Муниципальное общеобразовательное учреждение Филиал «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области» им. Героя Советского Союза Сергеева П.Е. в с. Новая Краснянка

Методическая разработка

Игра – макет «Безопасная дорога»

организационная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Педагог: Назинцева Светлана Анатольевна

Содержание

  1. Аннотация…………………………………………………………………………3
  2. Введение……………………………………………………………………………4
  3. Основная часть………………………………………………………………………..6
  4. Заключение…………………………………………………………..……………17
  5. Список литературы….………………………………………….………………..18
  6. Приложения …………………………………………………………………………19

Введение

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов, образовательных областей и направлений через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. 

При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). И поэтому главная  задача состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного,  поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Для практического закрепления навыков у детей по правилам дорожного движения, был разработана  организационная образовательная деятельность с использованием макета  Игра макет «Безопасная дорога». Игра – макет  помогает  воспроизводить реальную обстановку дорожного движения в уменьшенном предметном образце  пространства и объектов мира. 

Игра  макет – результат конструктивно – творческой деятельности детей и педагога. Сделанный руками детей макет приобретает большую значимость, привлекает внимание детей. На всех этапах изготовления макета дети закрепляют правила дорожного движения.

 

Основная часть (описание работы)

Макет  предназначен для непосредственно-образовательной самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. 

Макет рассматривается как ориентированный вид деятельности, который способствует формированию  способности  мыслить, самостоятельно использовать  и применять усвоенные знания и наблюдения в игре, наполняя детей новыми впечатлениями.

Игра с макетом способствует развитию коммуникативного общения: дети взаимодействуют как со взрослым, так и друг с другом в процессе игры, 

учатся договариваться, избегать конфликтов, согласовывать свои действия сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно.

Работа с данным макетом  развивает познавательные интересы: закрепляются такие понятия, как пространство, количество, размер, цвет; дети знакомятся с правилами дорожного движения и дорожными знаками; учатся различать виды транспорта и их назначение.

Макет занимает не много места, легко убирается, не требует серьезных финансовых затрат. Все объекты не прикреплены к макету, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. 

Таким образом, дошкольникам предоставляется возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание дорожной обстановки.

Совместная деятельность 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования игра  включала интеграцию таких образовательных областей как: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Цели и задачи разработки

Цель: Сформировать у детей основы безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • Расширять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;
  • Совершенствовать знания о правилах перехода через дорогу в различных ситуациях;
  • Вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге;
  • Развивать у детей память, мышление, воображение;
  • Воспитывать желание самостоятельно пользоваться знаниями в повседневной жизни.

Ожидаемый результат 

  • Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность,  негативное  отношение к нарушениям ПДД.
  • Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
  • Окажет поддержку в формировании активной коммуникативной позиции в общении друг с другом.

Обоснование проведения мероприятия:

– приведет к усвоению и соблюдению правил дорожного движения, если мы будем организовывать в педагогической практике:

– совместное непринужденное общение и обсуждение проблемных ситуаций;

– совместную познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую деятельности;

– создание развивающей предметной среды;

– совместную деятельность педагога  и детей;

Методы и приёмы: 

игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение.

С использованием макета – (дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем на макете : дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?)

2.1. Описание – хода проведения мероприятия

Методическая разработка  «Безопасная дорога»  для  воспитанников старшего  дошкольного возраста. 

Цель: создавать условия для формирования знаний детей о правилах дорожного движения посредством игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать знания детей о правилах дорожного движения; дорожных знаках, о назначении светофора.

 Развивающие

Развитие навыков осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

Развивать память, внимание, общую, мелкую и артикуляционную моторику.

 Воспитательные:

Воспитание у детей интереса к накоплению знаний правил дорожного

движения, осознанное отношение к своей безопасности.

Воспитывать чувство товарищества, дружеские отношения, желание прийти на помощь.

Материал и оборудование: карточки с изображением дорожных  знаков; игровой макет с изображением дорог, пешеходных переходов, модели и жилых зданий, автостоянки, перекрестков, машины, спец. техника.

Предварительная работа: Создание игры  макета «Безопасная дорога»,  наблюдение за стоящими автомобилями и  движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; изготовление: светофоров (высотой 10см), моделей зданий (дома, магазины беседы с детьми,    отгадывание загадок, рассматривание  иллюстраций  по теме «Правила дорожного движения» дидактические игры «Наша улица»,  «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?»,  «Перекрёсток»,

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение

Тип занятия: – закрепляющий

Цель: Осмысление  воспринятых представлений и формирование  первичных  обобщений  правил дорожного движения

Развивающие образовательные  методики и технологии: метод наглядного  моделирования.  

I этап- вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Ход занятия

I этап- вводный (организационный)

Игра-этюд «Подарим  хорошее настроение» (фронтальная  форма работы) 

Цель: Создание   комфортной  доброжелательной  атмосферы у детей в процессе  игровой деятельности.  

Сюрпризный момент «Приглашение принять участие в экскурсии «В гости к Светофору»

(фронтальная форма работы)

Цель: организация детей , мотивация на  предстоящую  деятельность, развитие  познавательного интереса.

II этап – основной

Развивающая игра «Безопасная дорога». (подгрупповая форма работы)

Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.

 

Ход игры

Вводится персонаж Светофор. Моделируется ситуация, в которой детям необходимо найти верное решение. Ребятам предлагается объяснить свои ответы.

Словесная игра «Что будет, если…» (фронтальная  форма работы)

Цель: развитие речи, активизация словаря воспитанников

Задача: уточнить у детей, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.

Правила: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы. 

Игровое задание: «Знаки дорожные помни всегда» (работа в парах)

Цель:   различать и понимать дорожные знаки, предназначенные водителям и пешеходам.

 развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Проблемная ситуация  «Кто важнее всех на улице»

Цель: активизация  мыслительной  деятельности воспитанников, творческого воображения.

Катя крепко спала. И снился ей сон. Будто идёт она по улице, а рядом машины проносятся — легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы, мотороллеры. Даже велосипед один проехал, и все без водителей. Ну прямо как в сказке! И вдруг Катя услыхала, что машины разговаривают между собой. Да ещё самым настоящим человеческим голосом.

«Разойдитесь! Пропустите!» — кричала спешившая куда-то машина с шашечками — такси.

«Вот ещё! Мне тоже некогда», — пробурчал грузовик, нагруженный кирпичом.

«Кому торопиться, так это мне, — заявил остановившийся на остановке автобус. – Я важнее всех. Людей вожу с работы и на работу».

«А я письма и телеграммы развожу, — пропищал проезжавший мотоцикл. – Разве это неважно?»

«Важно, важно, но пропустите меня, — заявил мотороллер с кабиной, на которой было написано «Сосиски». Мне в школу. Дети там ждут завтрака».

«Все важны, все важны! – вдруг щёлкнул на перекрёстке светофор. – Но давайте ехать по порядку, по правилам».

И он посмотрел на них сердито красным глазом.

 

Игра – викторина «Дорожное лото»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

III этап. Окончание занятия

Рефлексия «Солнечный лучик»

Цель: анализ результатов  деятельности воспитанников

                

                                    

Заключение

Таким образом, в ходе совместной деятельности формировалось представление у детей о пешеходном переходе, дорожных знаках,  закреплялись знания правил дорожного движения на регулируемом пешеходном переходе, закреплялись знания о назначении и сигналах светофора, формировался практический навык движения по улицам с помощью макета.

 Наш опыт показал, что для эффективного изучения и закрепления с детьми ПДД необходимо создать такие условия, при которых воспитанники будут погружены в обстановку, приближенную к реальности. Макет «Безопасная дорога», а также использование современных методов и технологий дошкольного образования, позволяет достичь этой цели.

Список литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.
  2. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

 

Приложения

1.Развивающая игра  «Дорожное лото»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

Ход игры:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.

 

2.Словесная игра «Что будет, если…»

Цель: Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения? Почему важно переходить улицу там, где есть знак “пешеходный переход”? Почему водитель пропускает пешехода? Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание.

Так же макет можно использовать при беседах, отгадывании загадок по дорожной азбуке.

Ход игры

А теперь предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…».

Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.

– Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?

Дети: Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.

– Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?

Дети: Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, может не справиться с управлением, что может привести к неприятным последствиям.

– Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?

Дети: Водитель поедет на красный свет , что приведет к аварии.

– Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Дети: Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который движется правильно – по правой стороне.

– А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.

Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ.

В конце игры воспитатель подводит итог.

– Мы с вами выяснили, для чего нужны правила дорожного движения и почему так важно их знать и соблюдать. А также, какие могут быть последствия, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.

  1. Игровое задание  «Знаки дорожные помни всегда»

Цель: различать и понимать дорожные знаки, предназначенные водителям и пешеходам.

Стихи по ПДД

Что за знак такой висит?
– «Стоп!» – машинам он велит.

-Переход, идите смело
по полоскам черно-белым.
(Пешеходный переход)

Зорко смотрит постовой
за широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом.
Остановятся все сразу.
А зеленый глаз глядит,
Говорит тебе – иди.
(Светофор)

 

В белом треугольнике
с окаемкой красной
человечкам-школьникам
очень безопасно.
Этот знак дорожный
знают все на свете:
будьте осторожны,
на дороге …
(Дети)

У него два колеса и седло на раме

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено»)

 

У него суровый норов –
Длинный, толстый, словно боров,
Он залег у перехода,
Защищая пешехода.

(Лежачий полицейский.)

 

Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги –
Берегите свои ноги!

(“Дорожные работы”.)

 

Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь загзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой…

(“Опасный поворот”.)

 

Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской ………

(помощи)

Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт …

(питания)

Не доедешь без бензина,
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
“Рядышком бензоколонка!”

(Знак «Автозаправочная станция»)

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

(Знак «Место остановки автобуса»)

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!

(Знак «Въезд запрещен»)

Коль в грязи капот и шины,
Надо срочно мыть машину.
Ну, раз надо, значит, надо.
Вот вам знак, что мойка рядом!

(Знак «Мойка»)

 

Этот знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)