела? (Мышцы.) Что нужно для их укрепления?
Команды выбирают цвет дорожки и номер задания.
Воспитатель: – Четвёртая тема «Хитрые вопросы».
Зелёная дорожка:
- Что растёт вниз головой? Почему сосулек больше с одной стороны дома?
- Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежды из монеток». Зачем рыбам чешуя?
- За забором видны 4 собачьих лапы. Сколько человек стоит за забором?
- Объясните экологические знаки правил поведения в лесу. Почему во время гнездования птиц в лесах и парках должна стоять тишина?
- Каково строение нашей планеты? Что окружает землю?
Красная дорожка:
- Где находится нос у дельфина?
- Отчего день сменяет ночь?
- Что общего между субмариной и рыбой? (Плавают под водой, могут опускаться на нужную глубину, как работает воздушный пузырь у рыбы, так и заполняются балластные отсеки у подводной лодки.)
- Постройте логическую цепочку: «Что сначала, что потом?» Правильно расставьте 6 карточек, придумав рассказ по картинкам.
- Разложите картинки по временам года. Объясните свой выбор.
Подвижная игра «Группочки». Под звук мелодии или бубна дети обеих команд бегают по залу. Звуки прекращаются, и воспитатель показывает цифровую карту. Например, с цифрой 2(4,3.5).Это сигнал детям объединиться в группы по2 (4,3,5) человек, взявшись за руки.
Воспитатель: – Пятая тема «Изобразительное искусство».
Зелёная дорожка:
- Как называется прозрачная краска, которая любит воду?
- Назовите имя непрозрачной, покрывной краски, которая любит воду и по густоте похожа на сметану?
- Как называется видимая глазом линия, которая разделяет небо и землю? Про неё говорят: «Виден край, да не дойдёшь».
- Что нужно сделать, чтобы получить голубой цвет краски? (Гуашь – к белилам добавить немного синей; акварель – синюю краску разбавить водой.)
- Отгадайте загадку: «Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничкам».
Красная дорожка:
- К какому жанру живописи относится эта картина? Почему? (Пейзаж.)
- К какому жанру живописи относится эта картина? Почему? Как переводится с французского языка слово «натюрморт»? (Мёртвая натура.)
- Как называется жанр этой картины? (Портрет.) Какие виды портретов вам известны?
- Как называются цвета, похожие на основной цвет, только более светлые или тёмные, яркие или тусклые? (Оттенки.)
- Как называется эта картина? К какому жанру живописи она относится? Кто её автор? (Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», другое название «Март».)
Воспитатель: – Темы все пройдены. Подошло время подведения итогов нашей интеллектуальной игры «Клуб Почемучек». Слово предоставляется уважаемому жюри. (награждение игроков памятными медалями)
– Наша игра удалась, потому что вы – дружные и старательные ребята, показали, как работать в команде, как много вы уже знаете и умеете. Молодцы! Спасибо всем за внимание!