Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14»

 

                              

                 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                                 по духовно – нравственному воспитанию

«Добрый мир»

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 9 месяцев

Разработчик программы: воспитатель

Егорова Елена Владимировна

п.Петровское

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи рабочей программы.

1.3. Содержание и формы работы с детьми.

1.4.Принципы кружковой работы.

1.5.Методологические приёмы, используемые в кружковой работе. 1.6.Планируемые результаты освоения кружковой программы.

          1.7. Возрастные особенности детей 5-7 лет.

2.Содержательный раздел.

2.1. Учебно-тематический план.

2.2. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».

2.3. Взаимодействие с родителями.

3.Организационный раздел.

3.1.Организация образовательной деятельности по Программе.

3.2.Условия реализации Программы. 

3.3. Материально – техническое обеспечение.

3.4.Методическое обеспечение программы.

           3.5 Список использованных источников.

           3.6.Приложение (мониторинг)

 

                                         1.Целевой раздел.

                        1.1.Пояснительная записка

      Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Добрый мир» разработана на основе:

– Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

– Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

– Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ» о 09.04. 2014 №19-1932\14-0-0

– Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности (письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01 апреля 2015 года №19-2174/150-0).

– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.12.2020 №41 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утв. приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.

– Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14». 

       В нашем МДОУ «Детский сад № 14» в рамках социально – нравственного направления в развитии и воспитании дошкольников решаются задачи духовно – нравственного воспитания.

Воспитание направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Ведущими духовными ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Необходимый уровень нравственного развития ребёнка зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живёт.

Актуальность

«Развитие сети православных дошкольных образовательных организаций – яслей, детских садов (в том числе семейных), дошкольных групп в центрах непрерывного образования – является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности Церкви. Важно, чтобы первое знакомство ребенка с ценностными ориентирами Православия происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда закладываются базовые нравственные мотивации, формируется выбор ценностных жизненных ориентиров. В это время можно не только вводить ребенка в область религиозных чувств, но и давать ему первоначальные уроки веры». (Образовательная концепция Русской Православной Церкви).

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. 

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль  детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Педагогическая  целесообразность

        Каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности, поэтому очень важно воспитывать толерантные отношения между детьми, научить их уважению к старшим членам семьи – бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру. Содержание программы основано на знакомстве детей с окружающим миром на основе ценностей православной  культуры, способствующему эстетическому воспитанию с элементами творческой деятельности. 

       Программа реализуется в рамках вариативной части образовательной программы дошкольного образования и предназначена для использования в МДОУ «Детский сад № 14», в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий  –не более  30 минут.

                               1.2. Цели и задачи  программы.

Цель программы – это сохранение духовно-нравственного здоровья детей, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи программы:

  1. Образовательные: 

– приобщать детей к прекрасному через знакомство с искусством (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура и др.) как классическим, так и народным (в том числе религиозным), через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут, развиваются дети.

  1. Развивающие: 

– формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, 

– развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает; 

– развитие речи и формирование словаря; 

– формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей; 

– формирование личности на основе духовно-нравственных принципов, традиций Русской православной церкви.

  1. Воспитательные:

– воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости , взаимопомощи, ответственности и заботы.

                 1.3.Содержание и формы работы с детьми.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра – путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др.

В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями), групповой и самостоятельной работы:

  1. Экскурсии в храм , целевые прогулки.
  2. Просмотр презентаций
  3. Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством.
  4. Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
  5. Беседы о правилах поведения в православных храмах.
  6. Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике.
  7. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен.
  8. Творческая художественная деятельность детей.
  9. Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
  10. Эстетические беседы.
  11. Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.
  12. Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья».
  13. Совместные творческие работы детей и родителей.

                             1.4. Принципы  работы:

  1. Построение жизни на основе христианского совершенства «Уклонись от зла и сотвори благо».
  2. Гуманистическая направленность реализуется путём формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам: любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа.
  3. Природосообразность: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью.
  4. Культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям нашего края
  5. Светский характер образования и законности, соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребёнка.
  6. Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий семьи и детского сада.

                   1.5. Методические приёмы, используемые в  работе:

  1. Наглядные методы:

– чтение воспитателем произведений устного народного творчества, наблюдения, показ сказок, как педагогом, так и детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, моделирование сказок, целевые прогулки, экскурсии, проведение игр.

  1. Словесные методы:

– рассказ воспитателя, заучивание песенок, поговорок, считалок, пословиц, рассказывание произведений устного народного творчества детьми, с элементами диалога, ответы на вопросы воспитателя, детей, загадывание загадок, проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, драматизаций), проведение викторин, праздников, утренников, конкурсов, разбор житейских ситуаций).

  1. Практические методы: 

– изготовление поделок на выставки, рисунки к иллюстрациям сказок, стихам, поговоркам, потешкам, загадкам, совместное изготовление работ родителей и детей, проведение экскурсии в храм, организация праздника и его проведение

                   1.6. Планируемые результаты освоения  программы.

С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, ожидаются следующие результаты: 

  1. Развитие тонких душевных чувств :доброта, сострадания, сочувствия,

совестливости  и  высоких нравственных качеств :честности, достоинства,

верности, толерантности.

  1. Развитие ценностного отношения к богу, традициям православной культуры и нравственных основ, почитание православных святынь.
  1. Развитие ценностного отношения к труду и трудолюбию, чувства уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда, продуктам творческой деятельности человека.
  2. Развитие чувства любви к родной природе, Родине, народу и культуре.
  3. Развитие ценностного отношения к семье, отцу, матери, роду, памяти предков и уважительного отношения к старшим, воспитателю, служителям церкви.

                          1.7. Возрастные особенности детей 5-7 лет.

   Данная Программа учитывает возрастные особенности детей данного возраста. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его как творческой личности. 

Социально-эмоциональное развитие

Ребёнок стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 7 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре: «С ним интересно играть»  или его положительными качествами: «Она хорошая», «Он не дерётся». 

Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Игровая деятельность

 В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга , указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

Психическое развитие

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость.  В 5-7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков. Возраст 5-7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

 Речевое развитие

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

 Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Круг чтения пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. 

Музыкально-художественная и продуктивная деятельность

В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на  произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьбы добра со злом.

Трудовая деятельность

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

                                            

                                 

 

  1. Содержательный раздел.

                     2.1. Учебно-тематический план.

                                    Тема:
сентябрь «Наш красивый добрый мир»
«Свет. День. Ночь»
«Небо»
«Земля. Вода. Растения»
октябрь Мониторинг.
«Солнце. Луна. Звёзды»
«Птицы. Рыбы. Насекомые»
«Животные». «Человек»
ноябрь «День отдыха»  
Праздник «Казанской иконы Божьей матери»
«Звуки доброго мира»
Посещение мини-музея «Русская изба», «Экскурсия в храм»
декабрь «Кто сотворил добрый мир»  
«Быть добрым – хорошо»
«Добрые качества моей души и добрые дела»
«Умеем ли мы дружить?»
январь «Праздник Рождества Христова» 
«О непослушании в рассказах, о творениях»  
«О трудолюбивых и ленивых»
«Наши добрые дела»
февраль «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных» 
«Если нас обидели»
«Защитники Руси»
«Как следует относиться к людям»
март «Скромность и гордость»
«Моя мама» 
«Правда и ложь»
«Моя семья»
апрель «Что мы называем Родиной». 
«Традиции праздника Пасхи» 
«Православный храм»
Мониторинг
май «Защитники Руси. День Победы.» 

Торжественное шествие к стеле Лизы Петровой

«Забота человека о домашних животных»
«Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям»
«День Ангела. Благодарение»

                    2.2. Комплексно-тематическое планирование работы

 кружка «Добрый мир»

Месяц Программное содержание Совместная деятельность
сентябрь Устроение мира. Вводное занятие.

 1. «Наш красивый добрый мир». Цель: ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога. 

2. «Свет. День. Ночь». 

Цель: познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру.

 3. «Небо». 

Цель: познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие. 

4.  Творческая работа. Рисунок «Что видно из нашего окошка», чтение рассказа «Наш мир».

1.Беседа–игра: «Мы отправляемся в путешествие». 

2.Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 

3. Игровая деятельность: п/игры «День и ночь», «Мыши водят хоровод», «Море волнуется».

 4. Работа с иллюстрационным материалом.

 5. Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды», «Дождик путешественник»; «Детская Библия», стихотворения: «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза». 

6.Знакомство с детской библией

7.Творческая деятельность: рисование  согласно теме.

октябрь 1. «Земля. Вода. Растения». Цель: познакомить с «Третьим днём творения»; 

с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения. 

2. «Солнце. Луна. Звёзды». Цель: дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения». 3. «Птицы. Рыбы. Насекомые». Цель: познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых. 

4. «Животные». «Человек». Цель: познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных.

Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога.

1Беседа игра :

«Кого мы встречаем на прогулках». 

2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 

3. Игровая деятельность: с/р игры «Бычок», «Баранчики», п/игры «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки».

 4. Работа с иллюстрационным материалом. 

5.Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Осень»,«День шестой», «Человек», «Воскресенье», «Библия для детей»

 6.Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

ноябрь 1. «День отдыха». Цель: закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне».

 2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери» (4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы. 

3. «Звуки доброго мира». Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.

 4. «Русская изба». (Мини-музей). Цель: познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.

1. Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). 

2. Экскурсия в мини-музей,в  храм святителя Николая Чудотворца в п.Петровское

 3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

декабрь Устроение отношений в мире. 

1.«Кто сотворил добрый мир». 

Цель: дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку.

2.«Быть добрым – хорошо». 

Цель: познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек. 

3. «Добрые качества моей души и добрые дела». Цель: учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души. 

4. «Умеем ли мы дружить?». Цель: учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе.

1.Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься». 

2.Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года.

 3. Игровая деятельность: д/игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки». 

4. Чтение художественных произведений:«Библия для детей», «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет». 

5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

январь 1.«Праздник  Рождества Христова». 

Цель: в общих чертах рассказать о смысле праздника. 

2. «О непослушании в рассказах, о творениях». Цель: на примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что непослушание приводит к беде. 

3.«О трудолюбивых и ленивых». 

Цель: учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей. 

4. «Наши добрые дела». Цель: учить детей оценивать поступки людей.

1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай». 

2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам». 3. Экскурсия в храм Николая Чудотворца

 4. Работа с иллюстративным материалом.

 5.Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»,«Библия для детей».;

стихотворений: «Посидим в тишине». 

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

февраль 1.«Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных». 

Цель: закрепить понятие доброта. 

2.«Если нас обидели». 

Цель: учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать. 

3.«Защитники Руси». 

Цель: дать детям представление о православных войнах и героях. 

4. «Как следует относиться к людям». Цель: учить детей уважительно относиться друг к другу.

1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться». 

2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта».

 3. Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?». 

4. Работа с иллюстративным материалом.

 5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Библия для детей». 

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

март 1.«Скромность и гордость». 

Цель: сформировать представление о качествах души: скромности и гордости. Устроение отношений в нашей жизни. 

2.«Моя мама». 

Цель: учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью. 

3.«Правда и ложь». 

Цель: раскрыть понятие добрых и злых поступков. 

4.«Моя семья»

 Цель: помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим.

1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь». 

2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом». 

3. Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь». 

4. Работа с иллюстративным материалом. 

5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун»,«Библия для детей».

 6.Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

апрель 1.«Что мы называем Родиной». 

Цель: дать представление о Родине.

2.«Традиции праздника Пасхи». 

Цель: в общих чертах рассказать о смысле праздника. 

3. «Православный храм». Цель: познакомить детей с православным храмом.

4. «Мониторинг». Цель: Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 5-7 лет 

1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи».

 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов. 

3.  Экскурсия в храм Николая Чудотворца

4. Работа с иллюстративным материалом. 

5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Библия для детей».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

май 1.«Защитники Руси. День Победы».  

Цель: познакомить с былинными героями. 

2. «Забота человека о домашних животных». Цель: сформировать заботливое отношение к домашним питомцам. 

3. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям». 

Цель: учить детей относиться бережно к окружающему миру.

 4. «День Ангела. День Благодаренья»

Цель: раскрыть детям знание их имён, значение дня Благодарения.

1.Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», «Три богатыря»,по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай»,цикл бесед о ВОВ.

2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака», «День Победы»

 3. Игровая деятельность: п/игра «Пограничники»,д/игры «Угадай цветок», «Назови животное».

 4. Работа с иллюстративным материалом. 

5.Чтение художественных произведений:«Добрый мальчик»,«Находка»,«Стыдно перед соловушкой», «Мишка»,

 «Библия для детей».

6.Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

7.Торжествнное шествие: «Мы помним, мы гордимся» 

2.2. Взаимодействие с родителями.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие педагога с семьями воспитанников в деле духовно-нравственного воспитания ребенка. 

Способы взаимодействия с семьями воспитанников МДОУ «Детский сад № 14» по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника:  

– проведение тематических родительских собраний «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей» и др.;

– оформление стенда «Психолого-педагогическое благополучие ребенка в семье»;

– представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов: «Традиции нашей семьи», «Мое генеалогическое древо» ; 

– консультация на родительском собрании: «Нравственное воспитание детей», «Храм в жизни православных христиан»;

– праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению;

– организация совместных выставок «Рождественский ангел», «Вифлеемская звезда»,«Вот она какая – мамочка родная», «Гордость нашей группы – папы воспитанников», «Пасхальное яичко» ; 

–  анкетирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания.

  1. Организационный раздел.

 3.1.Организация образовательной деятельности по Программе. Образовательные задачи по Программе решаются в различных видах детской деятельности: трудовой, игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной. 

Программа рассчитана на 9 месяцев.

 ООД по программе «Добрый мир» проводится с сентября по май с детьми в вечернее время. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (п. 11.9- 11.10) длительность ООД составляет не более 30 минут, 1 раз в неделю. 

Расписание ДОП «Добрый мир». 

группа Возраст воспитанников Руководитель кружка Время проведения группа
Группа компенсирующей направленности 5-7 лет Егорова Елена Владимировна Пятница

 16.00-16.30

                              

                               3.2.  Условия реализации Программы. 

Для реализации Программы в группе создана материально-техническая база: специальное оборудование (мольберты, стеллажи, шкафы, возможность организовать выставки детских работ). Имеется специальная методическая литература, наглядно-дидактические пособия, магнитофон, проектор и экран, что дает возможность использовать в работе информационно-коммуникационные технологии. Помещение, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме. Для ознакомления детей и закрепления изученного материала в группах оформлены православный и патриотический уголки, создан информационный стенд для родителей, в котором размещена информация духовно-нравственного содержания. 

В МДОУ «Детский сад № 14» имеется специально организованное помещение «мини-музей «Русская изба», где детей знакомят с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры.

                              3.3. Материально – техническое обеспечение.

– Церковная атрибутика (иконы, свечи, фигурки ангелов, колокольчики и т.д.)

Наглядные материалы (методическое пособие «Добрый мир», детские православные календари, картинки и т. д.)

Аудио и видео диски, кассеты («Добрые сказки», «Колокольный звон», мультфильмы, фольклор…).

ТСО (магнитофон, компьютер, мультимедийное оборудование, экран настенный моторизированный).

Канцтовары для детского творчества (краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей

– Набор шумовых инструментов, костюмы, русские народные музыкальные инструменты

                       3.4.Методическое обеспечение программы.

     Данная Программа составлена на основе программы и учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Шевченко Людмила Леонидовна.

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. 

Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр

поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

2.Добрый мир. Православная культура для малышей. 

Книга 2. Хорошо —плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

3.Добрый мир. Православная культура для малышей.

 Книга З. Семья.Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под

ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических

традиций Отечества, 2011

4.Добрый мир. Православная культура для малышей. 

Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.:

Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные

материалы. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций

Отечества, 2011

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.:

Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. СD – диск.

Музыкальное сопровождение занятий. – М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое

пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно-

исторических традиций Отечества. 2011

    Комплект «Добрый мир» разработан по заданию Министерства образования Московской области во взаимодействии с Московской епархией Русской Православной Церкви. При его разработке были учтены следующие методологические основания: фундаментальные положения святоотеческого наследия, фундаментальные исследования научной психолого-педагогической отечественной школы о закономерностях развития и методах воспитания детей дошкольного возраста, положения действующего законодательства Российской Федерации, теоретические исследования по проблеме разработки образовательных стандартов, государственные документы в области образования.          

                              3.5 Список использованных источников

  1. «Детская библия. Воспитание сказкой». Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.; 2002. – (Серия «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»).
  2. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»: Методическое пособие./Кокуева Л.В. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с. (Развитие и воспитание). 

3.Зацепина М.Б. «Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет». – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. .

4.«Библия для детей» Священная История в простых рассказах для чтения» на основе текста протоиерея Александра Соколова, Сатисъ Санкт Петербург, 2002.

5.«Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей» – Н.Н.: НООФ «Родное пепелище»; 2005г.

6.«Библия и Закон Божий в кратком изложении для детей». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Ковчег», 2016. 

  1. Народный календарь– основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и  др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 304 с. 
  2. Детский православный календарь «Егорушка. Моя семья земная и небесная»- СПб.: издательство «Свет Христов», 2019г.-384 с.

9.Концепция Православного дошкольного образования. Объяснительная записка к Концепции Православного образования./ [Электронный ресурс]https://refdb.ru

                           Рекомендуемые интернет – ресурсы

  1. https://foma.ru/dunyasha.html – Православный журнал.
  2. https://solnet.ee/index – «Солнышко».

 

                                

 

                                    3.6. Приложение. Мониторинг.

Ф.И. ребенка Критерии оценки
Как появилась жизнь на земле Что такое Библия Значение природы в жизни человека Различать понятия добра и зла Что мы называем Родина? Для чего нужен православный храм Назвать православные и культурные праздники родной страны Понимать элементарные базовые понятия : Богородица, Иисус Христос, Воскресение Христово,икона,молитва Кто такой ангел хранитель и как он нам помогает? Уровень развития
н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к
1.

В – высокий уровень развития (отличные знания у ребенка) 

С – средний уровень развития (хорошие знания, необходимо закрепить материал) 

Н – низкий уровень развития (отсутствие знаний у ребенка)