Цель: создание условий для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

  • раскрыть лексическое значение понятия “Патриот”,   “Патриотизм”;
  • исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой;
  • способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей;
  • развивать творческие, коммуникативные способности обучающихся;
  • нравственно стимулировать развитие патриотических чувств;
  • развивать созидательную среду в ОУ.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: личностно-ориентированный, исследовательский.

Характеристика участников: обучающиеся 4 класса.

Необходимое оборудование: ноутбук,  демонстрационная система для показа презентаций и видеоматериалов, фигура человека (рисунок), карточки.

Оформление класса: рисунки обучающихся по теме.

  1. Организационный момент.

Учитель: 

Ребята, я хочу увидеть с каким настроением мы начнём сегодня наше занятие. У вас на партах круги, разделённые на две половинки. Оцените, пожалуйста, своё настроение на данный момент. Если оно у вас радостное, и вы готовы сегодня поработать – закрасьте одну половину круга зеленым цветом. Если у вас грустное настроение, вы устали и вам не очень хочется работать – закрасьте красным цветом. А если вы готовы работать, но без особого настроения, то закрасьте жёлтым цветом. (Дети закрашивают)

Поделитесь своим настроением друг с другом, поверните их друг другу.

Я вижу, что не у всех сегодня хорошее настроение, я очень надеюсь, что после нашего занятия оно у вас улучшиться.

  1. Введение в тему занятия.

Учитель: 

А сейчас я бы хотела показать вам отрывок из фильма “Я – русский солдат” (просмотр видео)

Как вы думаете, почему герой не назвал своего имени? (потому что он настоящий солдат, патриот).

Кого мы можем назвать патриотом?

А как вы понимаете, что такое патриотизм? 

  1. Работа со словарём.

Я предлагаю вам исследовать значение этих слов (патриот и патриотизм), (напечатать и повесить на доску) 

  1. Группа №1  – находит значение слов по словарю Сергея Ивановича Ожегова.
  2. Группа №2  – находит значение слов по словарю Владимира Ивановича Даля.

(1 уч-ся дома в интернете посмотрел тоже значение этих слов) + Я

Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

(каждая группа зачитывает значение слов)

Патриотизм –  Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним,  готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 

– Те, кто любят Родину – называют патриотами.

  1. Чтение стихотворения Елены Ковалёвой “Быть патриотом”

– А сейчас я попрошу Илью рассказать, что значит быть патриотом.

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью своего народа,

Которую не смог никто подмять.

  1. Построение модели человека – патриота

– Сейчас мы попробуем построить модель Человека – Патриота.

(на доске прикрепляется картинка человека и надпись “Патриот”)

Работа в группах.

– Патриот любит своё Отечество, свою Родину. А что это значит, любить свою Родину? В чём это выражается? Выберите нужные высказывания.

На выполнение этой работы вам отводится 3 минуты. Потом, кто-то один от группы должен будет защитить вашу модель.

1 конверт

Готов встать на защиту Родины.

Не любит работать.

Знает государственную символику

Любит животных.

Не слушается своих родителей.

Любит то место, где родился и вырос.

Любит и не забывает свою мать, свой дом

Не хочет учиться.

Знает свой государственный язык

2 конверт

С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

Не уступает место старшим в автобусе.

Украшает Родину своим трудом

Разоряет птичьи гнёзда.

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Бросает мусор.

Хорошо читает, пишет стихи

Соблюдает правила и законы

Хороший друг.

Учитель: 

– А сейчас я попрошу рассказать, что значит быть патриотом.

 (Выступление групп)

– А вы себя можете назвать патриотами? Похожи ли вы на этого человечка? 

– С нашего села и близ лежащих деревень  мобилизовано на данный момент 17 человек. Среди них есть и брат нашей ученицы Ангелины Ткачук  – Вадим.

– Мы можем сказать, что наши ребята мобилизованные – патриоты своей страны? (конечно, да) 

– Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

  1. Составление синквейна на тему “Патриот”.

ПАТРИОТ

смелый, преданный (отважный, отзывчивый)

охраняет, защищает, любит(не боится, помогает, уважает)

Патриот любит свою Родину. (Живёт во благо своей Родины.)

Гражданин. (Герой)

Учитель:

Научить патриотизму, как учат математике и русскому языку –  нельзя. Чувство Родины – это не заучивание правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери. Это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Если вы с радостью получаете в школе хорошие отметки –  помашите правой рукой. 
    2. Вы цените в людях честность и порядочность – сделайте шаг вперёд.
    3. Вы уверены в своих силах – топните ногой.
    4. Вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности – сделайте шаг назад. 
    5. Вас волнует судьба нашей страны – хлопните в ладоши. 
    6. Вы считаете себя патриотами –  поднимите руки вверх. 
    7. Если вы верите, что будущее страны зависит от нас с вами –  возьмитесь за руки.
  1. Выполнение задания “Письмо солдату”

(индивидуальная работа)

 

  1. Заключительная часть.

Теперь возьмите круг. Вспомните, каким было ваше настроение в самом начале нашего занятия, и подумайте, изменилось ли оно сейчас, и в соответствие с этим закрасьте вторую половину. Покажите друг другу карточки, поделитесь своим настроением.

  1. Чтение стихотворений о патриотизме (2 мин.)

Наш народ непобедим

1.

Защищая от вражьей орды звериной
Землю свою и свои небеса,
Народ наш великий, храбрый, единый
В тылу и на фронте творит чудеса.

Братья и сестры — советские люди,
Люди нашей Отчизны родной,
За нее, как герои, встали грудью,
Дружной, живой, нерушимой стеной.

2.

Сердце народа огнём загорелось!
Выдержка, сметка, упорство и труд,
Пламенный гнев, беспредельная смелость
В пепел врагов ненавистных сотрут!

Недаром наши сказки и песни
Твердят о бесстрашных богатырях,—
Везде — на любом посту и на месте —
Подвиг за подвигом люди творят.

3.

Смотришь, один герой побеждает
Двадцать, тридцать коварных врагов,
Другой — боевых друзей спасает,
Третий — освоил десяток станков.

Взаимная выручка, честь и геройство
Присущи советским людям любым —
Народ, у которого есть эти свойства,—
Непобедим!

В. Лебедев-Кумач

  1. Песня “Встанем!” (4 мин.)

 

Подарок на память о нашем разговоре – закладка.!!!

Я приглашаю всем подойти ко мне и стать в круг. У меня в руках «волшебный клубок». Я уверена, что всех нас объединяет общее чувство патриотизма. И пока в нас будет жить любовь, сострадание, взаимовыручка, дружба, наша Родина будет оставаться Великой Россией – великой страной. Сейчас мы с вами протянем нити патриотизма.

Для этого каждый из вас, кто возьмет в руки клубок, должен подумать и сказать, что вы будете делать или, может быть, уже делаете, чтобы быть истинным патриотом своей Родины. Затем вы передаете клубок другому человеку. Разрешите мне начать: « Я буду трудиться во благо своей Родины»

Далее клубок переходит от одного к другому. Последним клубок снова берёт учитель:

Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране. «Хоть вы ещё совсем юные, но я убедилась, что вы уже патриоты нашей великой Родины».

Спасибо вам, ребята, садитесь.