Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности

Воспитатель: Разживина А. А.

Организация: МКДОУ ” Детский сад села Птичник “

Населенный пункт: ЕАО, Биробиджанский район, село Птичник

Сегодня существует такая тенденция, когда в проблемах развития, воспитанности ребенка многие винят именно педагогический состав, что они не способны работать с детьми. Однако, полная вина лежит на родителях, так как именно они вводят своего ребенка в новый мир. Для более комфортного существования ребенка именно родители способны создать все необходимые условия. Основная проблема заключается в том, что современные родители мало времени уделяют своему ребенку, в силу своей занятности на работе. Следовательно, большой процент детей не наделен должным вниманием. Формирование речи ребенка полностью зависит от взаимодействия с ним, элементарного правильного общения. Многие педагоги и психологи отмечают, что с ребенком необходимо общаться с момента его рождения. Так малыш начнет узнавать голоса своих близких, проявлять эмоции, давать знак, что он слышит и понимает.

 

Дошкольный возраст – это тот возрастной период, который является наиболее сензитивным для усвоения ребенком разговорной речи, изучения родного языка, становления всех сторон речи. Полноценное владение речью в дошкольном детстве является главным условием при переходе ребенка в школьную среду.

 

Развитие речи происходит постепенно путем подражания социальному опыту общества при включении ребенка во взаимодействие с окружающим его миром. Но при этом следует учитывать, что невозможно развивать речь ребенка, не включая ее при этом в какую-либо деятельность. Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия.

 

В настоящее время выделяют несколько видов детской деятельности, способствующих развитию речевой активности детей:

 

Игровая деятельность

 

Познавательно-исследовательская деятельность

 

Художественная деятельность

 

Музыкальная деятельность

 

Восприятие художественной литературы

 

Трудовая деятельность

 

Непосредственно-образовательная деятельность

 

Стоит отдельно остановиться на каждом из приведенных видов детской деятельности.

 

Игровая деятельность. Любому воспитателю известно, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного развития ребенка. Кроме того, это действенный способ обучения детей, основанный на умении педагога вызвать детский интерес.

 

Способы развития речевой активности ребенка в ходе игры зависят, прежде всего, от ее вида. Так, например, в ходе сюжетно-ролевой игры ребенок использует выразительные средства речи, то есть интонацию, громкость, темп, эмоциональную окрашенность, звукоподражание и др. Дети являются носителями определенной роли, которой стараются соответствовать с помощью речи. Они учатся планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций и словесно описывать свои действия. В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей. В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети пополняют свой словарный запас, то есть их речь заметно обогащается. Они запоминают названия геометрических тел, усваивают пространственные отношения, развивают диалогическую  речь в процессе взаимодействия друг с другом. Существуют также игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для детей дошкольного возраста. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас, улучшается грамматический строй их речи, развивается связная речь.

 

Познавательно-исследовательская деятельность. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. В процессе познавательно-исследовательской деятельности  происходит обогащение активного словаря детей, формируется  их чувственный опыт во время непосредственного взаимодействия с предметами, явлениями окружающей среды и людьми. Кроме того, дети учатся проявлять самостоятельность  в своем познавательно-речевом развитии,  поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов во всех видах собственной деятельности.

 

Художественная деятельность. Данный вид деятельности развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, полученные от воспитателя, помогает как бы «оречевлять» все, что делает ребенок. Так, например, после занятия по рисованию можно обсудить с детьми их работы, попросить описать рисунки или придумать краткий рассказ на основе выполненных работ. Это поможет выработать у ребенка не только фантазию, но и связную, последовательную, интонационно правильную речь.

 

Музыкальная деятельность. Значительную роль в развитие речи играет обучение пению, которое  проходит с трех сторон. То есть оно подразумевает работу над дыханием, над дикцией и постановкой голоса. Совместно с этим решаются и такие речевые задачи, как совершенствование голосового аппарата для пения и речи дошкольника,  вырабатывание культуры выразительного исполнения, формирующего речевую выразительность, выявление навыка сольного пения, закладывающего основу монологической речи ребенка и  развитие ладового чувства,  музыкальной интонации, которые открывают способность к речевым интонациям.

 

Восприятие художественной литературы. Хотя в современном мире большинство детей дошкольного возраста предпочитают яркие, эмоционально насыщенные мультфильмы и детские сериалы, усвоение художественной литературы и фольклорного творчества продолжает играть первостепенную роль в речевом развитии детей. Непосредственно из чтения вытекают разнообразные формы работы с детьми, с помощью которых  очень хорошо развивается речь.  К этим формам относятся разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и др. Таким образом, у ребенка формируется умение слышать, понимать речь, обогащается словарный запас, развиваются монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

 

Трудовая деятельность. Именно благодаря трудовой деятельности развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

 

Непосредственно-образовательная деятельность. Одним из основных средств речевого развития является обучение – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Здесь важную роль играют не только регулярные занятия с логопедом, но и любые занятия в группе, направленные на обучение тому или иному навыку. Например, целенаправленное обучение алфавиту, развитие умения читать по слогам, различные вычислительные операции с простыми числами.

 

Следует также отметить, что при развитии речевой активности детей дошкольного возраста важны не только выбираемые воспитателем виды детской деятельности, но и умение педагога организовать работу с детьми. Создание благоприятной и комфортной обстановки в группе отлично способствует протеканию процессов, направленных на развитие речи дошкольника. Кроме того, грамотная, четко поставленная, эмоционально окрашенная речь педагога является немаловажным фактором при протекании данных процессов, поскольку дети чаще всего учатся с помощью подражания взрослым, с которыми они проводят длительное время.

 

Стоит также отметить, что проблема речевого развития тесно связанна с увлеченностью современных детей информационными технологиями, их длительным времяпровождением за компьютером, телевизором, гаджетами. Происходит изменение эталонов речи, так как дети стараются подражать своим «кумирам». Это фразы различных музыкантов, звезд кино, различных телепередач, которые не несут никакой интеллектуальной нагрузки. Эти подражания, и, как следствие, ухудшение речевых навыков, воспринимаются как мимолетные увлечения ребенка, но мало кто подозревает как сильно это сказывается на общем развитии.

 

Таким образом, развитие речи – сложный процесс, которые требует усилий, как со стороны семьи, так и воспитателей. Необходимо постоянно обогащать словарный запас ребенка, развивать в нем культурную речевую среду, расширять кругозор и формировать знания окружающей действительности. Необходимо также, чтобы присутствовала атмосфера сотрудничества между воспитателем и родителем, так как это позволит согласовать методы и приемы деятельность, показать родителям, как необходимо строить общение со своими детьми, как преодолеть возможные трудности и получить желаемый результат. Родители должны понимать и серьезно подходить к решению проблем речевого развития детей, чтобы их дети жили беззаботно, были счастливы и успешны в будущей жизни