ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
- Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
- Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.
- Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
- Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
- Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
- Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
- Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
– в трудностях засыпания и беспокойном сне;
– в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
– в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
– в рассеянности, невнимательности;
– в беспокойстве и непоседливости;
– в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
– в проявлении упрямства;
– в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
– в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
– в игре с половыми органами;
– в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
– в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
– в повышенной тревожности;
– в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей.
Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно.
Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.
С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой – можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.
Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности – все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.
Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.
Приводим описание нескольких вариантов гибкого режима
ВАРИАНТ (для плохой погоды)
Специфика режима дня в случае неустойчивой и неблагоприятной погоды заключается в том, что день ребенка эмоционально насыщается, а прогулочной зоной становится все учреждение. Прогулки организуются в физкультурном и музыкальном зале. Сквозным проветриванием помещения предварительно остужаются до 14-16 % затем открываются внутренние рамы окон (в наружных часть стекол имеет микроотверстия) и угловая фрамуга. Дети, одетые соответственно температуре зала (с учетом того, что идет постоянный приток прохладного воздуха), находятся в нем минут 40. Воспитатель приносит игрушки, мячи, организует веселые подвижные игры. Несложно для таких ситуаций сделать небольшую складную песочницу (ведра на два песка),
В групповой в это время проводятся сквозное проветривание, влажная уборка и на полную мощность включаются бактерицидные светильники. Дети возвращаются в свежеубранное и проветренное помещение.
В течение дня нужно не менее двух подобных прогулок. Кроме того, предусматривается выход детей на 30-40 минут за пределы своей групповой, так сказать в гости. Можно, например, посмотреть в видео салоне мультфильм, побывать в изостудии или мармотеке. Больше всего наши малыши любят ходить в гости к детям старших групп, ведь там так интересно!
Режим дня для неблагоприятных погодных условий составляется методистом дошкольного учреждения в сентябре. Группам выделяется конкретное помещение для организации прогулки и определяется ее время; указывается время и порядок “хождения по гостям”. В каждом помещении детям создаются условия для развивающей деятельности. Например, в изостудии для них готовится стол с кучей глины, или на полу расстилаются листы ватмана – и рисуй себе красками, не пачкающими пальчики, что хочешь. В игровой комнате ждут детей игрушки-забавы, самовар с чаем и обязательно молоко. Старшие дошкольники приготовили для них “рынок”, где “продаются” игрушки, сувениры, украшения, сделанные собственными руками. Большим успехом пользуются у малышек прыгающие бумажные лягушки, глиняные свистульки, лодочки из коры или бумаги, которые тут же можно пустить в таз с водой.
Режим дня предусматривает обязательно какое-либо музыкальное развлечение. Причем программа его готовится взрослыми заранее. Это могут быть кукольные спектакли или драматические постановки, концерты, веселые аттракционы, сюжетно-игровые занятия с большим количеством персонажей.
Наличие такого предварительно составленного режима позволяет быстро реагировать на изменение ситуации, а его реализация предупреждает вероятность физиологического стресса организма детей в связи с кислородным голоданием и невозможностью в ограниченном пространстве группы создать полноценные условия для удовлетворения естественной потребности ребенка в движении.