Слайд 1.
Добрый день уважаемые студенты, будущие коллеги. Мы учителя-логопеды дошкольного образовательного учреждения №33 «Аленький цветочек» Голубцова Оксана Павловна и Дмитриенко Анастасия Сергеевна приветствуют Вас.
Сегодня наше выступление посвящено созданию развивающей предметно пространственной среды и подбору разнообразного материального обеспечения для работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.
Хочу сразу сказать, что весь игровой, дидактический, наглядный материал, должен возбуждать мотивацию к общению, совместной деятельности и в конечном итоге запустить речь ребенка.
Правильный подбор материала с учётом разнообразия сенсорной стимуляции и привлечением разнообразных видов деятельности сам по себе уже несёт компенсаторную психофизиологическую основу, кроме того позволит избежать излишней дидактизации занятий, так как на первом этапе ребёнок должен пожелать воспринять образ. Он должен иметь возможность манипулировать предметами, прежде чем захотеть их назвать.
Невозможно предугадать, сколько упражнений понадобится конкретному ребёнку. Фантазия и энтузиазм специалиста должны быть безграничны. Поэтому Мы Вам хотим представить свои пособия для работы с неговорящими детьми по следующим направлениям.
Слайд 2.
- Развитие неречевых психических функций.
Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у ребенка развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Мы использую музыкальные игрушки и шумовые инструметы (металофон, трещетки, клавесы, звоночки и т.д.), мы учимся различать их звуки, определять и воспроизводить последовательность их звучания и местоположение музыкального инструмента в пространстве. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Просим ребенка отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.
Развитие зрительного внимания и памяти. В процессе дидактических игр «Цветные медвежата», «Радужные камешки», «Фермерский магазин» формирую представления о сенсорных эталонах. С помощью игр «Прятки», «Где спрятался…?» формируется умение удерживать в памяти ряд предметных образов (игрушки, предметы, картинки).
Развитие пространственных представлений и ориентаций. Развиваем у ребенка умение ориентироваться в схеме тела, сначала по подражанию, а затем по речевой инструкции, учим располагать картинки в пространстве, складывать разрезные картинки, складываем из палочек и кубиков.
Развитие у ребёнка подражательной способности – подражать действиям с предметами, движениям рук, ног, головы, что является основой для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Слайд 3.
- Развитие двигательных функций.
Моторное развитие.
В процессе реализации этого направления развития мы используем в своей работе физминутки, речевые игры с движением, логоритмические игры, ортоковрики, нейродорожки, балансиры, кинезиологические мешочки с песком, прыгучие мячи.
Слайд 4.
Совершенствование функциональных возможностей пальцев и кистей рук.
Игры – шнуровки, пальчиковые игры с нестандартным материалом (шишками, платочками, прищепками и др.), мозаики, игры с песком, кинезиологические упражнения и нейро – игры.
Слайд 5.
- Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
Основой звучащей речи является правильное дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Начинаем работу с постановки диафрагмального дыхания, формируем его по подражанию, далее переходим к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи. Работа, над плавным и длительным выдохом через рот, проводится с речевым и без речевого сопровождения.
Работа без речевого сопровождения проводится в виде различных дыхательных упражнений, мы используем разнообразные игры и пособия («загони мяч в ворота», «воздушный лабиринт», «живые картинки» и др.), которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.
Работу с речевым сопровождением проводим при произнесении на длительном плавном выдохе речевого материала различного по сложности и доступного для ребенка (пение гласных, произнесение сочетаний двух – трех гласных).
Слайд 6.
Правильное звукопроизношение обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата, которые помогает выработать артикуляционная гимнастика.
Для проведения артикуляционной гимнастики, мы используем игровые приемы. Мы играем с игрушками, которые соответствуют названию упражнения, рассказываем артикуляционные сказки. Также нам помогает логопедическая кукла Мартышка, гусь, который показывает упражнения для язычка и помогает детям раскрепоститься.
Работа над пассивным словарем предполагает на начальных этапах работы ведется над пониманием элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами. Особое внимание уделяется накоплению предметного словаря на темы наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают. Для актуализации словаря я использую разнообразную наглядность: картинки, фотографии, игрушки, дидактические игры.
Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Чтобы ребенок понимал эти действия мы обыгрываем их с помощью игрушек.
Слайд 7.
Работа над активным словарем начинается с вызывания звукоподражаний, междометий, звуков раннего онтогенеза с помощью игровых ситуаций (бросаем с ребенком камешки в ведро «Ба», кормим животных «Ам», катаем на машине лялю «Би-би» и др.) Подражаем крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).
Слайд 8.
- Развитие слоговой структуры слова.
Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова у детей со сформированными начальными произносительными навыками является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок подобранных по типам слоговой структуры. Мы в своей работе применяем произнесение слов и слогов с использованием двигательных опор: произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку, проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек (используются различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.) Слова, которые подбираются для отработки, должны быть понятны для ребенка и удобны для произнесения. Вначале это более легкие слова по своей слоговой структуре: аморфные слова, затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, потом односложные слова.
Постепенно слоговая структура слов усложняется.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Становление лексико – грамматического строя речи у детей происходит благодаря подражанию речи взрослого в процессе постоянного общения, как в организованной, так и в свободной деятельности. Формирование лексического строя происходит на каждом занятии.
Слайд 9-10.
- Развитие «фразовой» речи.
Как только у ребенка появляется даже самый незначительный словарный запас мы начинаем работу над фразой. Вначале это простое двусоставное предложение (Вот киса. Это мама.), затем построение простой фразы «предмет и его действие». В работе над фразовой речью нам помогает применение фразовых конструкторов, обыгрывание и произнесение выполненного действия. Используем театрализованную деятельность, инсценируем с детьми русские народные сказки, потешки с помощью пальчикового и кукольного театра.
Уважаемые коллеги сегодня мы осветили основные направления организации работы на начальном этапе коррекционной работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста, а также поделились опытом работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует раскрытию потенциальных речевых возможностей детей раннего возраста и максимальной коррекции в речевом развитии.
Слайд 11.
На этом мы заканчиваем наше выступление. Спасибо за внимание!