«Методы и приемы формирования читательской грамотности в начальной школе»

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической: способ чтения, темп чтения,  правильность чтения.

и смысловой: понимание содержания и смысла читаемого.

Принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность.

Работа по формированию навыка чтения в большей  степени ведётся на уроках литературного чтения, но чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Следовательно, каждый предмет должен реализовать возможности для формирования и развития обозначенных навыков. 

           Методы и приёмы работы с текстом на примере сказа П.Бажова «Серебряное копытце»

  1. МЕТОД ЭМПАТИИ. – чтение текста от лица героя.

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение.

  1. Для развития наглядно-образного мышления  используем следующий  прием «Кастинг» на роль главной героини этого произведения.  Нужно выбрать из предложенных вариантов портретов, опираясь на текст.
  2. «Сопоставление»

А теперь посмотрим, совпадает ли наш образ с образом из фильма. Дети просматривают фрагмент мультфильма и анализируют.  

4.Седующий прием эмоциональное переживание текста «Цветовая палитра».   

Цвет как отличительная черта, сущность героя, явления, состояния мира, человека.

5.Прием смыслового чтения можно показать таким образом:  

– Узнайте, опираясь на текст, и назовите полное имя главного героя.  В тексте оно скрыто.

6.Словарная работа. В этом произведении много диалектной лексики. Можно использовать прием обращения к контексту.

  1. Следующий прием работа с образными средствами языка,

к которым относятся эпитеты, метафоры, лексические повторы и т. д. 

 

  1. 8. Подобрать пословицы к тексту.

– Выбрать из предложенных пословиц те, которые передают главную мысль текста.

  1. Метод «Театрализации». Найти в тексте реплики героя и сыграть роль в кукольном театре. Для этого нужно ещё подготовить декорации.
  2. Кубик Блума. На гранях кубика написаны вопросы (задания) по тексту. Дети кидают кубик и отвечают на вопросы.
  3. Восстановить последовательность событий по предложенным иллюстрациям.
  4. 12.  Отдели слова друг от друга так, что бы получился отрывок из сказки.

 

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. 

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Поэтому каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.