«Методы и приемы формирования читательской грамотности в начальной школе»
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической: способ чтения, темп чтения, правильность чтения.
и смысловой: понимание содержания и смысла читаемого.
Принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность.
Работа по формированию навыка чтения в большей степени ведётся на уроках литературного чтения, но чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Следовательно, каждый предмет должен реализовать возможности для формирования и развития обозначенных навыков.
Методы и приёмы работы с текстом на примере сказа П.Бажова «Серебряное копытце»
- МЕТОД ЭМПАТИИ. – чтение текста от лица героя.
Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение.
- Для развития наглядно-образного мышления используем следующий прием «Кастинг» на роль главной героини этого произведения. Нужно выбрать из предложенных вариантов портретов, опираясь на текст.
- «Сопоставление»
– А теперь посмотрим, совпадает ли наш образ с образом из фильма. Дети просматривают фрагмент мультфильма и анализируют.
4.Седующий прием эмоциональное переживание текста «Цветовая палитра».
Цвет как отличительная черта, сущность героя, явления, состояния мира, человека.
5.Прием смыслового чтения можно показать таким образом:
– Узнайте, опираясь на текст, и назовите полное имя главного героя. В тексте оно скрыто.
6.Словарная работа. В этом произведении много диалектной лексики. Можно использовать прием обращения к контексту.
- Следующий прием работа с образными средствами языка,
к которым относятся эпитеты, метафоры, лексические повторы и т. д.
- 8. Подобрать пословицы к тексту.
– Выбрать из предложенных пословиц те, которые передают главную мысль текста.
- Метод «Театрализации». Найти в тексте реплики героя и сыграть роль в кукольном театре. Для этого нужно ещё подготовить декорации.
- Кубик Блума. На гранях кубика написаны вопросы (задания) по тексту. Дети кидают кубик и отвечают на вопросы.
- Восстановить последовательность событий по предложенным иллюстрациям.
- 12. Отдели слова друг от друга так, что бы получился отрывок из сказки.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Поэтому каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.