Консультация для родителей

«Эффективные способы работы с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации смешиваемых звуков»

        Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия-нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

           Нарушение звукопроизношения могут проявиться:

1) в отсутствии того или иного звука;

2) в искажении произношения звука;

3) в заменах одного звука другим.

       Если ребенок длительное время не произносит нужный звук или заменяет его другим (например Ш заменяет на С или Р на Л ), то в дальнейшем –после постановки и автоматизации звука – может наблюдаться неустойчивое употребление звуков в разных словах в силу их недостаточной дифференциации.

         Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного проговаривания звуков, оказываются сформированными, но нет умения выбирать нужный звук, вследствие чего они и смешиваются. Ребенок в одних словах может употреблять звук правильно, а в других – по-прежнему заменяет его.

В таком случае необходимо начать работу по дифференциации

смешиваемых звуков:

  • Отчетливое проговаривание слогов и слов;
  • Заучивание пословиц и поговорок, стихотворных тестов, включающих смешиваемые звуки;
  • Повторение словосочетаний и предложений.

            Одним из важнейших условий эффективности задания по дифференциации звуков является постепенное и систематическое повышение темпа выполнения речевых заданий. От неторопливого произношения слогов и слов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому, а затем к ускоренному проговариванию словосочетаний, предложений, скороговорок со смешиваемыми звуками.

         Учитывая тесную связь между развитием речи и мышлением, некоторые из предлагаемых мной заданий направлены на развитие и активизацию всей познавательной деятельности ребенка: восприятие, внимание, памяти, логического мышления.

        Например, в игре «Доскажи словечко» развивается у детей внимание при прослушивание стихотворного текста. При этом они учатся подбирать слова, близкие по звучанию и подходящие по смыслу. Во время отгадывания загадок развивается наблюдательность, образное и логическое мышление.

       В задание «Скажи наоборот» укрепляется умение подбирать антонимы к словам, обогащается и активизируется словарный запас. Повторение пословиц и поговорок закрепляет правильное употребление звуков в самостоятельных речевых высказываниях.

В старшем дошкольном возрасте чаще всего встречаются смешивание звуков С-Ш; Л-Р.

Хочу привести пример дифференциации звуков С-Ш:

1.Четкое произношение изолированных звуков («песенка водички» с-с-с-с-с; «песенка воздушного шарика» ш-ш-ш-ш-ш), объяснение и показ положения органов артикуляционного аппарата, графическое изображение -Ш ; -С, название звука, демонстрация буквы, показ картинки.

2.Отгадывание загадок, ребенок отгадывает загадку, находит картинку – отгадку. Например: «Живёт под крылечком, хвост колечком»(собака); « Сама не ем, а людей кормлю» (ложка).

3.Речевая игра «Доскажи словечко»; «Он соло пел среди ветвей, его назвали …(соловей)»; «В нашем доме на окошке сидят серенькие … (кошки)».

4.Речевая игра «Скажи наоборот»; «Трава низкая, а дерево…(высокое)»; «Ручей узкий, река…(широкая)».

5.Настольная игра «Четвертый лишний» (Какое слово лишнее?) «Сапоги, шуба, босоножки, кроссовки»; «Собака, лиса, кошка, лошадь»

6.Многократное произношение слов, контролируя четкое произношение звуков С-Ш. Сушка, старушка, сушилка; шелест, шерсть, машинист.

  1. Многократное повторение словосочетаний, постепенно убыстряя темп. «Сосновые шишки; весёлый малыш; шумный класс; сухие сушки; пушистая кошка».

8.Повторение чистоговорок, Ша-ша-ша-Саша моет малыша; Су-су-су-воздушный шарик я несу.

9.Медленное и четкое произношение предложения (2-3раза), контролируя правильную артикуляцию. Ответ на вопросы: « Кто? Что делает? Где? Какой?» и т.п. Повтор в быстром темпе.

«У Маши пушистая кошка»; «Пастушок спешит домой»

10.Повторение скороговорок «Саша любит сушки, а Соня – ватрушки»; «Вымыли мышки миски для Мишки».

11.Повторение пословиц и поговорок «Поспешишь – людей насмешишь»; «Меньше слов, да больше дела».

 

Опыт показывает: выполнив такие упражнения, и не один раз, дети четко различают звуки на слух и безошибочно употребляют ранее смешиваемые звуки в самостоятельных речевых высказываниях.