Н. Г. ПОРОХОВА
МБУ ДО «Детская школа искусств № 34»
г. Северодвинск
МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР ОПЕРЫ
(НА ПРИМЕРЕ ОПЕРЫ Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»)
Методическая разработка урока по «Музыкальной литературе»
с учащимися 4 А класса
(с электронным приложением учебно-методических материалов)
Аннотация: урок систематизации и текущего контроля знаний, умений учащихся по окончании изучения объемного тематического материала, связанного с введением в музыкально-театральный жанр оперы. В ходе урока используются интерактивные методы работы (работа в сотрудничестве, карточки), а также, мультимедийное сопровождение в виде презентации, в которой содержатся задания, направленные на активизацию учащихся реализовать свои навыки в практической деятельности. В качестве домашней самостоятельной работы — для формирования целостной системы ведущих знаний — моделирование учащимися индивидуального творческого мини-проекта «Буклет к опере «Снегурочка». Материалы урок многофункциональны и могут быть использованы преподавателями комплексно в условиях тематического аудиторного занятия, а также – как отдельные самостоятельные сегменты для проработки тех или иных задач.
Ключевые слова: понятия-термины, вокальные тембры, видео викторина, видео клавир, мультимедийный тест.
Опера является самым объёмным и сложным музыкально-театральным жанром, вмещающим в себя практически все виды искусства. Охарактеризовать оперный жанр — значит ответить на большое количество вопросов: какова структура и содержание, кто участвует в создании и исполнении, из каких компонентов складывается образ того или иного персонажа. Отвечая на данные и многие другие вопросы, у учащихся на начальном этапе изучения оперного жанра формируется определенная база терминов и понятий, таких как: музыкальная драматургия, либретто, увертюра, действия, партитура, ария, речитатив, которая, в дальнейшем будет способствовать качественному и осмысленному изучению конкретных музыкальных произведений, а также, формируются основы музыкальной культуры.
Решение таких непростых и интересных задач, учитывая программные требования курса «Музыкальная литература», возрастные особенности учащихся, предлагается реализовать на основе ознакомления с оперой Н.А.Римского — Корсакова «Снегурочка».
Цель: систематизация и проверка уровня сформированности базовых знаний у учащихся 4А класса для их последующего успешного осознанного изучения, восприятия произведений оперного жанра в старших классах.
Задачи:
- Обучающие:
— контроль усвоения теоретических понятий-компонентов музыкально-театрального жанра оперы: либретто, партитура, клавир, оркестровая яма, увертюра;
— обобщение, проверка знаний главных действующих лиц оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;
— систематизация, проверка знаний певческих вокальных тембров через их соответствия с героями оперы «Снегурочка»;
— проверка знаний музыкального/видео материала оперы «Снегурочка» (видео викторина на основе фрагментов из одноименного мультипликационного фильма-оперы);
— проработка практического навыка характеристики образа Леля через анализ Песни «Туча со громом сговаривалась» в тестовой форме;
— формирование целостной системы ведущих знаний через моделирование учащимися индивидуального творческого мини-проекта «Буклет к опере «Снегурочка» в качестве домашней самостоятельной работы (сдача на аудиторных занятиях в период изучения материала);
- Развивающие:
— начальный навык умения рассуждать, осмысливать, сравнивать, строить речевое высказывание;
— навык музыкального анализа образа оперного героя (на примере анализа образа Леля);
— критического мышления;
— навык слушательского опыта;
— памяти (зрительной, слуховой, образной, ассоциативной);
— восприятия (зрительного, слухового, чувственного);
— внимания;
— начальный навык оценочных действий в обсуждении результатов по итогу выполнения заданий.
- Воспитательные:
— формирование волевых, коммуникативных качеств учащихся;
— навыка сотрудничества друг с другом;
— личностного и творческого развития учащихся, музыкальной социализации;
— активизации учащихся и их мотивации к учебной деятельности;
— повышение интереса к предмету теоретического цикла.
Участники: группа из 8 учащихся 4 А класса.
Реализуемая образовательная программа: программа по учебному предмету «Музыкальная литература» в структуре дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8-9 лет обучения.
Продолжительность – 45 мин.
Оборудование – интерактивная доска, ноутбук.
Тип: урок систематизации и текущего контроля знаний, умений по окончании изучения объемного тематического материала.
Вид: текущий урок-зачет.
Форма – групповая.
Технологии (их элементы): игровые, здоровьесберегающие, лично-ориентированные, информационно-коммуникативные, проблемно-диалогическая, проектная, сотрудничества.
Методы – словесный (беседа), наглядный (объяснительно-иллюстративный: презентация с дидактическим, изобразительным материалом, слуховой), частично-поисковый, практический.
Приемы – устный фронтальный опрос, работа с карточками, иллюстрациями, устный экспресс-опрос, видео викторина, тестовая работа, самооценка, домашняя самостоятельная творческая работа, похвала (словесная).
Способы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Вид, форма контроля – сочетание устного и письменного контроля (опрос, видео викторина, тест, домашняя творческая работа).
Рефлексия – самооценка учащихся.
Дидактический и иллюстрационный материал [Приложение, с.1-6 https://disk.yandex.ru/i/A4EbFu9ja21DKw].
Структура урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности учащихся (5 мин.)
- Осуществление учебных действий по контролю, обобщению и актуализации знаний (25 мин.)
- Эмоциональная рефлексия учащихся. Подведение итогов (5-7 мин.)
- Домашнее задание (5-7 мин.)
Ход урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности учащихся.
Цель: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.
Задачи: настрой на урок, создание психологического климата, формирование позитивного настроя учащихся, проверка их готовности, мотивации на активную работу, показать свои ЗУН, цель, задачи урока.
Методы: словесный (приветственное слово).
Деятельность преподавателя: активная подача на мотивирование учащихся.
Деятельность учащихся: внимательно слушают.
- Осуществление учебных действий по контролю, обобщению и актуализации знаний.
Цель: выявление качества овладения знаниями, эффективности обучения, действий, направленных на формирование целостной системы опорных знаний.
Задачи: организация и вовлечение учащихся в активную мыслительную и практическую деятельность, контроль/консультирование их действий по выполнению заданий, актуализация умений и навыков.
Приемы: устный фронтальный опрос, работа с карточками, иллюстрациями, устный экспресс – опрос, видео викторина, тест, самооценка, домашняя самостоятельная творческая работа.
Деятельность преподавателя: подача на активизацию учащихся, вопросы, беседа, вовлечение в рассуждения, формулировка заданий.
Деятельность учащихся: осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально, в сотрудничестве, само/взаимоконтроль, коллективная проверка).
Содержание:
- Задание 1. «Расскажи про понятие» [Приложение А. Таблица 1, слайд 2 https://disk.yandex.ru/i/A4EbFu9ja21DKw ].
Цель: выявить качество теоретических знаний, эрудиции учащихся, устного высказывания.
Учебные действия: устные высказывания по ключевым тематическим понятиям. На доске, поочередно, появляются ключевые понятия музыкально-театрального жанра оперы: либретто, партитура, клавир, оркестровая яма, увертюра. Учащиеся в устной форме формулирует ответы на данные определения.
- Задание 2. «Что изображено на картинке» [Приложение А. Таблица 1, слайд 3-6 https://disk.yandex.ru/i/A4EbFu9ja21DKw ].
Цель: выявить навык оперирования терминами на практике, устного высказывания, развитие образного — ассоциативного мышления.
Учебные действия: устные высказывания учащихся по ключевым тематическим понятиям. К каждой из иллюстраций, представленных на доске, определить соответствующее ключевое тематическое понятие из задания 1.
- Задание 3. «Убери лишнее» [Приложение А. Таблица 2 https://disk.yandex.ru/i/SL6PsVkfhOuZYA ].
Цель: проверка знаний главных действующих лиц оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Учебные действия: работа в парах с карточками. Учащимся предложены карточки с именами героев из разных оперных произведений, необходимо выбрать и разложить в отдельную колонку только персонажей оперы «Снегурочка».
- Задание 3а. «Узнай и назови персонажей оперы «Снегурочка» [Приложение А. Таблица 1, слайд 7 https://disk.yandex.ru/i/A4EbFu9ja21DKw].
Цель: актуализация знаний учащихся, применение в новой ситуации.
Учебные действия: устный экспресс-опрос. Назвать героев по предлагаемым иллюстрациям (в качестве дидактического материала – эскизы В. Васнецова к первой постановке оперы «Снегурочка»).
- Задание 4. «Укажи вокальный тембр героев оперы» [Приложение А. Таблица 3. https://disk.yandex.ru/i/Wgy5L46ZnQ8w6g ].
Цель: актуализация знаний вокальных певческих тембров.
Учебные действия: индивидуальная работа с карточками. Разложить карточки в соотношении: герой – вокальный тембр.
- Задание 5. «Видео викторина».
Цель: проверка знаний музыкального/видео материала оперы Н.А.Римского — Корсакова «Снегурочка» (нарезка одноименного мультипликационного фильма-оперы).
Учебные действия: индивидуальная работа с карточками [Приложение А. Таблица 4. https://disk.yandex.ru/i/gpGOS7Tkr2Sn3A].
Из 8 предложенных вариантов, выбрать – 5, разложить в порядке очередности включения видео файлов:
№ 1 — Ария Снегурочки «По ягоды с подружками ходить»:
https://disk.yandex.ru/i/VAxg6_ubwebU5A
№ 2 — Песня Деда Мороза:
https://disk.yandex.ru/i/7_V3jZNF3JC4bQ
№ 3 — Хор «Прощай, Масленица»:
https://disk.yandex.ru/i/AnN-IlR4Tb4mtA
№ 4 — Сцена таяния Снегурочки:
https://disk.yandex.ru/i/fTnOV3DkTKCx5w
№ 5 — Тема Весны, песня и пляска птиц:
https://disk.yandex.ru/i/hNlMNBkpXuIf7Q
- Задание 6. Тест-опрос «Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась».
Цель: проверка знаний, развитие навыка музыкального анализа образа оперного героя (на примере анализа образа Леля).
Учебные действия:
— прослушивание песни с просмотром видео клавира для актуализации знаний: https://disk.yandex.ru/i/kT5KKumLEz9N2w
Педагогическая идея заключается в том, что в созданном видео клавире присутствует движущийся курсор — бегунок (во вступлении в виде красного прямоугольника, в вокальной партии по — нотно), который сопровождает весь музыкальный номер, позволяет формировать у учащихся навык слежения по нотам, не дает глазу «сбиться с пути», поддерживает внимание, развивает слух. Постепенно формируется необходимый навык для музыканта – слухового, визуального, аналитического восприятия.
— Письменная индивидуальная работа с комментариями преподавателя и последующим коллективным обсуждением, проверкой правильных ответов [Приложение А. Таблица 5. https://disk.yandex.ru/i/718KRQW9nsAaTQ]. Тест состоит из 12 вопросов. Принцип компоновки вопросов — от простых (для вовлечения учащихся в процесс) к более сложным заданиям, требующим наличия, как конкретных знаний, так и формирующих аналитические навыки учащихся. Из трех предлагаемых вариантов ответа, которым намеренно не предлагается нумерация – первый, второй, третий — необходимо выбрать один. Отсутствие нумерации ответов продиктовано тем, чтобы учащиеся при выборе проговаривали устно (в данном случае – прописывали) понятия, опираясь на полученные знания, а не выбирали цифры по наитию.
- Эмоциональная рефлексия учащихся. Подведение итогов.
Цель: завершение и обобщение урока.
Задача: актуализация цели урока и приобретенных учащимися тематических знаний.
Методы: словесный (беседа).
Деятельность преподавателя: похвала и поддержка учащихся за работу на уроке.
Деятельность учащихся: внимательно слушают, устный самоанализ особенно интересного.
- Домашнее задание.
Цель: Объяснить учащимся задание и методику выполнения.
Задача: мотивировать учащихся на выполнение.
Деятельность преподавателя: активная подача на включение учащихся в деятельность, вызвать интерес и убедить в необходимости подготовки дома.
Деятельность учащихся: внимательно слушают.
Содержание: в качестве домашней самостоятельной работы — для формирования целостной системы ведущих знаний — решение задач творческого уровня: моделирование учащимися индивидуального творческого мини — проекта «Буклет к опере «Снегурочка» (сдать тем учащимся, кто не сдал на предварительных аудиторных занятиях в период изучения материала).
Критерии: отразить изученные понятия, либретто, главных героев и их исполнителей, краткая история создания, поведения в театре во время спектакля, творческий подход в выполнении.
Краткий вывод:
Урок был проведен согласно учебно-тематическому плану, по окончании изучения объемного тематического материала, связанного с введением учащихся в музыкально- театральный жанр оперы. На предварительных аудиторных занятиях учащиеся получили знания по изучению новых понятий – либретто, партитура, клавир, оркестровая яма, увертюра, были ознакомлены с основными яркими номерами оперы, а также, для повышения интереса, восприятия, с одноименным мультипликационным фильмом. В рамках темы были изучены тембры оперных голосов, начальный навык анализа оперного персонажа на примере образа Леля, который вызвал наибольший, среди всех персонажей, неподдельный интерес у учащихся.
Достигнуты основная цель и поставленные задачи урока. Учащиеся смогли успешно реализовать свои навыки в практической деятельности. Урок показал хорошее восприятие и качество освоения учащимися теоретического и музыкального материала, что подтвердило состоятельность подготовленных заданий, направленных, в первую очередь на их активизацию. Учащиеся с интересом реагировали на их выполнение [Приложение Б. https://disk.yandex.ru/i/_EAXfQ3IbxY8Mg]. Но, в свою очередь, хотелось бы более активных устных рассуждений, смелости в высказываниях. В дальнейшем, необходимо продолжить работу в этом направлении.
В целом, урок способствовал достижению желаемых результатов, возможности раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Стал одной из важных составляющих для последующего изучения тематического материала в области истории музыки в рамках ФГТ, а также необходимым условием для практики сотрудничества, самореализации детей уже на начальном периоде обучения.
Список литературы
- Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: монография. Текст: электронный // Сборник материалов для детских школ искусств: в 2 ч. М.: Минкультуры России, 2012. Ч.1.118 с. — URL:http://rumc09.ru/fgt/arakelova1.doc (дата обращения 15.07.2021).
- Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. Текст: Электронный // М.: Изд-во «Институт психологии могут РАН», 2011. – С. 110-112. — URL: https://uchebnikfree.com/osnovyi-psihologii/klipovoe-soznanie-ego-vliyanie-psihologiyu-33245.html (дата обращения: 10.09.2021).
- Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. — 68-70 с.
- Выгодский Л.С. Психология искусства. – М., 1986. – 573 с.
- Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения. Текст: Электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-voprosy-teorii-i-praktiki-obucheniya (дата обращения: 10.09.2021).
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.,1972. – 384 с.
- Новиков А.М. Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Текст: Электронный // – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с. — URL: http://www.methodolog.ru/books/proekt.pdf (дата обращения: 10.02.2022).
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
- Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный и подход к познанию. Текст : Электронный // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. – Т.1. – № 1. – С.36. — URL https://elibrary.ru/item.asp?id=20617071 (дата обращения: 10.09.2021).
- Пивоварова Н.В. Нестандартные формы уроков: урок-игра, урок-проект. Текст: Электронный // URL: https://открытыйурок.рф/статьи/211634/ (дата обращения: 10.09.2021).
- Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. – М.: Классика XXI – 2007. – 128 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Музыка, 1947. – 355 с.
- Тислер Т. Урок – проект как интерактивная форма обучения. Текст: Электронный // URL: https://pandia.ru/text/78/354/1222.php (дата обращения:10.09.2021)



