Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №127»

Интеллектуальная игра для старшего дошкольного возраста «Клуб Почемучек» приглашает друзей»

 (интеграция познавательной, социально – коммуникативной, речевой и художественно – эстетической областей)

Выполнила воспитатель ГБДОУ №127

Макарова Елена Ивановна

г.  Севастополь 2024 год

Задачи:

  • учить навыку работы в команде;
  • продолжать учить выполнять правила обшей игры;
  • расширять знания и представления о родном крае, о весенних изменениях в природе, о человеке и способов сохранения его здоровья, о разнообразии жанров живописи, о цветоведении в изобразительной деятельности; 
  • закреплять умения отвечать на вопросы, развёрнуто высказывать свои суждения, составлять логические цепочки с учётом причинно-следственных связей; 
  • развивать чувство собственной компетенции в решении познавательных задач;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному краю, его достопримечательностям;
  • воспитывать у детей любовь к Родине;
  • воспитывать умение работать в коллективе, сообща приходить к правильному ответу;
  • воспитывать умение в процессе общего дела быть внимательным друг к другу, проявлять заинтересованность в достижении результата.

Оборудование и материалы:

  • фонограммы: Гимн Российской Федерации, звуки фанфар и гонга, весёлые мелодии;
  • слайдовая презентация для большого экрана;
  • магнитная доска;
  • эмблемы команд – участников игры и жюри;
  • большой игральный кубик;
  • квадратные карточки с цифрами от 1 до 5;
  • демонстрационные карточки с символами тем игры в количестве 5 штук;
  • две карты, обозначающие дорожки зелёная – длинная и красная – короткая;
  • карта полуострова Крым;
  • фото иллюстрации: достопримечательности г.Севастополя, значимых для города людей, крымских первоцветов, природных зон Крыма, дельфина, рыбы, подводной лодки;
  • репродукции картин разных жанров живописи, в том числе репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»;
  • экологические схемы правил поведения в лесу;
  • дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
  • дидактическая игра «Времена года»;
  • призовые медали с изображением совы на каждого участника.

Предварительная работа:

  • рассматривание фотографий достопримечательностей родного города, карты Крыма, замечательных людях, связанных с нашим городом;
  • беседы с детьми о России, Крыме, о его природных особенностях, об истории г.Севастополя;
  • рассматривание репродукций картин разных жанров живописи;
  • разучивание загадок, стихов, народных пословиц и поговорок о весне;
  • дидактические игры типа «Логические цепочки»;
  • разучивание Гимна Российской Федерации, знакомство с государственной символикой России.

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности:

  • игровой метод;
  • командный метод;
  • интригующее начало;
  • вопросы;
  • логические цепочки;
  • использование метода моделирования;
  • метод двигательной активности;
  • метод наглядности;
  • художественное слово.

Ход игры:

Дети под звук фанфар заходят в зал. Они поделены на две команды и расположены по обе стороны от стола жюри.

Воспитатель: – Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодня нас ждёт игра – соревнование «Клуб Почемучек»! Девиз нашего клуба:

 Орешек знаний твёрд, 

           Но мы не привыкли отступать,

           И расколоть его поможет –

           Желание всё знать!

Воспитатель: – Соревнуются лучшие команды нашего детского сада!         Капитан команды «Звезда» – Макар Д..

         Капитан команды делает шаг вперёд.

Капитан команды «Звезда»: – Команда «Звезда», наш девиз!

 

 Подари миру добро –

         Всем вокруг станет тепло!

Капитан команды «Ракета» – Тимур М..

Капитан команды «Ракета»: – Команда «Ракета», наш девиз!

         Мы – летящая ракета,

         Нас узнает вся планета!

Воспитатель: – Судить команды будет уважаемое жюри!

– Правила нашей игры таковы: 

  • Каждая команда выполняет задание по пяти темам (категориям) игры.
  • Жеребьёвка  с помощью игрального кубика  определяет команду, которая делает первый ход.
  • Капитан команды, посоветовавшись с товарищами, выбирает цвет дорожки, зелёный или красный, и номер вопроса с заданием. Цвет дорожки определяет сложность  вопросов.
  • Вопросы на зелёной дорожке – самые простые. Их стоимость 1 балл. Ошибиться можно 1 раз и попытаться ответить ещё на один вопрос. В случае ошибки , ответ может дать другая команда. Она то и заработает дополнительный балл.
  • На красной дорожке – вопросы сложнее. Ошибаться здесь нельзя! Цена правильного ответа – 2 балла. Ответить на этот вопрос и заработать дополнительные баллы может команда соперников.
  • Пока одна команда отвечает, другая думает, не подсказывает! 
  • Выиграет та команда, которая наберёт большее число баллов и будет старательно и дружно работать.

Что ж, пора нам начинать!

Я хочу вам пожелать,

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали, 

Чтоб на всё вы отвечали!

Воспитатель: – Любое соревнование начинается с разминки. Отгадайте загадку. О каком художнике она?

У этого художника – синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава.  (Весна.)

– Итак, разминка команд – задание: «Кто больше назовёт поговорок о весне и марте, в частности?». Отвечают те, кто знает. За каждый ответ команда получает по 1 баллу.

Воспитатель: – Нас ждёт первая тема: «Родной край». (На экране и магнитной доске появляется соответствующий слайд и эмблема первой темы.)

– Оба капитана бросают игральный кубик. У кого выпадает большее число, тот и начинает.

– Какую дорожку зелёную или красную выбирает ваша команда? Капитан может посоветоваться с командой. Капитан команды выбирает номер задания от 1 до 5.

Зелёная дорожка:

  1. Что означает название нашего города?
  2. Что такое Родина? Что для тебя большая и малая Родина?
  3. Как называется наш полуостров? Какой город является столицей Крыма?( Симферополь «город – собиратель».)
  4. На какой улице находится наш детский сад? В честь кого она названа?
  5. Назови имя нашего земляка – космонавта , героя Российской Федерации. 

 

Красная дорожка:

  1. На берегу какого моря расположен наш город Севастополь? Почему наше море носит такое название?
  2. Назовите самую главную площадь г. Севастополя. В честь кого она названа?
  3. Какие моря омывают наш полуостров Крым? Знаете ли вы их тайны?
  4. Стараниями какого прославленного русского генерала  двести сорок лет назад полуостров Крым был присоединён к России и основан наш город Севастополь?
  5. Какие природные зоны есть в Крыму? (Степи, лесостепи, леса, горы. горные луга – яйлы, южное побережье Крыма – субтропики.)

Воспитатель: – Переходим ко второй теме: «Весна».Весна, Весна красная! Приди весна с радостью!

Физкультминутка: «Пришла Матушка – Весна, отворяй-ка ворота!» (По русской народной потешке.)

Каждая команда выбирает цвет дорожки и номер вопроса.

 

Зелёная дорожка:

  1. Назовите Крымские первоцветы. (Подснежник, примула крымская, сон-трава или прострел крымский, пролесок, цикломен Кузнецова.) 
  2. От чего происходит смена времён года?
  3. Почему снег в лесу тает медленнее, чем в других местах?
  4. Какие из перелётных птиц весной прилетают последними? (Ласточки и стрижи.)
  5. Какие звуки можно услышать весной?

Красная дорожка:

  1. Почему ранней весной в заснеженном лесу около стволов появляются воронки?
  2. Зачем садовники весной белят известью стволы фруктовых деревьев?
  3. Куда девается весной вода от растаявшего снега?
  4. Какое название носит этот крымский первоцвет? Почему у него такое название? Почему его лепестки так интересно окрашены?
  5. Объясните слово «половодье». Почему возникает это явление?

Воспитатель: – А сейчас дополнительный конкурс «Домашнее задание»: стихи о перелётных птицах. Чтецы приносят своей команде по 3 балла ( «Грач», «Жаворонок» В.А.Жуковского).

Воспитатель: – Третья тема «Человек».

Зелёная дорожка:

  1. Какой орган определяет, что трава зелёная, а цветок красный? Могут ли глаза быть заменены другими органами? (Да, уши, руки, ноги, язык, нос, помогут в этом.)
  2. Какой орган узнаёт, что комар больно кусается, или определяет, что чай, налитый в стакан, очень горячий? (Кожа.)
  3. Какой орган подсказывает, что мама зовёт к обеду?
  4. Что надо делать прежде, чем баловаться с острыми предметами? (Думать.) Какой орган это делает? (Мозг.)
  5. Назовите все органы чувств человека. (Нос, глаза, нос, уши, язык, кожа.)

Красная дорожка:

  1. Что человек должен беречь всю свою жизнь? (Здоровье.) Как его сохранить?
  2. Для чего нужна кровь человеку? (Переносит кислород, питательные вещества всему организму и  уносит все ненужные.)
  3. Как сохранить зубы здоровыми? Как помочь человеку при зубной боли?
  4. Как нужно себя вести, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм?
  5. Что является двигателями нашего тела? (Мышцы.) Что нужно для их укрепления?

        Команды выбирают цвет дорожки и номер задания.

Воспитатель: – Четвёртая тема «Хитрые вопросы».

Зелёная дорожка:

  1. Что растёт вниз головой? Почему сосулек больше с одной стороны дома?
  2. Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежды из монеток». Зачем рыбам чешуя?
  3. За забором видны 4 собачьих лапы. Сколько человек стоит за забором?
  4. Объясните экологические знаки правил поведения в лесу. Почему во время гнездования птиц в лесах и парках должна стоять тишина?
  5. Каково строение нашей планеты? Что окружает землю?

Красная дорожка:

  1. Где находится нос у дельфина?
  2. Отчего день сменяет ночь?
  3. Что общего между субмариной и рыбой? (Плавают под водой, могут опускаться на нужную глубину, как работает воздушный пузырь у рыбы, так и заполняются балластные отсеки у подводной лодки.)
  4. Постройте логическую цепочку: «Что сначала, что потом?» Правильно расставьте 6 карточек, придумав рассказ по картинкам. 
  5. Разложите картинки по временам года. Объясните свой выбор.

        Подвижная игра «Группочки». Под звук мелодии или бубна дети обеих команд бегают по залу. Звуки прекращаются, и воспитатель показывает цифровую карту. Например, с цифрой 2(4,3.5).Это сигнал детям объединиться в группы по2 (4,3,5) человек, взявшись за руки.

Воспитатель: – Пятая тема «Изобразительное искусство».

Зелёная дорожка:

  1. Как называется прозрачная краска, которая любит воду?
  2. Назовите имя непрозрачной, покрывной краски, которая любит воду и по густоте похожа на сметану?
  3. Как называется видимая глазом линия, которая разделяет небо и землю? Про неё говорят: «Виден край, да не дойдёшь».
  4. Что нужно сделать, чтобы получить голубой цвет  краски? (Гуашь – к белилам добавить немного синей; акварель – синюю краску разбавить водой.)
  5. Отгадайте загадку: «Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничкам».

Красная дорожка:

  1. К какому жанру живописи относится эта картина? Почему? (Пейзаж.)
  2. К какому жанру живописи относится эта картина? Почему? Как переводится с французского языка слово «натюрморт»? (Мёртвая натура.)
  3. Как называется жанр этой картины? (Портрет.) Какие виды портретов вам известны?
  4. Как называются цвета, похожие на основной цвет, только более светлые или тёмные, яркие или тусклые? (Оттенки.)
  5. Как называется эта картина? К какому жанру живописи она относится? Кто её автор? (Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», другое название «Март».)

Воспитатель: – Темы все пройдены. Подошло время подведения итогов нашей интеллектуальной игры «Клуб Почемучек». Слово предоставляется уважаемому жюри. (награждение игроков памятными медалями)

      – Наша игра удалась, потому что вы – дружные и старательные ребята, показали, как работать в команде, как много вы уже знаете и умеете. Молодцы! Спасибо всем за внимание!