Учитель-логопед Ри Ольга Романовна

Развитие речи (ФЛГК и развитие связной речи) в подготовительной к школе группе комбинированной направленности с детьми с ТНР

Тема: Человек. Части тела

Цель: закрепить знания детей о теле человека.

Задачи: закреплять умение образовывать существительные множественного числа; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; упражнять детей в согласовании существительных с числительными; обратить внимание детей на многозначность слов; учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему

Оборудование: проектор, экран для проектора.

Ход занятия

I Организационный момент:

– Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил

– Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

– Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)

Громким детским голосам! 

А теперь все дружно сели, 

На меня все посмотрели.

 

  1. Введение в тему занятия

Слайд 2. Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

– Как вы думаете, кто это? (человек). 

– Вы догадались о чём мы будем говорить? (о человеке)

– Интересно, а кто это к нам пришёл? (Кощей бессмертный)

– Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну-ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.

 

  1. Загадки
  2. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

  1. Между двух светил я в середине один. (Нос)
  2. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги).

  1. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
  2. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

  1. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в …(живот)
  2. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).

 

Кощей: – Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

 

  1. Упражнение «Вспомни»

Слайд 3. 

Педагог: Вспомните о чём были загадки Кощея. (глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот)

 

  1. Игра «Доскажи словечко»

Слайд 4. 

– Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

– Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами.? (смотрим). Носом.? (дышим, нюхаем). Ртом.? (едим, пьем, говорим). Руками.? (берем, держим). Пальцами.? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами.? (ходим, бегаем, прыгаем).

 

  1. Игра «Назови ласково»

Слайд 5. 

– Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? (красная шапочка) Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласкова – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

– У моей внучки не рука, а ручка и т. д. Нога (ножка, плечо (плечико, нос (носик, волос (волосик, палец (пальчик, голова (головка, головушка, щека (щечка, ухо (ушко, живот (животик, глаз (глазок).

 

  1. Игра «Расскажи про великана»

Слайд 6. 

– Посмотрите прикатился к нам румяный колобок. Ой, посмотрите какой он напуганный! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Не руки, а. ручищи; не глаза, а. глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а. кулачищи; не локти, а. локтищи; не ноги, а. ножищи; не ногти, а. ногтищи; не зубы, а. зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.

 

  1. Физкультминутка

Слайд 7. 

– К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик

Покажи мне где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

 

  1. Игра «Покажи на себе»

Слайд 8. 

– Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела

Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки

Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой, 

вот что знаем мы с тобой.

 

  1. Игра «Подумай и ответь»

Слайд 9. 

– Из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

– Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

– Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

– Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

– Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

– Спасибо ребята.

 

  1. Игра «Сосчитай»

Слайд 10. 

– Посмотрите, к нам пришёл козлёнок, который любил всё считать. Ему скучно одному, и он приглашает нас с ним посчитать.

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

 

  1. Многозначность слов

Слайд 11. 

– Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он нам хочет рассказать о словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Ручка – у двери, у сумки, авторучка;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула.

Ножки – у стула, у гриба.

 

  1. Составление рассказа о себе по схеме.

Слайд 12. 

– Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаем попробовать рассказать о себе, опираясь на схему.

(Сначала педагог рассказывает по схеме о себе. Затем дети по желанию составляют рассказ о себе)

 

III Итог занятия 

Слайд 13.

– Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказы!