Могу быть здоровым и успешным

Е.С. Сауткина, И.А. Порошина

МБДОУ д/с № 2 г. Ставрополь, Ставропольского края

 

«Вот счастливый ребенок», – думаем мы, глядя на смеющегося малыша. Хорошо одетый, окруженный дорогими игрушками кроха также представляется нам счастливым. На самом деле все материальные блага имеют так же мало отношения к счастью, как и дорогие игрушки. Смех так же не может служить показателем счастья, как печаль и задумчивость – показателем несчастья.

Жизнь полна, когда в ней есть все: взлеты и падения, радость и печаль, нежность и гнев. По-настоящему счастливый ребенок – тот, который в полной мере испытывает все эмоции, свойственные его возрасту.

Ни один нормальный, даже маленький, человек не бывает веселым и радостным каждую минуту. Он может быть расстроен, а может быть сердит или разочарован. Если считать счастье неким полюсом, то на противоположном полюсе, скорее всего, подавленность, отсутствие энергии, депрессия.

Нас также не должен вводить в заблуждение темперамент ребенка, его природные особенности. Некоторые дети от природы экспансивны и общительны. Другие спокойны, уравновешены – или осторожны, застенчивы, чувствительны. Все это не мешает им быть счастливыми. Если, конечно, мы, родители, не будем делать из этого проблемы.

При всем том счастливых детей отличают некоторые признаки, которые можно считать общими. Они – оптимисты, то есть, считают все плохое временным и преодолимым. Они верят в свои силы, в свою способность решать проблемы и добиваться задуманного. Они умеют находить интерес и удовольствие в обычных повседневных ситуациях. Они уверены, что их любят и понимают и в хорошие, и в плохие минуты.

Психологи дают еще более конкретные определения особенностей счастливого ребенка: 

  • он способен к близким, глубоким отношениям с другими людьми; 
  • он испытывает самые разные эмоции – и не боится нового; 
  • к трем с половиной годам он готов понимать чувства другого и выражать словами свое понимание и сочувствие; 
  • к четырем с половиной – воспринимать себя со стороны и описывать свои переживания. 

У большинства детей эти способности развиваются сами в положенный срок, у одних сильнее, у других слабее. Однако всем малышам нужна помощь и руководство – по крайней мере, в некоторых сферах. 

Дети чувствуют настоящее удовлетворение, справляясь с трудностями: выполняя самостоятельно какие-то действия, преодолевая робость, проявляя решимость и волю. Слишком легкие задачи, давно освоенные умения не дают удовлетворения.

Стало быть, первая и главная забота родителей и педагогов – помогать детям ставить цели и добиваться результата. Научить их выкладываться, всегда делать максимум того, на что они способны.

Маленьким детям нравится совместная работа, потому что они получают больше  внимания со стороны взрослых. Кроме того, они любят подражать действиям взрослых.

По мере того, как дети осваивают новые навыки, они становятся все более независимыми. Знакомые дела они вполне уже могут делать сами. А вот новые лучше делать вместе, хотя бы затем, чтобы ребенок не запутался и не потерял уверенности в себе.

Любить ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким вы хотели бы его видеть – главное условие его нынешнего и будущего счастья. Все его мысли, чувства, черты характера должны быть признаны. Если ребенку дают понять, что какие-то его качества неприемлемы, не имеют права на существование – он, скорее всего, спрячет их, сделает вид, что они отсутствуют.

Человек, значительная часть личности которого находится в «теневой» сфере, не может быть счастливым. Он не может раскрыть себя до конца никому, даже самым близким. Даже себе самому.

Кроме того, если само существование каких-то черт характера не признается – как учиться управлять ими, жить с ними? Признать – не значит одобрить. В любом человеке достаточно такого, что не заслуживает одобрения. Но если вы хотите, чтобы ребенок боролся с собой, а не с вами, – давайте ему понять, что вы на его стороне. Поведение малыша может вас огорчать, но ваша любовь всегда с ним.

Знакомо ли вам ощущение полной поглощенности каким-либо занятием, когда забываешь обо всем и время как бы останавливается? Такое ощущение в детстве дает игра, позднее – любовь. Счастлив тот, кто и в зрелые годы отдается чему-то столь же самозабвенно.

Маленькие дети как никто другой склонны увлечься делом, раствориться в нем. Четырехмесячный ребенок, изучающий свои ножки, совершенно поглощен. Двухлетний может часами возиться в песке – и попробуйте его оттуда вытащить. Мальчишки, играющие в войну во дворе, вызывают у взрослых ностальгическую зависть: когда-то и они «заигрывались» до темноты, теряя счет часам.

Проблема в том, что по мере роста ребенка сама жизнь оставляет ему все меньше времени заниматься тем, что ему действительно нравится. А взрослые довершают дело, заполняя оставшиеся часы «полезными» занятиями.

Жесткий режим и увлеченность – трудносовместимые вещи. Вероятно поэтому у тех, кому разрешали в детстве гулять во дворе без сопровождения взрослых, все лучшие воспоминания связаны именно с играми на воле, будь то строительство запруд на весенних ручьях, игра в войну или в прятки. Все, что требуется от педагогов – это предоставить ребенку выбор и достаточно свободного времени, чтобы реализовать свои склонности. Речь здесь идет о маленьких детях, которые еще не утратили естественного стремления к активности, к реализации себя в каких-то занятиях. Ребенок постарше, которым постоянно управляли, может уже утратить волю к действию. 

Дети, от природы решительные и смелые, превращают разумный риск в постоянный источник воодушевления и самоутверждения. Но есть дети, не склонные к «физическому» риску из-за плохой координации движений. Это еще не трусость. Такой ребенок может демонстрировать решительность и мужество в других областях: участвовать в состязаниях, требующих находчивости и сообразительности, бороться со злом, проявлять принципиальность и стойкость. Здесь помощь педагога должна состоять не в том, чтобы «закалять характер» – просто найдите ребенку занятия, улучшающие координацию движений.

Напротив, иной ребенок может быть отчаянно смелым физически и крайне застенчивым в отношениях с людьми. Это уже совсем другая проблема – и решается она другими методами.

Все дети разные. Один боится наказания, другой – неудачи и насмешки. Одному не хватает характера заявить о себе, настоять на своем – у другого собственные желания и импульсы настолько слабы, подавлены, что он их просто не ощущает. В каждом случае, естественно, нужен свой подход. Лучшее средство помочь ребенку – это вообще никогда не употреблять таких определений, как «стеснительный», «робкий», «трусишка»… Практика показывает, что при соответствующей поддержке взрослых примерно половина робких детей «перерастают» свою робость. Однако, если  родители и педагоги слишком стремительно кидаются на защиту ребенка от огорчений – у него возникает сомнение в своих силах. Он просто не знает, как справляться с проблемами самостоятельно – и не уверен, что это вообще возможно.

Безусловно одно: ребенок имеет право быть несчастным. Чрезмерно оберегаемые от огорчений дети вырастают менее счастливыми людьми. Им не хватает стойкости в несчастьях, они не умеют с ними справляться, выходить с достоинством из трудных ситуаций. 

Одна из самых трудных задач взрослых – найти баланс между сочувствием и поддержкой с одной стороны – и позицией «это твоя проблема» с другой.

Основа эмоционального благополучия ребенка – оптимизм, то есть здоровое, позитивное отношение к жизни и к себе самому.

Есть природные оптимисты, получившие такое мироощущение в дар при рождении. Но если даже ребенок не из их числа, вы все же можете скорректировать его восприятие, несколько изменить тот угол, под которым он видит окружающую действительность.

Природные оптимисты – не обязательно благополучные люди. Многое из того, что кажется прирожденными чертами характера, на самом деле можно отнести к плодам воспитания. Даже маленький ребенок восприимчив к таким установкам, как «ты можешь, ты справишься», «все будет хорошо» или «бедняжка, кто тебя обидел?» и «мир так несправедлив!».

Психологи утверждают, что есть черты характера, в большой мере присущие счастливым людям. Приветливость, отзывчивость позволяют им ладить с окружающими, быть в гуще событий, не замыкаться на собственных проблемах и переживаниях. Позитивное и добросовестное отношение к любой работе превращает труд из бремени в увлекательное и результативное занятие. То и другое при любых обстоятельствах влияет на качество жизни, дает уверенность в своих силах.

До недавнего времени считалось, что дети не страдают от депрессии. Но теперь известно, что она встречается даже у 4-5-летних. По мере приближения к юношескому возрасту она становится все более распространенным недугом.

Приводимые ниже признаки могут считаться предупреждающим сигналом, особенно если они проявляются ежедневно на протяжении, по крайней мере, двух недель:

  • перемена настроения. Ребенок может быть печален, плаксив, раздражителен, либо слишком спокоен и безучастен; 
  • сон намного больше или меньше, чем обычно; 
  • заметное изменение аппетита; 
  • отсутствие энергии; 
  • рассеянность; 
  • неспособность радоваться, получать удовольствие от чего-нибудь. 

Серьезная депрессия – не единственная проблема. Психологов беспокоит также распространение дистимии или микродепрессии. Опасность ее в том, что она чаще остается незамеченной. Родители постепенно привыкают к особенностям настроения и поведения ребенка, считают, что он «такой уродился». Дети-дистимики неспособны испытывать высокие взлеты, яркие переживания радости и восторга, как большинство других детей, в то время как горести и обиды они воспринимают очень остро. Они могут быть слишком серьезны для своего возраста или болезненно чувствительны к критике. Как правило, именно эти дети по мере взросления становятся первыми жертвами настоящей серьезной депрессии.

В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование и созревание организма. Он способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье, так и на благоприятные факторы. 

В связи с этим дошкольное детство нельзя упускать не только для сохранения, но и укрепления здоровья. Это необходимо для подлинной гуманизации всего воспитательного процесса в ДОУ.  При этом антропологический подход в развитии  и оздоровлении должен рассматриваться главной методической линией  индивидуально-типологического подхода к  ребенку, осознания уникальности его личности и биологической организации- вот ориентиры, на которых, как мы полагаем, должна строиться вся система здоровьеразвивающей среды  как условия психического, физического и социального благополучия ребенка в  сфере образования. 

В рамках физического  благополучия  показателями физического здоровья в общем и целом, по нашему мнению,  является: 

  • устойчивость  организма ребенка к заболеваниям (иммунитет);
  • отсутствие хронических заболеваний, легкая переносимость заболеваний;
  • отсутствие аллергической реакции на различные пищевые и лекарственные препараты, а также другие вещества;
  • высокие и  средние показатели  функционирования внутренних  органов и систем (в период покоя и  физической нагрузки); 
  • низкая или средняя утомляемость т.д. 

Это  далеко не полный список  показателей  физического здоровья ребенка и только с медицинскими работниками необходимо определять стартовые  возможности организма и учитывать их при организации различных видов детской деятельности. Ведь никому не секрет, что у каждого ребенка разные стартовые возможности функционирования органов  и систем. Уровень развития обусловлен различными  факторами (наследственными,  экологическими,  социальными и д.п  В связи с этим, здоровьеразвивающая среда,  должна быть опосредована базовыми потребностями человека, доминирующими у него на различных этапах созревания и функционирования. 

По мнению  ученых (И.В. Давыдовский, 1962; Н.М. Амосов, 1979; В.П.Казначеев, 1980, и др.), функционирование систем организма человека  подчиняется стремлению к внутреннему постоянству (гомеостазу)- как важнейшему валеологическому механизму. Но организм человека, как известно, на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается  к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому  жизнедеятельность (а значит, и здоровье) человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной  способностью организма – адаптацией. В этой связи следует заметить, что приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма. И если “плата за адаптацию” выходит за пределы его резервных возможностей, появляется опасность возникновения болезни.  Отсюда, ни сколько не умаляя значения профилактических мероприятий, многие авторы (И.И.Брехман, 1990; Н.М. Амосов, 1979; И.А. Аршавский, 1993; Г.Л.Апанасенко, 1992; В.В.Колбанов, 1995) и другие вполне обосновано отмечают, что теоретический фундамент валеологии все же не может быть построен  только на превентивной идее. Тем более, что в организме человека заложен и другой (здравосозидающий) механизм  его основу составляют также адаптивные реакции. Но направлены они не на сохранение функциональных возможностей организма, а на его морфофизиологическое преобразование, в результате которого повышаются адаптационные ресурсы, а значит, растут резервы здоровья.  

В рамках психического благополучия человека также актуальными являются принципы сохранения здоровья и повышения его резервов. Первый из них проявляется в стремлении человека поддерживать психическое равновесие своего организма со средой путем ограждения себя от эмоциональных и информационных перегрузок, а второй – в повышении психической устойчивости (адаптивности) к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки. Раскрыть «цветок потенциалов личности» (В.П. Ананьев, 1996)- вот сущностное предназначение новой области человекознания- психологии здоровья. «Цветок потенциалов» символически изображается в виде цветка, семь лепестков которого формируют  «узор» взаимосвязанных потенциалов, отражающих различные аспекты  душевного, телесного и социального здоровья человека. Цель практической работы- максимальное раскрытие каждого   из этих потенциалов:

Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья)- способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья)- способность человека  к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая  адекватные средства.

Потенциал тела (физический аспект здоровья)- способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство совей личности.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья)- способность человека оптимально  адаптироваться к социальным  условиям, стремление  постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать  чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья)- способность человека к созидательной активности, способность творчески самовыражаться, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал (духовный   аспект здоровья)- способность развивать духовную природу человека.

Психическое  здоровье, внутренняя гармония и  гармония  с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще всего для этого требуются старания, соответствующая работа и активное творческое отношение к собственной жизни.

Основой психического здоровья  детей  является состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию их поведения в процессе образовательной деятельности. 

Показателями психического благополучия ребенка, по нашему мнению является: 

  • оптимистическое настроение;
  • волевые и эмоциональные устремления; 
  • пластичность нервной системы (легкая обучаемость); 
  • высокие  и средние показатели  познавательных психических процессов; 
  • отсутствие страхов, агрессии; 
  • уверенность в себе
  • адекватная или  повышенная самооценка и т.д. 

Все эти показатели отражают способность ребенка к  адаптации, интеграции и персонализации в социальной и образовательной среде. Психическое здоровье в дошкольном возрасте тесно связано с  физическим здоровьем и является основой  социального благополучия, что в конечном  итоге определяет возможности для формирования личностных качеств ребенка, его социализации.

Социальное благополучие (как компонент здоровья) также принято рассматривать (по аналогии с соматическим и психическим здоровьем) в аспекте адаптации (приспособления к условиям общественной жизни). В этом случае физическое  и психическое  благополучие находят свое отражение в соответствующих социальных механизмах.  Так, принцип “сохранения здоровья” проявляется в механизмах социальной защищенности ребенка, гарантирующих им относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности (медицинскую помощь, социальное обеспечение и т. д.) (А.И. Яшин, 1991). А принцип “повышения резервов здоровья”, по-видимому,  надо связывать с  правами ребенка на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей и их воплощение в действительность (А.Я.Иванюшкин, 1982; С.М.Громбах, 1988). Наконец, нравственный компонент здоровья личности в рамках образовательного  заведения характеризуется по меньшей мере двумя вещами: отношением к образовательной деятельности и соблюдением общепринятых обязанностей  и правил поведения,  что также напрямую связано с развитием мотивационной и затем и смысловой сферы ребенка. 

Поэтому и в этом случае принципиально важно, чтобы характер образовательной деятельности детей и их поступки в образовательной среде были обусловлены их базовыми, а не ложными потребностями.  Отсюда основным принципом построения развития и оздоровления ребенка является создание ситуации успеха, как основного элемента мотивационной сферы ребенка. По нашему мнению, именно формирование мотива «Могу быть лучшим и здоровым»  способствует развитию потенциалов здоровья ребенка, а значит  реализует потребность в успехе, потребность быть лучшим, здоровым (рис.1)

В социально-психологическом аспекте успех есть оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих и результатами деятельности личности. 

В психологическом плане успех- это переживание чувства глубокого удовлетворения, радости потому, что результаты деятельности совпадают с притязаниями личности или превосходят их. Положительным результатом переживаемого удовлетворения является изменение уровня самооценки, самоуважения личности,  т.е. это ситуация, когда формируются более стойкие мотивы деятельности, связанные с потребностью в самоутверждении, самореализации. 

В  педагогическом понимании ситуация успеха – это комплекс условий, при которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом при  минимальных энергетических затратах, что в свою очередь не только не повредит здоровью, а наоборот  будет способствовать  обретению уверенности,  смелости, преодолению отчужденности. 

Привычка к успеху или неуспеху формируется в детстве и тесно связана с ощущением уверенности человека в себе и в своих силах. С одной стороны, один успех ребенка порождает другой, усиливает его уверенность в себе, с другой – родители всегда сознательно или подсознательно рассматривают ребенка как продолжение себя, поэтому успехи ребенка укрепляют уверенность в себе и самого родителя.

Формирование навыка успешности зависит от очень многих факторов и, прежде всего, от того, какие взгляды на возможность достижения успеха прививались ребенку в родительской семье, насколько успешными и уверенными в себе были его родители, как они относились к ребенку и как оценивали его способность к самостоятельным действиям. Когда ребенок вырастет и станет взрослым, он, скорее всего, будет в состоянии изменить свое отношение к себе и к своему достижению успеха, но это потребует от него больших усилий, поэтому лучше сформировать у ребенка привычку к успеху в детстве.

 

Рис. 1.1.  Модель поля развития  потенциалов здоровья  ребенка

 

 

В соответствии с взглядами К.Роджерса, потребность в позитивном отношении к себе и потребность в самоуважении также развиваются на основе позитивного отношения к себе со стороны других. С самого рождения ребенок испытывает потребность в любви, в добром и чутком к нему отношении, в признании его другими людьми, в понятии и принятии его таким, какой он есть. Распространенное высказывание о том, что если человек не будет себя уважать сам, то его не будет уважать никто, применительно к личности  ребенка можно сформулировать по-другому: если мы взрослые не будем уважать ребенка с самого начала его развития и становления как личности, то сам себя он вряд ли научиться уважать. По мнению Ю.Азарова « Слова – это энергия и направленность воли… от того, какими словами напичкан человек, зависит то, как он сам себя ведет».  

Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других людей, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникают разногласия между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация, которая  приводит  к  ранним неврозам, психическим заболеваниям.

Показателями социального здоровья, по нашему мнению, является следующее: 

  • потребность в общении (культура общения), 
  • потребность в деятельности (культура деятельности), 
  • позитивные устремления (могу быть  лучшим, здоровым), 
  • социальная активность и открытость
  • позитивное отношение  к образовательной деятельности 
  • чувство привязанности и чувство принадлежности к ближайшему окружению и всему человечеству 

Это далеко не все  показатели социального здоровья ребенка, но  именно они в первую очередь  отражают  социальное благополучие ребенка, его статус в социальной  группе дошкольников (предпочитаемый, отверженный).

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми, даже в большей степени, нежели со сверстниками, так как с первыми ребенок общается гораздо больше. Если педагоги внимательны к ребенку, уважают его как личность, способны понять, принять и признать его, если у ребенка есть право на свободу, то он испытывает эмоциональное благополучие, что является  одним из компонентов психического здоровья. 

Вместе с тем, в этот момент проявляются и закрепляются положительные качества ребенка. Видя доброе, чуткое отношение к себе, находясь в обстановке понимания и безусловного принятия, ребенок принимает это отношение к себе за норму отношения к другим людям, обретая уверенность и  чувство сопричастности, что также  является основой социального здоровья.

Зачастую педагоги  своим отношением приносят ребенку огорчения, не умеют и не стремятся понять внутренний мир ребенка, его переживания, постоянно поучают его, ограничивают его свободу до минимума, не стремятся относиться к нему как к равноправной личности. Ребенок, в свою очередь, переносит данный характер взаимоотношений не только в свой стиль поведения, но и на свое отношение к окружающим людям. Он становится нервным, вспыльчивым, упрямым, эгоистичным и т.д.

Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение. При недостаточных эмоционально теплых контактах ребенка с педагогом в дошкольном учреждении может возникнуть задержка эмоционального развития, которая иногда сохраняется на всю жизнь; у ребенка развивается эмоциональная бедность на чувства любви, уважения, добра, принятия, понимания, признания. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Так, первичное посещение ребенком ДОУ — это нарушение привычной ситуации (изменяется режим дня, да и весь уклад жизни ребенка), что может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. 

Педагогика и психология здоровья противостоит проникающим в Россию целям и ценностям массовой культуры – обогащение, насилие, секс, власть, конкуренция и т.д., опираясь на общечеловеческие и национальные ценности, проверенные веками. Вместе с тем, утверждение приоритетности духовно-нравственного компонента здоровья человека, возведение его в статус своеобразного «индикатора нормальности» ценностных ориентаций общества и личности, позволяет и инновационным учреждениям избежать известных перекосов и дискредитации ценностей, на основе которых они базируются.  Следовательно, здоровье необходимо рассматривать как неотъемлемую часть культурного развития человека и как показатель истинности культуры, в которой живет индивид.