Мониторинг, как система оценки результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в условиях логопункта
Оценка индивидуального развития детей может проводиться учителем-логопедом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Логопедическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для логопедической диагностики — альбомы и протоколы логопедического обследования детей раннего возраста, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, индивидуальные карты речевого развития детей, получающих логопедическую помощь, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития речи каждого ребенка.
В ходе образовательной деятельности учитель-логопед создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых) характеристик речи, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик речи, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности коррекционно-логопедической работы взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Мониторинг речевого развития детей разработан на основе методик Т.Б.Филичевой, Л.Н.Ефименковой, Е.М.Мастюковой, М.А.Поваляевой с целью отслеживания результатов коррекционной логопедической работы. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия.
Результаты среза оцениваются в соответствии с разработанными критериями. Исходя из полученных данных, по формуле выводится средний балл и коэффициент речевого развития. Мониторинг позволяет более детально отследить речевое развитие ребенка, и в соответствии с полученными результатами внести изменения и дополнения в последующую коррекционно-логопедическую работу.