Наименование учреждения

Программа

по курсу  нравственно – патриотического воспитания

подготовительная к школе группа

«Юный патриот»

Срок реализации: 1 год

Разработала:

   

Содержание 
1.  Целевой раздел………………………………………………………………………………………………….   3
1.1.  Введение………………………………………………………………………………………………………… 3
1.2 Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….  3-4
1.3 Цель и задачи реализации программы………………………………………………………………………… 4
1.4 Принципы формирования программы………………………………………………………………………… 4
2 Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………  5
2.1 Ожидаемый результат………………………………………………………………………………………….. 5
3 Содержательный раздел  программы…………………………………………………………………………. 5
3.1 Формы, способы,  методы и средства реализации программы…………………………………………….. 5-6
3.2 Тематический и  перспективный план работы в подготовительной к школе группе……………………………………………………………………………………………………………                      6-9
3.3 Рекомендуемый список художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы…………………………………………………………… 9-10
4 План  работы с родителями ………………………………………………………………………………….                                                         10-11
5 Список используемой литературы……………………………………………………………………………
Приложение 1.Мониторинг. Диагностики выявления уровня  знаний по курсу нравственно-патриотического воспитания для детей подготовительной к школе группы ………………………………
Приложение 2 Конспекты деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках программы ………………………………………………………………………………………………………

 

  1. Целевой раздел  

       1.1. Введение.

 «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» Михаил Ломоносов

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ» дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (вступил в силу с 1 сентября 2020 года). В трактовке воспитания усилена роль гражданско-патриотического воспитания. Одна из основных целей развития системы образования – воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

   1.2. Пояснительная записка

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Программа по нравственно–патриотическому воспитанию  разработана в соответствии с  ФГОС ДОО, на основании инновационной   программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой,  (здесь можно добавить парциальную программу своего региона. Региональный компонент вносится самостоятельно, если нужно вам),   рассчитана  на 1 учебный год.    

Общее количество образовательной деятельности за учебный год: в подготовительной к школе группе  – 33.                                                                                                                         

Длительность: подготовительной к школе группе- 30 минут (организованной деятельности). В режимных моментах в соответствии с режимом дня группы.     

1.3.  Цель и задачи реализации программы

Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.  Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к Родине, родному городу, отчему дому.                                                                                                                               

      Задачи:

    • Воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям;
    • Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны;
      продолжать развивать интерес к родному краю;
    • Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;
    • Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о флаге, гербе и гимне России, углублять представления о Москве – главном городе, столице России;
      расширять представления о космосе, о героях космоса;
    • Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
  • 1.4.  Принципы  формирования программы.

Содержание  рабочей образовательной  программы соответствуют  основным  положениям  возрастной  психологии  и  дошкольной  педагогики  и  выстроено  по  принципу  развивающего  образования, целью  которого  является  всестороннее  развитие  ребенка,  обеспечивающее  единство  воспитательных  и  обучающих  целей  и  задач.

Рабочая образовательная  программа   разработана  в  соответствии  с  принципами  и подходами, определенными  ФГОС ДО:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 

-принцип научной обоснованности и практической применимости; 

-принцип критерия полноты, необходимости и достаточности; 

-принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; 

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 

-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; 

-принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей  его психического развития  на каждом возрастном этапе; 

-принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов. 

  1.   Планируемые результаты освоения. 

2.1.  Ожидаемый результат:

Подготовительная к школе группа:

  • представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети;                                                                                                                  
  • патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине,  представления о Родине – России;                                                                                         
  • представления о событиях, происходящих в стране,  чувство гордости за ее достижения;                                                                                       
  • знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы);                                             
  • представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна;                                                                                                 

представления о Москве — главном городе, столице России;                               

  • расширятся знания о государственных праздниках, о Ю. А. Гагарине и других героях космоса;                                                                                                                      
  • углубятся знания  детей о Российской армии.                                
  1.   Содержательный раздел  программы. 

3.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы.

       Региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы.

      Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.  Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе. Формы работы с детьми проводятся либо в определенно выделенное время, либо в течение дня в режимных моментах.

3.2. Тематический план в подготовительной к школе группе

№ п/п Тема
1 «Праздник знаний. Школа нас ждет»
2 «Наш детский сад. Профессии взрослых они такие важные»
3 «Хлеб – всему глава»
4 «Осень золотая. Дары природы» 
5 «Любимые домашние животные и человек»
6 «Я расту воспитанным гражданином своей страны»
7 «Моя семья и я. Традиции »
8 «Улицы моего города и его достопримечательности».
9 «Правила общения детей в обществе. Духовное наследие».
10 «Родная страна, мой город. Памятные места»
11 «Поздняя осень. Красота родного края»
12 «Свойства материалов»
13 «Путешествие по Москве и его достопримечательностям»            
14 «Что за чудо  – эти сказки. Русский фольклор»
15 «Зимушка – зима. Русские народные забавы»
16 «Новый год у ворот»
17 «Защитники Родины – звучит гордо! Профессии»
18 «Народная культура и традиции русского народа»                                              
19 «Спорт, здоровье, и человек»                                          
20 «Транспорт родного города»
21 «Защитники Отечества. Армия»
22 «Я и мои друзья. Дружба – что это?».
23 «Мама – самое прекрасное слово. Женщины – герои».
24 «Одежда. История и современность»
25 «Школа – наш второй дом»                                          
26 «Книги – источник знаний. Библиотеки».
27 «Космонавтика».
28 «Архитектура. Разные дома»
29 «Природа родного края. По страницам Красной книги »
30 «История Великой Отечественной войны. День Победы»
31 «Мир искусства России»
32 «Времена года. Лето»
33 «Законы, по которым  живет человек»

  Перспективный план работы в подготовительной к школе группе

                        Неделя                                                                                                                                                                             Тема                                   Программные задачи                                           Формы работы
Сентябрь
Первая неделя «Праздник знаний. Школа нас ждет» Формировать у детей знания  о празднике начала учебного года. День радостных встреч с персонажами литературных произведений. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ, учителю. Праздник «День знаний»    

Презентация: «Школа».                              Сюжетно – ролевая игра: «Я иду в школу»

Вторая неделя «Наш детский сад.                 Профессии взрослых – они такие важные» Познакомить с профессиями родителей, расширить знания о многообразии профессий. Викторина: «Путешествие в мир профессий.                                 Профессии взрослых»  

Рисование:  «Профессии  нашего детского сада»                          

Третья неделя «Хлеб – всему голова» Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.

 Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.

Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране. Обобщить и закрепить знания о сельскохозяйственных работах на поле в разное время года

ООД «Хлеб – всему голова»,                  Пословицы и поговорки о хлебе.

Сюжетно – ролевая игра «Хлеборобы»

Четвертая неделя «Осень золотая. Дары природы. Природа и человек» Расширить и уточнить представления детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, о символике; вызвать у детей чувство гордости за свой город, интерес к достопримечательностям города, улицам, реке, на которой стоит город, желание сделать его еще уютнее и красивее;

– закрепить названия города, реки, достопримечательностей города, отличительные символы города (герб)

Виртуальная экскурсия: «Мы на прогулке по улицам города» 

Выставка детского творчества: «Кладовая осени». 

Пятая неделя «Любимые домашние животные и забота человека» Углублять представления  детей об условиях жизни домашних животных, об их повадках,  условиях проживания. Воспитывать доброту и сострадание  к животным, желание не причинять им вред. 

Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

ООД  «Наши домашние питомцы»

Рисование: «Мой питомец»                                

                                                                Октябрь
Первая неделя «Я вырасту воспитанным и добрым» Расширение представлений  о  соблюдении правил  культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Беседа: «Будь вежлив»

Чтение книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»   Г.П. Шалаева

Вторая неделя «Моя семья и я. Традиции» Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.

Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.

Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

ООД  «Мои права и обязанности в семье»

Дидактическая игра «Угадай, о ком я говорю».

Третья неделя «Улицы моего города и его достопримечательности». Закрепить знания об опасностях, которые могут ждать детей на улице.

Обобщить знания детей о сигналах светофора, видах транспорта.

Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.

В игровой форме закрепить знания правил дорожного движения.

ООД «Азбука дорожного движения»

 

Свободное рисование «Светофор»

Четвертая неделя «Правила общения детей в обществе. 

Духовное наследие».

Воспитывать у детей нравственные нормы: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку.  Беседа: «Зло и добро»                                Ситуация общения «Учимся быть вежливыми и воспитанными»                           

Викторина «Вежливые и добрые слова, творят чудеса ».

                                                              Ноябрь
Первая  и вторая недели «Родная страна, мой город. Памятные места» Обобщить и систематизировать знания о государственных символах, расширять словарь детей;

Закреплять названия крупных российских городов и рек; закреплять знания детей о декоративно- прикладном искусстве: Дымка, Гжель, Хохлома, Русская матрешка.

Образовательное событие «Игра – путешествие в страну знаний о России».   

  Конкурс чтецов:                                                     «Стихи о Родине».                                            

Третья неделя «Поздняя осень. Красота родного края» Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Расширять и уточнять представления о животных и  растениях  поздней осенью.

Уточнить и систематизировать знания детей о том, как все живое приспособилось к сезонным изменениям среды жизни.  Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства и гражданские чувства.

ООД «Как готовятся к зиме растения, животные, люди»

          

Творческая мастерская: «Поздняя осень ».          

Четвертая неделя «Свойства материалов» Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению  для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать  уважение  к  людям труда, патриотические чувства. ООД  «Свойства материалов»     

 Экспериментирование с детьми по определению свойств материалов  по желанию детей.                                                              ДекабрьПервая неделя                                            «Путешествие по Москве и ее достопримечательностям»            

Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.

Обобщить и расширить знания о Москве, о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.

Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о Москве.

Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

ООД   «Москва – столица нашей Родины. 

Достопримечательности» 

                                          Дидактические игры:                                                              «Вопрос-ответ».          

Вторая неделя

«Что за чудо  – эти сказки.

Русский фольклор»

Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;
• прививать любовь к устному народному творчеству;

 

Через  русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру,  воспитывать любовь к родине.

Викторина  по русским народным сказкам

Рисование:     «Моя любимая сказка».                                            

Выставка детских книг: «Моя любимая сказка»

Третья неделя«Зимушка- зима. Русские народные забавы»

Расширение и обобщение знаний детей о зиме, развивать исследовательские компетенции.

Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру.

ООД «В гости к нам зима пришла»

Наблюдение «Зима пришла»    

Акция «Покормим птиц зимой»                         

Четвертая неделя«Новый год у ворот. Традиции русского народа»

Ознакомление с традициями празднования Нового года в различных странах.

Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям.

  ООД «Народные традиции. Новый год»

 Рисование:                               «Новогодний калейдоскоп»                                          

                                                                      ЯнварьВторая неделя«Защитники Родины – звучит гордо! Профессии мужчин»Обогатить  представления детей о мире профессий мужчин  и предметах,  связанными с ними. Различать трудовые действия, характерные для их специальности. Воспитывать уважение к труду  мужчин, армии. 

ООД «Рода войск»     

                            

Дидактические  игры по теме недели.

Третья и четвертая неделиНародная культура и традиции русского народа.                                              Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега.

 

 

ООД  «Русские народные игрушки»   

                                                               Дидактическая игра        «Народные промыслы России»

                                                              ФевральПервая неделя«Спорт и человек»                                          Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровому образу жизни, накопление и обогащение знаний детей об олимпиаде, совершенствовать знания о различных видах спорта, желание заниматься спортом.

Беседа: «Спорт – это здоровье»                                                                      

Рисование: « Мой любимый вид спорта»                                  

Дидактическая игра «Зимние виды спорта»                                                                                   

Вторая неделя«Транспорт родного  города»

Формировать знания о транспорте, его видах

Развивать умение детей различать наземный, воздушный и водный транспорт. Развивать мыслительную деятельность, внимание.

Воспитывать познавательный интерес

  ООД «Транспорт на службе человека»                                     

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в такси».

Третья неделя«Защитники Отечества. Родная Армия» Продолжать расширять представление детей о предстоящем празднике.  Знакомить с родами войск, названиями военных профессий и военной техники. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. 

Беседа «Защитники Отечества. Родная Армия»

Рисование:  «Солдат на посту»                         Сюжетно-ролевая игра: «На фронте»                                                                           

Четвертая неделя«Я и мои друзья. Дружба – что это?»

Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга

(разные имена, фамилии, внешность, характеры), но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к  окружающим людям, детям,  независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков. 

Познакомить детей с понятиями генеалогического древа семьи, родословной.

Беседа о доброте.
ООД  «Генеалогическое древо семьи»
Рисование «Мой лучший друг»

 

                                                                        МартПервая и вторая  недели«Мама – самое прекрасное слово на земле».

Расширять знания детей о празднике 8 Марта, его значении.

Воспитывать любовь и уважение к женщинам России.

 

ООД ко Дню 8 Марта 

Беседа «Международный женский день»

                   

 

Третья неделя«Одежда. История и современность»

Закрепить знания детей о русском национальном костюме, о значении деталей костюма.

Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию.

Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси.                                        

ООД «Русский национальный костюм»

 

Четвертая неделя«Школа»                                                                                   

Расширить  знания  детей  о  школе,  школьных  принадлежностях; качествах, необходимых школьнику. 

Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр.

Беседа: «Школа».                              

Сюжетно-ролевая игра: «Школа»  

                                                                        АпрельПервая неделя «Книги – источник знаний. Библиотека».

Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том, как она появилась и о необходимости  ценить труд многих людей, вложенный в  книгу: работников типографии, художников, писателей.  

Научить понимать ценность книги как объекта познания, объяснять основные жанровые особенности русских сказок, пословиц, загадок. 

Воспитывать умение беречь книги.

«Беседа об истории создания книги»

Ручной труд:                       «Ремонтируем наши книжки»  Экскурсия в библиотеку города.

Акция «Книжки-малышки – малышам»

Вторая неделя«Космонавтика. История и люди».

Обобщать представления о труде космонавта, необходимости и важности этой профессии.

Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса.

Расширять представления детей об окружающем мире: познакомить детей с понятием «космос», «звезда», «созвездие».

ОД  «Беседа о космонавтах».

Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты » 

Третья неделя«Архитектура. Разные дома».

Познакомить детей с понятием «архитектура»; с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе со зданиями ………

Расширить представления о том, что различия в архитектуре зависят от их назначения.

Учить различать здания разного назначения – жилые и общественные.

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части и их функциональное назначение.

ООД «Знакомство с архитектурой».

Рисование: «Дома моего города»                              

Четвертая неделя«Природа родного края.     По страницам Красной книги» Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Формировать у детей основы экологической культуры.

Беседа «Что такое Красная книга»

Выставка детского творчества: «Моя цветущая планета»

                                                                              МайПервая неделя«История Великой Отечественной войны. День Победы»

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.

Воспитывать любовь и благодарность к людям старшего поколения воевавшего на войне.

Воспитывать любовь к Родине.

ООД «Это день Победы»

Участие в акции «Бессмертный полк»                            

Экскурсия и возложение цветов к памятнику.                              

Вторая неделя«Мир искусства России»

Дать представление о предметах музейной коллекции, как о хранителях памяти прошлого.

Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей, прославивших Россию.

Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей, их талант.

Способствование реализации потенциала личности.

ООД «Необычные музеи России и мира» 

 

Сюжетно-ролевая  игра «Путешествие в театр»

Третья неделяВремена года. “Лето – дивная пора”. Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, представления об экологических проблемах города; воспитывать уважение к труду горожан

  ООД «Планета Земля – мы любим тебя»                         

День взаимопомощи «Зеленая улица»  (озеленение территории детского сада).

 

Четвертая неделя
«Законы, по которым  живет человек»

Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, желание и умение прощать, любовь к малой родине.

Результатом будет являться приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

ООД «Права и обязанности ребёнка»

Беседа о толерантности

 

 

 

3.3 Рекомендуемый список художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы
Сентябрь.  Формирование представлений о скромности, хвастовстве, добре и зле, об общественной значимости труда. 

«Заяц-хвастун», рус. нар. сказка 

В. Крупин «Отцовское поле» 

Б. Житков «Что я видел» (главы «Как меня назвали», «Про что мама с папой говорили», «Как мама на меня сердилась») 

«Каждый свое получил» эстонская сказка; 

С. Маршак «Двенадцать месяцев» 

Октябрь  Воспитание дружбы, взаимовыручки 

Л. Толстой «Пожарные собаки» 

Е. Серова «Нехорошая история» 

«Лиса и рак» русская нар. сказка 

Ноябрь  Воспитание уважения к труду взрослых, заботливое отношение к старым людям, желание делать для старших добро 

Л. Воронкова «Ссоры с бабушкой» (из книги «Солнечный денек») 

Е. Пермяк «Для чего нужны руки» 

С. Капутикян «Моя бабушка» 

И. Туричина «Человек заболел» 

Л. Толстой «Старик и яблони» 

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 

Декабрь  Формирование представлений о скромности, справедливости, любви к Родине, уважение к защитникам Отечества 

«Айога» нанайская нар.сказка 

А. Митяев «Почему армия всем родная» 

А. Барто «На заставе» 

К. Паустовский «Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец». 

С. Георгиевская «Галина мама». 

Январь  Формирование представлений о честности; воспитание правдивости, чувства справедливости, доброжелательности, сочувствия желания прийти на помощь тем, кто попал в беду 

В Осеева «Почему» 

К. Чуковский «Айболит» 

Н. Артюхова «Трудный вечер» 

П. Ершов «Конек-горбунок» 

Февраль  Воспитание доброты 

П. Бажов «Серебряное копытце» 

Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок» 

Б. Житков «Обвал» 

Март  Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к близким; формирование представлений о том, что жесткость людей справедливо наказывается 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка в обр. М. Булатова). 

«Кукушка « ненецкая нар. сказка 

Апрель  Воспитание уважения, чувства гордости по отношению к людям, 

4.Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию. Подготовительная к школе группа

Дата Тема
Сентябрь  Консультация для родителей: «Как создать родословную своей семьи»                                                                                       Семейный календарь: «Воспитание любви и уважение к природе родного края у дошкольников»                                                                                                            
Октябрь  Беседа: «Я, моя семья и Родина – единое целое»

 Ширма: «Русское народное прикладное  искусство и традиции»

Ноябрь Семейный календарь: «Духовно – нравственное воспитание детей через знакомство с русским народным творчеством»

Оформление стенда в приемной группы: «Патриотическое и нравственное воспитание дошкольников. Растим гражданина своей Родины»»

Декабрь Акция: «Поможем птицам»                                   

Беседа:  “Воспитание у детей любви к Родине через ознакомление с окружающей природой»                                                                                     

Январь Беседа: «Книги  о России, их значение в гражданско – патриотическом воспитании дошкольников»                                                             Семейный календарь: «Нравственно – духовное  развитие дошкольников через художественное творчество»                                                                                                                                                   
Февраль Семейный календарь: « Согласие между родителями – это важно»                                                                                                                       Рекомендации: «Растим юного защитника Родины»                                 Оформление газеты, посвященной  Дню защитника Отечества»                                                                                      Выставка рисунков: «Наши замечательные папы»
Март  Консультация: «Роль родителей в возрождении русских традиций в семье»                                                                                           Беседа:  «Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу»                                                                                                                                                                       Фотовыставка «Мы- мамины помощники»
Апрель  Семейный календарь: оформление альбома с родителями: «Чтобы помнили потомки. Ветераны наша гордость» . Посещение музея  города 
Май  Консультация: «Как создать герб и флаг своей семьи»            

Семейный календарь: ” Патриотическое воспитание в условиях семьи. Памятные места героического прошлого нашего города”                                                                                   

 Выставка рисунков: «Этих дней минувших слава!»                                    

 Участие в акции «Бессмертный полк»                                                                                     

 

  1. Используемая литература:
    1. Алешина М.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Москва 2008г.
    2. Алябьева Е.А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками», Москва 2003г.
    3.Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008 г.

4.Зеленова Н.Г., Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва, 2008г.     

5.Земскова-Названова Л.Н. «Люби и знай родной свой край» Москва, 2007 г.                              

6.Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис-Пресс, 2009

7.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006, 

8.Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. 

9.Новицкая М.Ю.  «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

10.Практическое пособие для педагогов ДОУ. – Воронеж. ТЦ «Учитель», 2005.

11.Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г. 

  1. Инновационная программа дошкольного образования “От рождения до школы”, издание 6-е дополненное, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой,  Мозаика-Синтез, 2020 г. 

13.Ресурсы сети интернет.                                                               

 

 

Диагностика выявления уровня нравственно-патриотического воспитания

детей  подготовительной к школе группы

 

Технология Е. А. Поздняковой «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий» / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 148 с. 

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:

3 балла – Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь, нацелен на самостоятельность.

2 балла – Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

1 балл – Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе дошкольного возраста

№ п/п Ф.И.О. 

ребенка

Может назвать название города, в котором живет Знает дом. адрес, адрес детского сада Может назвать некоторые достопримечательности родного города/поселения Может назвать предметы быта, жилище человека Знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается Умеет заботиться о близких. Проявляет дружелюбия. Знает историю народной культуры и традиций, народная игрушка, народные праздники. Жилище человека и предметы быта Имеет представление о мужских и женских профессиях Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)
н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к
1 2 3 2 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 28 33
Итоговый показатель по группе (среднее значение) 56 63 52 66 50 64 56 65 52 64 52 65 61 65 61 66 65 64 58 65 52 61 615 699

 

29 – 33 баллов – высокий уровень

13 – 28 баллов – средний уровень

1 –12 баллов – низкий уровень

 

Уровень Начало года, % Конец года, %
Высокий
Средний
Низкий