Дудочкина Лариса Викторовна

ГБОУ г. Москвы «Школа №1568 имени Пабло Неруды»

Особенности творческих заданий по русскому языку для учащихся начальной школы

В современной методической литературе творческие задания рассматриваются как «задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких, как: метод перебора вариантов, многоаспектный анализ, аналогия и другие). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлева и др.) можно выделить следующие «требования к творческим заданиям: 

− открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

− соответствие условия выбранным методам творчества;

− возможность разных способов решения;

− учет актуального уровня развития;

− учет возрастных особенностей учащихся».

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать два фактора. Во-первых, то, что «творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах, во-вторых, творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы».

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Первая группа – «Познание» – имеет целью накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:

− изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

− рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

− моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

Вторая группа – «Создание» – имеет целью накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

− получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

− ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

− переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

Третья группа – «Преобразование» – имеет целью приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

− моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

− моделировать изменения внутреннего строения систем;

− учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

Четвертая группа – «Использование в новом качестве» – имеет целью накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

− рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

− находить фантастическое применение реально существующим системам;

− осуществлять перенос функций в различные области применения;

− получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием  материалов учебника русского языка, можно выделить несколько групп.

Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов.

Например, выполнение подобного упражнения носит частично творческий характер. Задание: озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные  слова синонимами.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не  бывает.

Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздух  ощущается  какая-то особая, бодрящая свежесть.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Частично творческий характер носит также работа по завершению предложений по догадке, по исправлению предложений.

Виды работ с творческой основой: составить устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

Например, работой с творческой основой является выполнение следующего задания: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».

  1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи  горькие слёзы. (2 – 5 – 1 – 3 – 4).

Выполнение следующего задания также является примером работы с творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ, написать изложение от первого лица (от имени охотника).

Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно пропела тонкая струна. Чуть погодя опять  прозвучал  этот же звук. Старик удивился такой музыке. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за  ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В  воздухе раздался певучий звук струны.

Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант! (По В. Бианки)

Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий, сочинение-рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюру.

Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную школьником тему. Необходимое условие: текст должен быть насыщен глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование было живым, динамичным.

Примером творческой работы является изложение содержания  предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, высказывание собственных суждений.

Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной  музыкант». Повествование ведётся от имени рассказчика, не  участвовавшего в событиях. Младшим школьникам даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и озаглавить текст.

Из практических творческих работ наиболее целесообразными можно назвать следующие.

  1. Творческий диктант обучающего характера. Этот вид работы в методике русского языка утвердился как упражнение творческого характера, хотя он является переходным от чисто орфографических и пунктуационных упражнений к специальным  упражнениям, направленным и на развитие речи учащихся, к работам с большей степенью их самостоятельности и инициативы.

В том понимании творческого диктанта, в каком его дает Т. А. Ладыженская, творческое начало в деятельности учащихся во время  диктанта выражено достаточно ясно. Учащиеся поставлены в такие условия, в которых они должны самостоятельно подбирать слова и строить конструкции, вставлять их в нужном месте диктуемого текста, решать вопросы о написании слов и  расстановке знаков препинания, причем в условиях довольно ограниченного времени.

Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных. Задание: написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные. Например:

Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают (разноцветные) листья. В кустах готовится  к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.

  1. Конструирование предложений с определённым грамматическим  заданием. Например: с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании  с каким-либо грамматическим заданием. Например, задание: составить предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного  предложения.
  2. Изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого  характера: реконструирование текста, дополнение текста, высказывание собственных суждений и т.п.
  3. Устный рассказ на определённую тему (сочинение-рассказ, устное сочинение). Работа такого рода отличается от  сочинения главным образом своей устной формой и меньшим объёмом.
  4. Сочинение-миниатюра с грамматическим заданием. Такие сочинения могут проводиться на уроке по картинке, по теме, указанной учителем, или  по  теме, избранной самими учащимися.
  5. Сочинение на грамматическую тему, охватывающее целый раздел или тему программы  (например, «Сложное  предложение», «Глагол»). Такие «сочинения» способствуют более сознательному отношению учащихся к теоретическому материалу по грамматике и правописанию, помогают систематизировать и обобщать его и одновременно способствуют развитию письменной речи учащихся.
  6. Сочинения, связанные с овладением деловой письменной речью:  письмо, заметка в газету, отзыв о книге, рецензия на ответ или сочинение товарища.

Все виды описанных творческих работ младших школьников способствуют развитию их творческого мышления, индивидуальности.  Кроме того, творческие работы служат не столько цели овладения учебным  материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательного интереса, развитию коммуникативных умений учащихся.

Таким образом, творческие задания − это задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое. Творческие задания направлены на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Все виды творческих заданий ориентированы в итоге на формирование и активизацию коммуникативных умений учащихся начальной школы.