Учитель-логопед Ри Ольга Романовна
Развитие речи (ФЛГК и развитие связной речи) в подготовительной к школе группе комбинированной направленности с детьми с ТНР
Тема: Человек. Части тела
Цель: закрепить знания детей о теле человека.
Задачи: закреплять умение образовывать существительные множественного числа; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; упражнять детей в согласовании существительных с числительными; обратить внимание детей на многозначность слов; учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему
Оборудование: проектор, экран для проектора.
Ход занятия
I Организационный момент:
– Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил
– Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».
– Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
- Введение в тему занятия
Слайд 2. Ребята послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
– Как вы думаете, кто это? (человек).
– Вы догадались о чём мы будем говорить? (о человеке)
– Интересно, а кто это к нам пришёл? (Кощей бессмертный)
– Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну-ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.
- Загадки
- Два соседа – непоседы.
День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).
- Между двух светил я в середине один. (Нос)
- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги).
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
- У двух матерей по пять сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы, руки).
- Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в …(живот)
- Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).
Кощей: – Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.
- Упражнение «Вспомни»
Слайд 3.
Педагог: Вспомните о чём были загадки Кощея. (глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот)
- Игра «Доскажи словечко»
Слайд 4.
– Я начинаю предложение, вы заканчиваете.
– Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами.? (смотрим). Носом.? (дышим, нюхаем). Ртом.? (едим, пьем, говорим). Руками.? (берем, держим). Пальцами.? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами.? (ходим, бегаем, прыгаем).
- Игра «Назови ласково»
Слайд 5.
– Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? (красная шапочка) Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласкова – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.
– У моей внучки не рука, а ручка и т. д. Нога (ножка, плечо (плечико, нос (носик, волос (волосик, палец (пальчик, голова (головка, головушка, щека (щечка, ухо (ушко, живот (животик, глаз (глазок).
- Игра «Расскажи про великана»
Слайд 6.
– Посмотрите прикатился к нам румяный колобок. Ой, посмотрите какой он напуганный! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.
Не руки, а. ручищи; не глаза, а. глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а. кулачищи; не локти, а. локтищи; не ноги, а. ножищи; не ногти, а. ногтищи; не зубы, а. зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.
- Физкультминутка
Слайд 7.
– К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.
Озорные ножки ходят по дорожке
Шея крутит головою вправо, влево оборотик
Покажи мне где животик?
Наше тело подтянулось, как березонька стройна
Стала ровною спина
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись
- Игра «Покажи на себе»
Слайд 8.
– Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела
Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове
На руках – запястья, локти Уха два и мочки две
Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски
Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки
Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри
Но она всего одна Губы, зубы – посмотри
Подбородок под губой,
вот что знаем мы с тобой.
- Игра «Подумай и ответь»
Слайд 9.
– Из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?
Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.
– Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
– Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/
– Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
– Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/
– Спасибо ребята.
- Игра «Сосчитай»
Слайд 10.
– Посмотрите, к нам пришёл козлёнок, который любил всё считать. Ему скучно одному, и он приглашает нас с ним посчитать.
Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)
- Многозначность слов
Слайд 11.
– Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он нам хочет рассказать о словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула.
Ножки – у стула, у гриба.
- Составление рассказа о себе по схеме.
Слайд 12.
– Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаем попробовать рассказать о себе, опираясь на схему.
(Сначала педагог рассказывает по схеме о себе. Затем дети по желанию составляют рассказ о себе)
III Итог занятия
Слайд 13.
– Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказы!