Многие великие педагоги, психологи высоко оценивали роль художественной литературы в формировании личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, В.Г. Белинский и мн. др.. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». “Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, – развитие чувства любви, и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию. … Детские книжки должны показать им, что мир и жизнь прекрасны, т.к. они суть. … Кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее … Преимущественное развитие чувства дает им полноту, гармонию и поэзию жизни. … Они должны знакомить их с таинством страдания, показывая его, как другую сторону одной и той же любви, как блаженство своего рода, … как необходимое состояние духа. …И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в повествованиях и картинах, полных жизни и движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, свободным, игривым, цветущим в самой простоте своей, – и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания.” “Воспитание – великое дело ; им решается участь человека”-писал критик и теоретик детской литературы В.Г.Белинский, подчеркивая роль детской литературы в воспитании детей и формировании нравственной культуры в становлении личности ребенка.
Самые первые, любимые и легкие в запоминании стихи Агнии Барто «Наша Таня громко плачет», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка» и другие читает детям мама. Дети с раннего возраста учатся сопереживать, видеть прекрасное. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Большую роль в становлении ребенка как личности в дошкольном возрасте принадлежит детской художественной литературе. Воспитатель, выполняя основную свою функцию, должен научить ребенка правильно обращаться с книгой. Важно иметь в каждой группе книжный уголок, для воспитания любви и формирования интереса к детской художественной литературе.
Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время (1,стр.67).
В век информатизации и компьютеризации возникла проблема интереса к художественной литературе. Мы практически забыли, что существует такое занятие, как семейное чтение, посещение библиотек. Вместо книг родители включают детям аудикниги, не дифференцируя целесообразность детских художественных произведений. В.Г.Белинский писал “Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются… и дети – так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать». Перед педагогом и родителем стоит важная задача- каждое произведение надо донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания (2,стр.188).
С целью знакомства детей старшего дошкольного возраста с детскими писателями и их произведениями мы разработали проект «Писатели-детям».
Литература:
- С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67.
- В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. —188сс.
- «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой Мозаика-синтез Москва, 2019.-262-281сс.