Играем вместе. Картотека игр

 

“Найди пропажу “

Взрослый расставляет на столе 5-6 предметов, потом просит ребят зажмуриться и прячет один из предметов неподалёку в комнате. Открыв глаза, дети должны определить, что пропало со стола, и найти это с помощью подсказок «горячо-холодно».

“Угадай наощупь”.

В непрозрачный мешок прячут несколько предметов, предлагая участникам игры по очереди опускать в него руку и угадывать, что именно им досталось

“Запретные слова”

Во время игры ребенок отвечает на вопросы, не используя запретные слова. Это могут слова «да» и «нет»

Дорисуй. Участники рисуют на листе бумаги произвольные точки, крестики, нолики, линии. Все абстрактно. Затем видят в этом нечто и дорисовывают. 

“Море волнуется”.

Водящий закрывает глаза и говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». Пока он это произносит, игроки двигаются, плавно изображая морские волны. После слова «замри» — замирают, изображая любого морского жителя или растение.

“Угадай”

Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете.

“Закончи слово”

 Взрослый называет первые слоги слова, а ребенок -последние, заканчивая слово. (Например: мо- ре; мо-локо; мо-ст)

«Антонимы»

 Взрослый  называет слово, а ребенок  должен назвать противоположное по смыслу слово. (Например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «большой-маленький» и др.).

«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите».

Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

«Пирамида»

 Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их затем взрослый называет три слова, ребенок  повторяет и т.д.

«Следопыт»

Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате, ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку, ребенок должен ее найти. Взрослый координирует ребенка (слева, справа, вверху, внизу и т.д.)

«Нарисуй такой же»

Взрослый рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет.

Рисование по точкам, рисование в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам),  штриховка разными способами способствуют развитию мелкой моторики и графического навыка.

“Самая быстрая черепаха “

Игроки превращаются в черепах (становимся  на четвереньки, кладём на спину подушку). Черепашки ползают  стараясь не потерять свой  «панцирь». Можно устроить соревнование «Кто быстрее?».

 

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи – это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Живое предложение».

Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином»

«Игры с бельевыми прищепками».

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Пройди, не задень».

Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Игры для малышей 

«Покружимся»

Взрослый берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться с ним.

Затем взрослый читает стишок и действует по его содержанию. Ребенок выполняет движения. 

Я кружусь, кружусь, кружусь.

А потом приостановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь

Игры для малышей 

«Прячем мишку»

Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку, так чтобы она была немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам взрослый, громко произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет его, прячется в другое место. В конце игры прячется сам ребенок.

Игры для малышей 

«Поезд»

Взрослый предлагает поиграть в «поезд»: «Я –паровоз, а вы –вагончики» дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали» – говорит взрослый и все начинают двигаться, затем замедляет ход и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Игры для малышей 

«Солнечные зайчики»

Материал: маленькое зеркальце.

Ход игры: Взрослый зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить.

Игры для малышей 

«Ловись, рыбка»

Материал: картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).

В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому – брусок магнита. Взрослый показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рубку.

Игры для малышей 

«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

Взрослый дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

Игры для малышей 

«Собираем игрушки»

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, их на место убираем».

Игры для малышей 

«Игра с кистями рук»

Ход игры: (выполняя движения, взрослый просит детей выполнять за ним). Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струя дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком об кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, взрослый создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп-хлоп. и т.д.

Игры для малышей 

«Кто в кулачке?»

Ход игры. Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить большой палец). 

 

Акция “Новогодние пожелания”

Цель:  формирование  интереса родителей к игровому взаимодействию с детьми, создание позитивного психологического климата в дошкольном учреждении.

Материал: стенд (плакат) с изображением елки, заготовки елочных шаров из бумаги, цветные квадратики, клей, картотека игр, мешок с новогодними пожеланиями.

Место проведения: главный холл детского сада или раздевалка в группе.

Время проведения: в течении дня.

Описание акции: Родителям и детям предлагается выбрать елочный шар, украсить его и разместить на елке. Так же можно выбрать пожелание из мешочка. Из картотеки можно подобрать совместные игры, в которые можно поиграть на продолжительных каникулах.